Роль казахской этнопедагогики в развитии ценностного отношения к Родине в условиях реализации идеи «Мәңгілік ел» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 15.06.2021

Статья просмотрена: 636 раз

Библиографическое описание:

Агбаева, У. Б. Роль казахской этнопедагогики в развитии ценностного отношения к Родине в условиях реализации идеи «Мәңгілік ел» / У. Б. Агбаева, Зарина Абильдаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 319-320. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82350/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается роль казахской этнопедагогики в развитии ценностного отношения к Родине, важность повышения роли человека в формировании материальных и духовных ценностей в формировании и развитии всесторонне развитой гармоничной личности.

Ключевые слова: ценностное отношение, Родина, патриотическое воспитание.

В современной казахской системе образования усиливается роль воспитания. В послании Первого президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана стратегия «Казахстан-2050» говорится, что «воспитание детей — это огромные инвестиции в будущее. Мы должны подходить к этому вопросу так, чтобы стремиться дать нашим детям лучшее образование» [1]. Сегодня национальная идентичность, культура, народные традиции и обычаи возрождаются через нравственность и культуру поведения. Повышение роли человека в формировании материальных и духовных ценностей способствует формированию и развитию всесторонне развитой гармоничной личности.

Реализация этих задач зависит от реализации образовательного потенциала народной педагогики. Анализу проблем народной педагогики занимались отечественные ученые: К. Б. Жарыкбаев, К. К. Жампеисова, А. Н. Нысанбаев, С. Ж. Пралиев, К. Н. Нарикбаев, С. Т. Иманбаева, С. И. Калиева, С. А. Узакбаева, К. К. Шалгынбаева и др.

Народная педагогика представляет собой накопленные и проверенные знания, полученные многими поколениями, сохранившиеся в традициях, обрядах, обычаях, устном народном творчестве, направленные на разностороннюю подготовку молодого поколения к дальнейшей жизни. Этнопедагогика являет собой научную точку зрения на феномен воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики на культурные традиции народа [2].

Этнопедагогика анализирует процесс общественного взаимодействия и воздействия, в ходе которого воспитывается, формируется личность, присваивающая общественные нормы, ценности, установки; накапливает и классифицирует народные знания о воспитании и обучении подрастающего поколения, народную мудрость, представленную в религиозных учениях, преданиях, сказках, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх итд.

Казахская этнопедагогика — уникальное явление, образовавшееся за счет своеобразия этнической культуры казахов, проявляющееся в традициях, языке, обрядах, религии, своеобразном этническом мировосприятии, которое находит свое выражение в национальном самосознании, отношении, чувствах.

Она представляет собой составную часть педагогической науки, которая объединяет в своем составе этнологию, этнопсихологию, этнокультуру, этнофилософию, и является интегрированной отраслью знания.

Ключевым фактором образования и развития нации является государство. В связи с этим термин «нация» нередко применяется не в этническом, а в государственно-политическом смысле [3].

В каждой стране в зависимости от уровня ее социально-экономического развития, национальных, этнических и религиозных особенностей начали определяться свои приоритеты и подходы к воспитанию молодых людей. воспитание имеет не абстрактный, а конкретный характер и отражает, прежде всего, национально-этническое своеобразие морали, обычаев, традиций, нравов того или иного народа и осуществляется с опорой на его культуру, создание этнокультурной среды и максимальное использование средств народной педагогики [4].

Все мы знаем, что «Мәңгілік ел» — это благородная мечта наших предков на протяжении многих лет. Это была мечта стать независимым государством с равным окном для остального мира, мечта стать процветающей, процветающей и счастливой страной, в которой будущие поколения будут иметь уверенность в завтрашнем дне. В образовании идея «Мәңгілік ел» направлена на воспитание у детей и молодежи высокой духовности, гражданской ответственности, социальной ответственности, готовности работать на благо казахстанского общества, нового казахстанского патриотизма и чувства единства.

В рамках реализации идеи «Мәңгілік ел» в основное содержание учебных программ социально-гуманитарных дисциплины обучают студентов духовно-нравственным качествам и патриотическим чувствам, стремлению к реализации национальной идеи «Мәңгілік ел», формированию гражданской ответственности, развитию национальной идентичности и толерантности, укреплению светских и сознательных ценностей.

Известно, что организация обучения и воспитания в соответствии с современными требованиями, анализируя мировой опыт, является ключевым вопросом в современном глобализированном мире. Основные направления повышения функциональной грамотности учащихся включают обновление содержания системы образования и повышение квалификации учителей с учетом роли семьи в жизни учащегося. Модернизация образования связана не только с формированием у студентов знаний, но и навыков их применения, в частности, функциональной грамотности или компетентности. Основная цель — научить студентов эффективно применять знания в жизни. Это основа для радикального изменения парадигмы среднего образования. Развитие функциональной грамотности студентов является важнейшим условием вхождения Казахстана в 30-ку самых конкурентоспособных стран мира.

