Особенности развития предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 ноября, печатный экземпляр отправим 10 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (369) июль 2021 г.

Дата публикации: 02.07.2021

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Литвинова, А. О. Особенности развития предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А. О. Литвинова, Ю. И. Чеснокова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 253-255. — URL: https://moluch.ru/archive/369/83045/ (дата обращения: 24.10.2021).



В статье исследуются и анализируются особенности развития предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Основываясь на трудах ученых, таких как Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, были выделены основные особенности речи детей с ОНР.

Ключевые слова: старшие дошкольники, ОНР, предметный словарь, овладение словарем, ребенок, слово, пассивный словарь.

В дошкольном детстве у детей закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Главная задача каждого педагога — помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать знания для ума ребенка.

Овладение речью является непременным фактором полноценного развития ребенка. Дошкольник развивается всесторонне, у него расширяется потребность выражать свои мысли, передавать накопленный опыт, делится знаниями. Ведущую роль в этом процессе играет деятельность. Различные ее виды (учебный процесс, игра, труд, бытовая деятельность) заключают в себе разнообразные потенциальные педагогические возможности. Самую значимую роль в процессе становления речи играет общение. Именно поэтому в дошкольном возрасте остро стоит проблема формирования предметного словаря. Важным условием умственного развития ребенка является овладение предметным словарем.

Формирование словаря дошкольника происходит в процессе познания окружающей действительности, во всех видах детской деятельности: игровой, экспериментальной, трудовой, творческой, в повседневной жизни и общении со сверстниками и взрослыми. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

На первых этапах развития у ребенка возникает желание вступить в контакт со взрослым, чтобы выразить свои потребности, но это общение носит односторонний и эмоциональный характер. Постепенно это переходит на общение с ребенком с помощью звуковой символики.

В конце первого года жизни у ребенка возникает реакция на словесный раздражитель, но слова не отграничиваются друг от друга. В этот период расширяется объем лепетных слов. У ребенка появляются лепетные слова, которые представляют собой фрагмент услышанного слова (бабушка — «ба», яичко — «зизи», кошка — «ки»). Именно в этом периоде прослеживается реакция на весь комплекс слов со всей предметной ситуацией. Для таких слов характерно искажение звукового оформления [10].

В возрасте от полутора до двух лет дети начинают расчленять комплексы на части. Именно в этом возрасте происходит рост активного словаря, появляются первые предложения. Эти части вступают между собой в различные комбинации. Именно в этом периоде у детей растет запас слов, который к концу второго года жизни насчитывает 300–400 слов, разных частей речи. В этом же возрасте ребенок переходит к активному приобретению слов, расширяя свой словаря с помощью вопросов: «Что это?», «Как называется?» [5].

К трем годам словарный запас может достичь 1550 слов. Уже в этом возрасте дети используют трех-четырехсловные предложения. Дети в этом возрасте используют в речи названия предметов и объектов близкого окружения, их назначений, свойств, начинают усваивать значение слов. К четырем годам словарь дошкольника доходит до 1900 слов [5]. В этом возрасте ребенок воспринимает слово как единицу, ему доступно понятийное значение слова.

В возрасте от пяти до шести лет происходит огромный скачок в развитие словаря. В пять лет ребенок пытается сам понять правила соотнесения мира действительности и языка. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, так же постепенно формируется навык словообразования. Развивается кругозор детей, а вместе с тем обогащается их словарный запас. В пять лет словарь ребенка достигает до 2000–2500 слов, а в шесть лет до 3500–4000 слов [6]. Дети в этом возрасте уже осваивают и используют в речи такие понятия как название предметов и материалов из которых они изготовлены (ткань, дерево, резина), названия живых существ и сред их обитания (почва, вода, воздух), название профессий, слова, обозначающие родовые и видовые обобщения (инструменты, игрушки), а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки (посуда — это то, что нужно человеку для еды) [2].

К старшему дошкольному возрасту дети настолько овладевают лексикой и другими компонентами языка, что усваиваемый язык становится родным. Здесь закачивается формирование ядра словаря, но семантическое и грамматическое развитие остаются еще далеко не завершенным. К семи годам уточнение смыслового содержания слов набирает силу. Это связано с условием новых знаний о мире. По мере развития ребенка, его словарь обобщается и систематизируется. К концу дошкольного периода дети овладевают развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

Такие авторы как Н. С. Жукова [3], Е. М. Мастюкова [3] (16), Т. Б. Филичева [9] и другие, в своих работах отмечают, что у детей с общим недоразвитием речи различного генеза отмечается ограниченный словарный запас. Одной из выраженных особенностей речи детей является более существенные расхождение в объеме активного и пассивного словаря, объем активного и пассивного словаря близок к норме, но употребление слов в устной речи и актуализирование словаря вызывает большие трудности.

