Методическое сопровождение патриотического воспитания в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 06.06.2021

Статья просмотрена: 923 раза

Библиографическое описание:

Гусева, Е. А. Методическое сопровождение патриотического воспитания в школе / Е. А. Гусева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 307-310. — URL: https://moluch.ru/archive/365/82059/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье предпринята попытка проанализировать актуальные потребности и состояние методического сопровождения педагогов общеобразовательного учреждения, реализующих основы патриотического воспитания в современной школе. Проанализирована нормативно-правовая база, регламентирующая процесс патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях, предложены пути совершенствования методической работы.

Ключевые слова: общеобразовательная организация, педагог, патриотическое воспитание, методическое сопровождение.

В современном быстроменяющемся мире, который требует от человека широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед образовательными организациями стоят особо сложные задачи. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности, к сожалению, доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания  это шаг к возрождению России. Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. И задача педагога научить всему этому ребенка. Жизненные принципы педагога, его личный пример, взгляды, суждения — самые эффективные факторы воспитания. И, показывая свой город, свою страну, с самой привлекательной стороны педагог формирует в подрастающем поколении важные черты, такие, как любовь к родному краю, Родине, истории, уважение к людям других национальностей, Российской Армии, уважение к ветеранам войны.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности обучающегося невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Одна из первостепенных задач сформулирована в Конвенции о правах ребенка: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» [1].

Принципы реализации воспитательной системы образования опираются на идеологию и ценностно-смысловые установки, сформулированные как приоритеты государственной политики в области воспитания для всей системы образования и отражающие государственный и социальный заказ. Именно поэтому так важно для каждого работника образовательной организации не просто их знать, но и понимать суть, видеть возможности реализации в практической деятельности, настойчиво овладевая актуальными умениями и навыками эффективной воспитательной работы в профессиональной деятельности.

Сегодня мы имеем целый ряд нормативно-правовой документации, в которой одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений признается патриотическое воспитание подрастающего поколения: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ); Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ДО, НОО, ООО, СОО); Примерная программа воспитания и социализации обучающихся; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» отражены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, в частности воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры [4].

ФГОС НОО определяет «портрет выпускника начальной школы», который должен быть любящим свой народ, свой край и свою Родину; уважающим и принимающим ценности семьи и общества [5].

Воспитательный компонент федерального государственного образовательного стандарта общего образования представлен методическим документом: «Примерная программа воспитания и социализации обучающихся», которая призвана обеспечить формирование у обучающихся основ российской идентичности.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, которая представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации  семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации [2].

Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Целью стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в России с учетом интересов детей, актуальных потребностей общества и государства, глобальных вызовов и условий развития страны [3].

Таким образом, социальный запрос на патриотическое воспитание подрастающего поколения в современной России велик, однако далеко не все педагоги готовы к осуществлению эффективного патриотического воспитания в образовательной среде школы. Возникает необходимость целенаправленного методического сопровождения педагогов в процессе воспитания патриотизма у младших школьников. В связи с этим цель нашего исследования заключалась в изучении индивидуально-профессиональных компетенций педагогов в сфере патриотического воспитания и организации методического сопровождения этого процесса.

В Муниципальном общеобразовательном учреждении Степановской средней общеобразовательной школе имени Н. К. Иванова был проведен опрос педагогов, направленный на выявление их заинтересованности в методическом сопровождении патриотического воспитания обучающихся. Выборку составили 19 педагогов (18 женщин и 1 мужчина) в возрасте 25–55 лет, имеющих педагогический стаж от 1 до 30 лет.

Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Отношение педагогов к патриотическому воспитанию в школе

Вопрос

Ответы педагогов (в %)

1. Известны ли Вам требования нормативно-правой документации к патриотическому воспитанию обучающихся?

«Да» — 26;

«Нет» — 21;

«Не уверен» — 53 %;

2. Считаете ли Вы, что в условиях современной России активная работа по патриотическому воспитанию детей — обязанность каждого педагога?

«Да» — 90 %;

«Нет» — 0 %;

«Считаю это обязанностью родителей, а не педагогов» — 5 %;

«Не считаю это особо важным»-5 %;

3. Как часто, по Вашему мнению, нужно применять элементы патриотического воспитания в своей работе с обучающимися (проводить беседы, знакомить с историей района, города, страны, развивать чувство любви к своей стране и т. д.)

«Каждый раз» — 37 %;

«Раз в неделю»- 32 %;

«Раз в месяц» — 21 %;

«Другое» — 10 %;

4. Как Вы осуществляете работу с обучающимися по патриотическому воспитанию?

«Провожу достаточно активную работу: провожу тематические классные часы, оформляю различные наглядные материалы, участвую в патриотических акциях и т. д». — 53 %;

«Уделяю этому внимание по мере необходимости»- 42 %;

«У меня пока нет наработок в этой сфере» — 5 %;

5.Считаете ли Вы, что у педагога есть много возможностей формировать у обучающихся патриотические чувства?

«Да» — 95 %;

«Нет» — 5 %;

6. Считаете ли Вы, что выпускник должен обладать сформированным эмоциональным отношением к своей Родине, к её символике (герб, флаг, гимн), гордится своей принадлежностью к Родине?

