Формирование глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ӀӀӀ уровня | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Баранова Л. В. Формирование глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ӀӀӀ уровня [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — СПб.: Свое издательство, 2019. — С. 29-31. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14908/ (дата обращения: 22.09.2019).



В данной статье рассматриваются особенности глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ӀӀӀ уровня. Представлена эффективная коррекционная работа по формированию глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ӀӀӀ уровня.

Ключевые слова: дети с общим недоразвитием речи, глагольный словарь.

В настоящее время количество детей с речевыми патологиями заметно увеличивается. У детей нарушаются важнейшие элементы речи, такие как лексика, грамматика и фонетика. Но некоторые дети сталкиваются с нарушениями всех компонентов речи, а именно с общим недоразвитием речи. Лексика выступает тем главным несформированным элементом, который оказывает существенное влияние на развитие речи ребенка, поскольку значение непосредственно слова, по мнению Л. С. Выготского, является «единицей речевого мышления» [1].

В работах Л. Н. Ефименковой, Г. И. Жаренковой, Н. С. Жуковой, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, Т. В. Тумановой, Л. Ф. Спировой и других, посвящённых изучению и исправлению общего недоразвития речи, содержатся данные о неполноценности протекания словообразовательных операций у этих детей. Дети с недоразвитием речи с трудом и в более позднем сроке овладевают навыками образования глаголов, что существенно обедняет возможности детей в использовании языковых средств.

Словарь — один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря — один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях — ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка.

Пассивный словарь — слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадается по контексту. Если у взрослого в пассивный словарь чаще всего входят специальные термины, диалектизмы, архаизмы, то у ребенка — часть слов общеупотребительной лексики, более сложных по содержанию.

Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения. Развитие речи в дошкольном возрасте оказывает существенное влияние на психическое развитие ребёнка в целом.

Современные психологические исследования показали, что недоразвитие регулирующей функции речи является общей закономерностью аномального развития.

Научные исследования ряда психологов показали, что именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке.

Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа. Речь является основным средством и формой самовыражения и коммуникации детей, она служит способом регуляции его поведения.

Исследование, направленное на изучение особенностей развития глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ӀӀӀ уровня, проводилось в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный» города Казани. В исследовании приняло участие 20 детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ӀӀӀ уровня.

Методика исследования основывается на методических разработках Волковой Г. А., Архиповой Е. Ф. (приемы обследования пассивного и активного словаря, дополнение к глаголу, приемы дифференцировки глаголов совершенного и несовершенного вида и глаголы образованные префиксальным способом), Жуковой Н. С. [3] (заимствован материал по обследованию различения мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, материал по обследованию различения единственного и множественного числа глаголов, префиксальных изменений глагольных форм), Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. [4] (приемы показ по называнию, а затем называние действий).

При оценке выполнения задания на выявление уровня развития глагольного словаря учитывается ряд показателей, характеризующий каждый уровень владения детьми глагольным словарём.

Высокий уровень — правильное, самостоятельное выполнение задания, без дополнительных разъяснений.

Средний уровень — ребёнок выполняет больше половины предложенных заданий без помощи.

Низкий уровень — ребёнок выполняем меньше половины предложенных заданий без помощи.

При обследовании глагольного словаря нами было выявлено, что активный и пассивный словарь детей беден, дети знают и используют в своей речи слова, которые им доступны и с которыми чаще всего встречаются в своей речи.

Речь детей бедна, не насыщена разнообразными глаголами. Подбор и называние близких слов-действий у детей находится на низком уровне, они с трудом подбирают нужные слова-действия, большинство детей заменяет названия действий близкими по ситуации и внешним признакам. Так же большие трудности у детей вызвало задание, на подбор дополнения к глаголу, т. к. у них отмечается несформированность лексики и семантических полей. При обследовании грамматических форм глаголов, а именно словообразования и словоизменения, дети допускали большое количество аграмматизмов. В образовании глаголов совершенного вида дети частично справились с заданием, но затруднялись в различении совершенного и несовершенного вида глаголов. Таким образом, по результатам нашего исследования нами определены основные тенденции в развитии глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР III уровня, и мы планируем в формирующем эксперименте разработать коррекционную работу, направленную на формирование глагольного словаря. Такие дети нуждаются в специальном коррекционном обучении.

Для коррекционного обучения была отобрана экспериментальная группа детей из 12 человек дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ӀӀӀ уровня.

В результате формирующего эксперимента мы разработали картотеку игр и упражнений, а также перспективный план коррекционной работы по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, и внедрили в образовательный процесс.

Словарь ребёнка дошкольного возраста пополняется в процессе игры. Игр по расширению словарного запаса множество, бывают речевые — с мячом, а также с другими предметами и двигательно-словесные, предполагающие манипулирование руками и мыслительно-познавательную деятельность.

В формирующем эксперименте для формирования глагольного словаря мы использовали следующие игры:

  1. Глаголы движения:

– игра «что делают предметы?»,

– игра «кто как передвигается».

  1. Глаголы, обозначающие движения и крики:

– «кто как голос подаёт?»,

– «в зоопарке».

  1. Бытовые глаголы:

– «кто что делал, расскажи»,

– «найди подходящую картинку».

  1. Глаголы, связанные с процессами, происходящие в природе:

– «что происходит в природе».