Р. И. Лалаева определяет, что «характерной особенностью словаря у детей с общим недоразвитием речи является неточность употребления слов, одном случае дети употребляют слова в слишком широком значении, в другом — проявляется узкое понимание значения слова, понимание и использование слова у детей с ОНР носит ситуативный характер» [5, с.23].

Н. С. Жукова в своих трудах определяет, что «неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных является одним из направлений морфологической системы языка у детей с общим недоразвитием речи» [3, с. 257].

Так же у детей с ОНР распространенным нарушением является замена слов, относящихся к одному смысловому родству. Среди существительных преобладают замены слов одного родового понятия (дыня — тыква, яблоко — клубника, скворечник — гнездо) [10].

Р. И. Лалаева в своих работах отметила, что у детей с ОНР возникают замены слов на основе других семантических признаков [5]. Таких как:

— смешение слов на основе функционального назначения: миска — блюдце, чашка — стакан;

— замена слов, называющих предметы, внешне сходные: штаны — брюки, фонтан — душ;

— замена слов, именующих предметы, объединенные одной ситуацией: лес — пикник, вешалка — платье;

— смешение слов, называющих часть и целое: воротник — платье, паровоз — поезд;

— замена объединяющих понятий словами определенного значения: мебель — диван, одежда — пальто.

О. Е. Громова указывает, что «процесс поиска слова дошкольниками с ОНР осуществляется на основе звукового образа слова. Выделив значение слова, ребенок соотносит это значение с определенным звуковым образом, перебирая в своем сознании всплывающие звуковые образы слов» [1, с.101].

Е. А. Сидоренко отмечает, что «распространенным у детей с нарушениями речи является проблема несформированности семантического поля, даже к семи-восьми годам у детей с речевой патологией случайные ассоциации являются очень распространенными, хотя с возрастом их количество уменьшается. У детей же с нормальным речевым развитием к концу дошкольного периода случайные ассоциации оказываются единичными» [8, с. 74].

Формирование лексической системности, семантических полей проявляется в характере ассоциаций и в особенностях классификации слов на основе семантических признаков. У детей с ОНР выполнение заданий на группировку слов, семантически далеких, вызывает определенные трудности [4].

И. Ю. Павловой в своих исследованиях отмечает, что «выполнение заданий на группировку семантически близких слов у детей с общим нарушением речи сопровождается еще большим количеством ошибок, часто не выделяют общий понятийный признак, а осуществляют классификацию на основе общности ситуации, функционального назначения» [7, с. 25].

Таким образом, формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи значительно отходит от нормы. У детей проявляется ограниченность словарного запаса, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, многочисленные вербальные парафазии, несформированность семантических полей, возникают трудности при актуализации словаря. Для эффективной логопедической помощи, необходимо изучить современные подходы к этой проблеме.

Литература:

  1. Громова, О. Е. Методика формирования начального детского лексикона / О. Е. Громова. М.: Сфера, 2010. 176с.
  2. Душка Н. И. Синквейн в работе по развитию предметного словаря дошкольников / Н. И. Душка // Логопед. 2010. № 5. С. 15 –17.
  3. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 2010. 320 с.
  4. Кисилева, О. И. Создание психолого-педагогических условий языковой способности дошкольников как педагогическая задача / О. И. Киселева // Вестник. 2017. № 9. С.98–101.
  5. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева,
  6. Н. В. Серебрякова. М.: ТЦ Сфера, 2009. 224 с.
  7. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. М.: ТЦ Сфера, 2010. 243с.
  8. Павлова, И. Ю. Развитие и обогащение предметного словаря у детей дошкольного возраста / И. Ю. Павлова // Молодой ученый, 2012. № 4. С. 21–27.
  9. Сидоренко, Е. А. Обогащение и активизация предметного словаря у детей с общим недоразвитием речи / Е. А. Сидоренко // Дефектология, 2009. № 5.С. 73–78.
  10. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч.II. Второй год обучения (подготовительная группа) / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. М.: ТЦ Сфера, 2009. 367 с.
  11. Харитонова, О. Р. Игровые методы коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. / О. Р. Харитонова. Ростов-на-дону: Методическое пособие, 2009. 92 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, слово, замена слов, общее недоразвитие речи, пассивный словарь, предметный словарь, возраст, дошкольный возраст, дошкольный период, функциональное назначение.


Ключевые слова

ребёнок, старшие дошкольники, слово, ОНР, пассивный словарь, предметный словарь, овладение словарем
Задать вопрос