«Да» — 37 %;

«Нет, это отношение сформируют в школе» — 63 %;

«Не считаю это важным» — 0 %;

7. Какие факторы, на Ваш взгляд, затрудняют качественное патриотическое воспитание? (подразумевался выбор нескольких позиций)

«Нет системы патриотического воспитания, знания даются детям стихийно, отрывочно, без логической связи» — 47 %;

«Отсутствие интереса к патриотическому воспитанию» — 32 %;

«Нет материальной базы: мало пособий, книг, нет возможности создания коллекции предметов народных промыслов, костюмов, предметов быта и т.д» — 47 %;

«Отсутствие оказания помощи методического сопровождения педагогам в патриотическом воспитании обучающихся» — 14 %;

«Нет заинтересованности педагогов в патриотическом воспитании детей» -16 %;

Таким образом, назрела необходимость в целенаправленном сопровождении педагогов в процессе осуществления патриотического воспитания детей. Мы полагаем, что для успешного патриотического воспитания обучающихся младшего школьного возраста педагог должен обладать следующими компетенциями: гражданско-правовой, семейно-личностной, этнокультурной, индивидуально-профессиональной. Многие педагоги нуждаются в развитии этих компетенций.

Литература:

  1. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) Электронный ресурс  Режим доступа: https://demo.consultant.ru/cgi/online; (дата обращения: 10.03.2021).
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования.  М.: Просвещении,2009  29 с.  (Стандарты второго поколения) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Электронный ресурсРежим доступа http://static.government.ru/; (дата обращения: 11.03.2021).
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 17.02.2021) Электронный ресурс- Режим доступа: https://demo.consultant.ru/cgi/online (дата обращения: 6.03.2021).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) Электронный ресурс- Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения: 6.03.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, методическое сопровождение, педагог, Российская Федерация, государственная политика, общее образование, подрастающее поколение, активная работа, духовно-нравственное развитие, Федеральный государственный образовательный стандарт.


Похожие статьи

Патриотическое воспитание как основа формирования...

Правовыми основами патриотического воспитания учащейся молодёжи являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция модернизации Российского образования, Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации и Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из главных задач современного общественного развития. Жизненное самоопределение школьников никогда не было простым делом, а в современной социально-экономической ситуации оно значительно усложнилось.

Система российского образования: к вопросу о проблеме...

В статье поднимается проблема патриотического воспитания граждан РФ, обозначается актуальность вопроса на современном этапе развития российского общества, определяется роль образовательной организации в этом вопросе, формулируются авторские рекомендации, способные

Ответственность за вышеобозначенные тенденции, вне всяких сомнений, лежит на государстве: именно оно обозначает вектор развития социума, формирует идеологические концепции, определяет национальные интересы и ориентиры, в связи с чем, и решение проблемы

5. Роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи в условиях трансформации Российского общества: автореф. дис … канд. пол. наук. — М., 2013. — 24 с. 6. Рудакова Е. Н. Глобализация образовательной политики как фактор национальной...

Актуальность патриотического воспитания в системе среднего...

Патриотическое воспитание подрастающего поколения выделено как одно из приоритетных направлений современной воспитательной и образовательной направленности. «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью» — так говорит Национальная доктрина образования в Российской Федерации. В Законе РФ «Об образовании» во 2 статье даны четкие пояснения принципов, на которых базируется современная образовательная политика, а, значит, тем самым выделены ключевые позиции понимания современного воспитания и обучения: «Принципы государственной политики в области образования.

Патриотическое воспитание современной молодежи

Основная цель патриотического воспитания — это привитие подрастающему поколению любви к Отчизне, гордости за свою Родину, формирование желания и готовности защищать страну в случае необходимости, стремления способствовать процветанию Отечества. Патриотизм прививается ещё в детстве, со временем развиваясь и обогащаясь в духовно-нравственной сфере жизни. В более позднем проявлении он становится активной гражданской позицией личности, выраженной в действиях и поступках, осуществляемых на благо Родины. Одна из важнейших задач современного образования на сегодняшний день — воспитание патриота. Оно должно осуществляться в результате включения учащихся в созидательный труд на благо Родины, привития любви к истории, культуре, традициям страны.

Актуальные проблемы организации патриотического воспитания...

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, дополнительное образование, педагог дополнительного образования.

Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования.

В этих условиях вновь утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [2], разработанная в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений органов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, творческих союзов и религиозных конфессий.

Актуальные направления развития патриотического воспитания...

Согласно Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов. Это достигается совместными усилиями органов государственного управления, образовательных организаций, семьи, общественных организаций и объединений. В процесс реализации задач патриотического воспитания включены образовательные организации всех типов, включая общеобразовательные и организации дополнительного образования.

Некоторые аспекты государственного программирования...

Ключевые слова:патриотическое и государственно-патриотическое воспитание молодежи Махачкалы, программирование, Государственная программа патриотического воспитания, культурное наследие. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотическое воспитание — это сложная система социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению с целенаправленной подготовкой молодого человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и...