  1. Глаголы, выражающие чувства людей:

– «скажи иначе»,

– «унылый и весёлый».

После проведения коррекционной работы мы провели контрольный эксперимент. У детей заметно улучшились показатели в развитии глагольного словаря. В пассивном словаре детей имеется большой объём слов — действий. Работа по обучению детей с общим недоразвитием речи способствовала развитию их глагольной лексики, решала задачи понимания устной речи, умения вслушиваться в речь, умения определять действия предмета.

Активный словарь детей стал богаче, дошкольники стали правильно употреблять слова-глаголы разной слоговой структуры, у них совершенствовались навыки общения, что выражалось в стремлении вступать в диалог с логопедом, с детьми по группе, дети стали активнее на занятиях, особенно по развитию речи. Дошкольники стали лучше выделять не только действия предметов. В играх также отражалась динамика развития глагольной лексики детей. Нередко можно было заметить такую ситуацию, когда ребёнок что-то рассказывал своей игрушке или составлял рассказ по созданному рисунку. Дети экспериментальной группы научились обозначать действия, совершаемые ими в бытовой, игровой, изобразительной деятельности.

Таким образом, данные результатов контрольного эксперимента позволяют нам считать эффективной приведенную нами коррекционно-логопедическую работу, в процессе которой мы развивали глагольный словарь старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, что значительно улучшило состояние речи в целом.

Литература:

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн.для воспитателя дет.сада. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
  2. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Собр. соч. — М., 1982. — Т. 6. Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. — 1972. — № 2. — 114с.
  3. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.- метод.пособие. / Жукова Н. С. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
  4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи
  5. Чистякова И. А. «33 игры для развития глагольного словаря. дошкольников». Издательство «Каро». С.-Петербург, 2005г.
Основные термины (генерируются автоматически): глагольный словарь, общее недоразвитие речи, ребенок, дошкольный возраст, III, уровень, развитие речи, пассивный словарь, коррекционная работа, формирующий эксперимент.

Похожие статьи

Выявление и коррекция трудностей формирования глагольного...

Программа по формированию глагольного словаря у детей с ОНР III уровня. Этапы коррекции. Упражнения изадания.

Сычева, Н. В. Развитие глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / Н. В. Сычева...

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста...

Для исследования уровня развития речи детей была применена «методика исследования лексики

Подводя итоги изучения словаря признаков у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня

Таким образом, хотим отметить, что логопедическая работа по развитию словаря...

Исследование по развитию активного и пассивного словаря...

Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку

Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с...

Рекомендации по развитию лексического строя у детей 5–6 лет...

Для работы по развитию лексического строя речи стоит опираться на перспективное планирование коррекционной работы в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи Н. В. Нищевой, в котором использован принцип концентрического...

Теоретические основы проблемы обогащения словарного запаса...

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дети дошкольного возраста, словарный запас. Речь — величайший дар, который подарила нам природа

После изучения словарного запаса устанавливается уровень развития словаря дошкольника с общим недоразвитием речи.

Формирование словоизменения имён существительных у детей...

Формирование грамматического строя речи и словоизменения при общем недоразвитии речи происходит гораздо труднее, чем овладение

При логопедической работе по формированию системы словоизменения необходимо учитывать уровень речевого развития ребёнка с ОНР...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Библиографическое описание: Ручий Н. П. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе

В методической литературе отражены различные виды игр по развитию связной речи дошкольников.

Театрализованная деятельность как средство обогащения...

Развитие речи ребенка — это важный этап в период дошкольного возраста. Главной задачей данного этапа является педагогически грамотная организация игровой деятельности, способствующей дальнейшему гармоничному развитию личности ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего...

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР)...

Похожие статьи

Выявление и коррекция трудностей формирования глагольного...

Программа по формированию глагольного словаря у детей с ОНР III уровня. Этапы коррекции. Упражнения изадания.

Сычева, Н. В. Развитие глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / Н. В. Сычева...

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста...

Для исследования уровня развития речи детей была применена «методика исследования лексики

Подводя итоги изучения словаря признаков у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня

Таким образом, хотим отметить, что логопедическая работа по развитию словаря...

Исследование по развитию активного и пассивного словаря...

Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку

Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с...

Рекомендации по развитию лексического строя у детей 5–6 лет...

Для работы по развитию лексического строя речи стоит опираться на перспективное планирование коррекционной работы в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи Н. В. Нищевой, в котором использован принцип концентрического...

Теоретические основы проблемы обогащения словарного запаса...

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дети дошкольного возраста, словарный запас. Речь — величайший дар, который подарила нам природа

После изучения словарного запаса устанавливается уровень развития словаря дошкольника с общим недоразвитием речи.

Формирование словоизменения имён существительных у детей...

Формирование грамматического строя речи и словоизменения при общем недоразвитии речи происходит гораздо труднее, чем овладение

При логопедической работе по формированию системы словоизменения необходимо учитывать уровень речевого развития ребёнка с ОНР...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Библиографическое описание: Ручий Н. П. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе

В методической литературе отражены различные виды игр по развитию связной речи дошкольников.

Театрализованная деятельность как средство обогащения...

Развитие речи ребенка — это важный этап в период дошкольного возраста. Главной задачей данного этапа является педагогически грамотная организация игровой деятельности, способствующей дальнейшему гармоничному развитию личности ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего...

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР)...