В статье рассматривается роль казахской этнопедагогики в развитии ценностного отношения к Родине, важность повышения роли человека в формировании материальных и духовных ценностей в формировании и развитии всесторонне развитой гармоничной личности.
Ключевые слова: ценностное отношение, Родина, патриотическое воспитание.
В современной казахской системе образования усиливается роль воспитания. В послании Первого президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана стратегия «Казахстан-2050» говорится, что «воспитание детей — это огромные инвестиции в будущее. Мы должны подходить к этому вопросу так, чтобы стремиться дать нашим детям лучшее образование» [1]. Сегодня национальная идентичность, культура, народные традиции и обычаи возрождаются через нравственность и культуру поведения. Повышение роли человека в формировании материальных и духовных ценностей способствует формированию и развитию всесторонне развитой гармоничной личности.
Реализация этих задач зависит от реализации образовательного потенциала народной педагогики. Анализу проблем народной педагогики занимались отечественные ученые: К. Б. Жарыкбаев, К. К. Жампеисова, А. Н. Нысанбаев, С. Ж. Пралиев, К. Н. Нарикбаев, С. Т. Иманбаева, С. И. Калиева, С. А. Узакбаева, К. К. Шалгынбаева и др.
Народная педагогика представляет собой накопленные и проверенные знания, полученные многими поколениями, сохранившиеся в традициях, обрядах, обычаях, устном народном творчестве, направленные на разностороннюю подготовку молодого поколения к дальнейшей жизни. Этнопедагогика являет собой научную точку зрения на феномен воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики на культурные традиции народа [2].
Этнопедагогика анализирует процесс общественного взаимодействия и воздействия, в ходе которого воспитывается, формируется личность, присваивающая общественные нормы, ценности, установки; накапливает и классифицирует народные знания о воспитании и обучении подрастающего поколения, народную мудрость, представленную в религиозных учениях, преданиях, сказках, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх итд.
Казахская этнопедагогика — уникальное явление, образовавшееся за счет своеобразия этнической культуры казахов, проявляющееся в традициях, языке, обрядах, религии, своеобразном этническом мировосприятии, которое находит свое выражение в национальном самосознании, отношении, чувствах.
Она представляет собой составную часть педагогической науки, которая объединяет в своем составе этнологию, этнопсихологию, этнокультуру, этнофилософию, и является интегрированной отраслью знания.
Ключевым фактором образования и развития нации является государство. В связи с этим термин «нация» нередко применяется не в этническом, а в государственно-политическом смысле [3].
В каждой стране в зависимости от уровня ее социально-экономического развития, национальных, этнических и религиозных особенностей начали определяться свои приоритеты и подходы к воспитанию молодых людей. воспитание имеет не абстрактный, а конкретный характер и отражает, прежде всего, национально-этническое своеобразие морали, обычаев, традиций, нравов того или иного народа и осуществляется с опорой на его культуру, создание этнокультурной среды и максимальное использование средств народной педагогики [4].
Все мы знаем, что «Мәңгілік ел» — это благородная мечта наших предков на протяжении многих лет. Это была мечта стать независимым государством с равным окном для остального мира, мечта стать процветающей, процветающей и счастливой страной, в которой будущие поколения будут иметь уверенность в завтрашнем дне. В образовании идея «Мәңгілік ел» направлена на воспитание у детей и молодежи высокой духовности, гражданской ответственности, социальной ответственности, готовности работать на благо казахстанского общества, нового казахстанского патриотизма и чувства единства.
В рамках реализации идеи «Мәңгілік ел» в основное содержание учебных программ социально-гуманитарных дисциплины обучают студентов духовно-нравственным качествам и патриотическим чувствам, стремлению к реализации национальной идеи «Мәңгілік ел», формированию гражданской ответственности, развитию национальной идентичности и толерантности, укреплению светских и сознательных ценностей.
Известно, что организация обучения и воспитания в соответствии с современными требованиями, анализируя мировой опыт, является ключевым вопросом в современном глобализированном мире. Основные направления повышения функциональной грамотности учащихся включают обновление содержания системы образования и повышение квалификации учителей с учетом роли семьи в жизни учащегося. Модернизация образования связана не только с формированием у студентов знаний, но и навыков их применения, в частности, функциональной грамотности или компетентности. Основная цель — научить студентов эффективно применять знания в жизни. Это основа для радикального изменения парадигмы среднего образования. Развитие функциональной грамотности студентов является важнейшим условием вхождения Казахстана в 30-ку самых конкурентоспособных стран мира.
В рамках обновленного содержания образования на всех ступенях образования в новой редакции внедрена система ценностей «Мәңгілік ел», таких как казахстанский патриотизм и гражданская ответственность, уважение, сотрудничество, труд и творчество, открытость, непрерывное обучение. Содержание учебной программы направлено на формирование духовно-нравственных качеств учащихся, стремление к казахстанскому патриотизму и национальной идее «Мәңгілік ел», развитие толерантности и коммуникативных навыков в межнациональном и межкультурном общении.
Литература:
- Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»
- Асанов Ж. Болашақ мұғалімдердің этнопедагогикалық даярлығының теориясы мен практикасы. — Алматы: Ғылым, 2010. — 212 с.
- Ипполитова Н. В. Патриотическое воспитание студентов педагогического вуза в современных условиях — М.: МАНПО, 2009. — с. 197–202.
- Джилкишиева М. С. Гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи Казахстана // Современные проблемы науки и образование. — 2016. — № 4. — С. 17–21.