Патриотическое воспитание младшего школьника

Основная цель патриотического воспитания — формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов. Патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов.

Необходимость в патриотическом воспитании заключается в профилактике правонарушений, в преодолении отсутствия ценностных ориентаций, идеалов, недостаточного уровня нравственного, духовно-культурного развития, гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Развитие личности, как субъекта культуры и духовности, подготовка его к самостоятельной жизни есть важнейшая проблема школы.

Развитие патриотического воспитания в России

 Современное развитие российского государства и общества ставит серьезные задачи в вопросе воспитания нового поколения. В настоящее время существует социальный заказ государства на воспитание здорового, мужественного, смелого, инициативного человека, с

В соответствии с этим положением ее основными целями являлись: укрепление в подрастающем поколении веры в бога, беззаветной любви к государю и Отечеству, добрых нравственных правил и уважения к законности и порядку; ознакомление будущих

Основным документом, определяющим цели и задачи патриотического воспитания в стране сегодня, является государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ № 1493 от 30.12.2015 г.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание как основа формирования...

Правовыми основами патриотического воспитания учащейся молодёжи являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция модернизации Российского образования, Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации и Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из главных задач современного общественного развития. Жизненное самоопределение школьников никогда не было простым делом, а в современной социально-экономической ситуации оно значительно усложнилось.

Система российского образования: к вопросу о проблеме...

В статье поднимается проблема патриотического воспитания граждан РФ, обозначается актуальность вопроса на современном этапе развития российского общества, определяется роль образовательной организации в этом вопросе, формулируются авторские рекомендации, способные

Ответственность за вышеобозначенные тенденции, вне всяких сомнений, лежит на государстве: именно оно обозначает вектор развития социума, формирует идеологические концепции, определяет национальные интересы и ориентиры, в связи с чем, и решение проблемы

5. Роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи в условиях трансформации Российского общества: автореф. дис … канд. пол. наук. — М., 2013. — 24 с. 6. Рудакова Е. Н. Глобализация образовательной политики как фактор национальной...

Актуальность патриотического воспитания в системе среднего...

Патриотическое воспитание подрастающего поколения выделено как одно из приоритетных направлений современной воспитательной и образовательной направленности. «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью» — так говорит Национальная доктрина образования в Российской Федерации. В Законе РФ «Об образовании» во 2 статье даны четкие пояснения принципов, на которых базируется современная образовательная политика, а, значит, тем самым выделены ключевые позиции понимания современного воспитания и обучения: «Принципы государственной политики в области образования.

Патриотическое воспитание современной молодежи

Основная цель патриотического воспитания — это привитие подрастающему поколению любви к Отчизне, гордости за свою Родину, формирование желания и готовности защищать страну в случае необходимости, стремления способствовать процветанию Отечества. Патриотизм прививается ещё в детстве, со временем развиваясь и обогащаясь в духовно-нравственной сфере жизни. В более позднем проявлении он становится активной гражданской позицией личности, выраженной в действиях и поступках, осуществляемых на благо Родины. Одна из важнейших задач современного образования на сегодняшний день — воспитание патриота. Оно должно осуществляться в результате включения учащихся в созидательный труд на благо Родины, привития любви к истории, культуре, традициям страны.

Актуальные проблемы организации патриотического воспитания...

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, дополнительное образование, педагог дополнительного образования.

Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования.

В этих условиях вновь утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [2], разработанная в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений органов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, творческих союзов и религиозных конфессий.

Актуальные направления развития патриотического воспитания...

Согласно Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов. Это достигается совместными усилиями органов государственного управления, образовательных организаций, семьи, общественных организаций и объединений. В процесс реализации задач патриотического воспитания включены образовательные организации всех типов, включая общеобразовательные и организации дополнительного образования.

Некоторые аспекты государственного программирования...

Ключевые слова:патриотическое и государственно-патриотическое воспитание молодежи Махачкалы, программирование, Государственная программа патриотического воспитания, культурное наследие. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотическое воспитание — это сложная система социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению с целенаправленной подготовкой молодого человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и...

Патриотическое воспитание младшего школьника

Основная цель патриотического воспитания — формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов. Патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов.

Необходимость в патриотическом воспитании заключается в профилактике правонарушений, в преодолении отсутствия ценностных ориентаций, идеалов, недостаточного уровня нравственного, духовно-культурного развития, гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Развитие личности, как субъекта культуры и духовности, подготовка его к самостоятельной жизни есть важнейшая проблема школы.

Развитие патриотического воспитания в России

 Современное развитие российского государства и общества ставит серьезные задачи в вопросе воспитания нового поколения. В настоящее время существует социальный заказ государства на воспитание здорового, мужественного, смелого, инициативного человека, с

В соответствии с этим положением ее основными целями являлись: укрепление в подрастающем поколении веры в бога, беззаветной любви к государю и Отечеству, добрых нравственных правил и уважения к законности и порядку; ознакомление будущих

Основным документом, определяющим цели и задачи патриотического воспитания в стране сегодня, является государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ № 1493 от 30.12.2015 г.

Задать вопрос