В рамках обновленного содержания образования на всех ступенях образования в новой редакции внедрена система ценностей «Мәңгілік ел», таких как казахстанский патриотизм и гражданская ответственность, уважение, сотрудничество, труд и творчество, открытость, непрерывное обучение. Содержание учебной программы направлено на формирование духовно-нравственных качеств учащихся, стремление к казахстанскому патриотизму и национальной идее «Мәңгілік ел», развитие толерантности и коммуникативных навыков в межнациональном и межкультурном общении.

Литература:

  1. Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»
  2. Асанов Ж. Болашақ мұғалімдердің этнопедагогикалық даярлығының теориясы мен практикасы. — Алматы: Ғылым, 2010. — 212 с.
  3. Ипполитова Н. В. Патриотическое воспитание студентов педагогического вуза в современных условиях — М.: МАНПО, 2009. — с. 197–202.
  4. Джилкишиева М. С. Гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи Казахстана // Современные проблемы науки и образование. — 2016. — № 4. — С. 17–21.
Основные термины (генерируются автоматически): народная педагогика, гражданская ответственность, казахстанский патриотизм, казахская этнопедагогика, национальная идентичность, национальная идея, развитая гармоничная личность, развитие, формирование, ценностное отношение.


Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия художественной литературы

В статье раскрывается актуальность воспитания культурной, духовной и высоконравственной личности ребенка, через восприятие художественной литературы, на основе комплекса приемов, методов, форм, и средств работы в реализации поставленной цели.

Воспитание патриотизма у казахстанской молодежи

В данной статье рассматривается понятие патриотизма как одной из важнейших ценностей государства. Выделены основные задачи для достижения цели, играющие важную роль в формировании казахстанского патриотизма.

Значение дошкольного возраста в становлении личности ребенка

Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. В жизни ребёнка дошкольный возраст ...

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Поддержка и развитие традиционных ценностей в условиях тесного взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации

Статья исследует роль семьи и дошкольных образовательных учреждений в поддержке и развитии традиционных ценностей среди подрастающего поколения. Подчеркивается значимость семейных ценностей как основы для формирования духовно-нравственных и социокуль...

Роль и значение изучения экономических дисциплин и терминов в реализации воспитательного потенциала образования

Образование рассматривается как фактор сохранения этнографической самобытности и культурной самобытности каждого народа, патриотических, духовно-нравственных стандартов новых поколений. Кроме того, это предотвращает межэтнические конфликты и помогает...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через формирование бережного отношения к природе

Целью духовно-нравственного воспитания является уровень бережного отношения ребенка к природе и окружающей действительности, основанной на поддержании равновесия между ним и окружающей средой, его компетентном участии и внесении в мир нравственных ид...

Вопрос ценностного самоопределения ребенка в контексте современной системы образования

Воспитание является неотъемлемой частью современной системы образования. Одна из главных задач воспитания — ориентирование ребенка в системе ценностей. Решающее значение в процессе ценностного самоопределения ребенка должно отводиться педагогическому...

Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей с родным краем

Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. В жизни ребёнка дошкольный возраст ...

О патриотическом воспитании старшеклассников на уроках литературы

В статье автор говорит о важности воспитания любви к родине, становлению гражданственности на уроках литературы через содержание изучаемого материала, рассматривает вопрос формирования гражданского воспитания старшеклассников в современном образовате...

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия художественной литературы

В статье раскрывается актуальность воспитания культурной, духовной и высоконравственной личности ребенка, через восприятие художественной литературы, на основе комплекса приемов, методов, форм, и средств работы в реализации поставленной цели.

Воспитание патриотизма у казахстанской молодежи

В данной статье рассматривается понятие патриотизма как одной из важнейших ценностей государства. Выделены основные задачи для достижения цели, играющие важную роль в формировании казахстанского патриотизма.

Значение дошкольного возраста в становлении личности ребенка

Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. В жизни ребёнка дошкольный возраст ...

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Поддержка и развитие традиционных ценностей в условиях тесного взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации

Статья исследует роль семьи и дошкольных образовательных учреждений в поддержке и развитии традиционных ценностей среди подрастающего поколения. Подчеркивается значимость семейных ценностей как основы для формирования духовно-нравственных и социокуль...

Роль и значение изучения экономических дисциплин и терминов в реализации воспитательного потенциала образования

Образование рассматривается как фактор сохранения этнографической самобытности и культурной самобытности каждого народа, патриотических, духовно-нравственных стандартов новых поколений. Кроме того, это предотвращает межэтнические конфликты и помогает...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через формирование бережного отношения к природе

Целью духовно-нравственного воспитания является уровень бережного отношения ребенка к природе и окружающей действительности, основанной на поддержании равновесия между ним и окружающей средой, его компетентном участии и внесении в мир нравственных ид...

Вопрос ценностного самоопределения ребенка в контексте современной системы образования

Воспитание является неотъемлемой частью современной системы образования. Одна из главных задач воспитания — ориентирование ребенка в системе ценностей. Решающее значение в процессе ценностного самоопределения ребенка должно отводиться педагогическому...

Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей с родным краем

Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. В жизни ребёнка дошкольный возраст ...

О патриотическом воспитании старшеклассников на уроках литературы

В статье автор говорит о важности воспитания любви к родине, становлению гражданственности на уроках литературы через содержание изучаемого материала, рассматривает вопрос формирования гражданского воспитания старшеклассников в современном образовате...

Задать вопрос