Некоторые аспекты государственного программирования гражданско-патриотического воспитания молодежи в высшем учебном заведении | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Абдулаева П. З., Абдулаева З. Э., Абдулаева Х. С. Некоторые аспекты государственного программирования гражданско-патриотического воспитания молодежи в высшем учебном заведении [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 239-241. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5305/ (дата обращения: 22.10.2018).

Статья социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению на благо Отечества, также посвящена государственному программированию как метод организации патриотического воспитания молодежи Махачкалы в современный период (2001–2014 гг).

Ключевые слова:патриотическое и государственно-патриотическое воспитание молодежи Махачкалы, программирование, Государственная программа патриотического воспитания, культурное наследие.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотическое воспитание — это сложная система социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению с целенаправленной подготовкой молодого человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и преумножать лучшие традиции своего народа, его культурные и религиозные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Среди множества постановлений Правительства РФ, в качестве основного программного документа необходимо выделить Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». Принятие этой программы явилось важным событием в жизни нашей страны. Был принят государственно-правовой акт, определяющий роль, место и значение идей патриотизма на современном этапе общественной жизни России, направленный на обеспечение социально-экономического, духовного и культурного подъема Российского общества. Значимость Программы заключается и в том, что она определила пути создания и развития государственной системы патриотического воспитания граждан России, роль и место федеральных органов исполнительной власти, органов управления субъектов РФ, общественных объединений и организаций в этой системе, содержание и основные направления их деятельности в современных условиях. [1].

Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N 795

«О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»:

«Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции. молодежью. Молодые люди активно работают в общественных объединениях, деятельность которых направлена на патриотическое воспитание граждан. Организованы подготовка и переподготовка организаторов и специалистов патриотического воспитания. В результате проведенной работы уровень патриотического сознания граждан Российской Федерации повышается. Однако для дальнейшего развития системы патриотического воспитания необходимы совершенствование законодательства Российской Федерации в этой области, модернизация материально-технической базы патриотического воспитания, повышение уровня его организационно-методического обеспечения, повышение уровня профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания, развитие системы патриотического воспитания в трудовых коллективах, более активное и широкое привлечение к этой работе средств массовой информации, культуры и более широкое использование возможностей сети Интернет для решения задач патриотического воспитания. Решение этих и других проблем предполагается осуществить в рамках Программы. Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан». [2].

Существует крылатое выражение «Героями не рождаются, героями становятся». Мне бы хотелось перефразировать это высказывание следующим образом: «Патриотами не рождаются, патриотами становятся». С годами всё больше убеждаюсь в том, что подрастающее поколение надо учить любить- любить близких и родной дом, окружающую природу и страну, в которой мы все появились на свет и до сих пор живём.

Высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Одним из главных направлений образовательной деятельности нашей школы является воспитательная деятельность. Цель воспитания в школе — целенаправленное управление процессом развития личности; развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем, главное в нем — это создание условий для развития социально-адаптивной, конкурентоспособной личности; (личности духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях). Как нам известно, одним из ведущих направлений воспитательной деятельности нашей школы является патриотическое воспитание. Это — важнейшая проблема национальной безопасности России. Патриотизм — фундамент общества и государства, духовно-нравственная основа их жизнеспособности и эффективного функционирования. Патриотизм — исторически сложившийся тип жизненной ориентации личности, народа, интегративное качество, в рамках которого имеют место социально-мировоззренческие, идейно-психологические, практическо-поведенческие аспекты. Его воспитание возможно лишь в контексте сложной и многомерной совокупности разнообразных видов и организационных форм урочной, внеурочной и внешкольной деятельности в рамках системно-деятельностного подхода на основе методически выверенного использования регионального компонента в содержании воспитания молодого поколения. Потенциал патриотического, духовно-нравственного, культурно-исторического воспитания проходит через все предметные области. Патриотическое воспитание включает систему работы по военно-патриотическому воспитанию, национально-патриотическому воспитанию, гражданскому воспитанию, гражданско-патриотическому воспитанию.

Патриотическое воспитание направлено на формирование следующих компетенций:

представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;

представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и Республики Дагестан, гербе города Махачкалы;

представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;

представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России и Дагестана;

стремление активно участвовать в делах академии, группы, семьи, своего села, города;

любовь к академии, своему поселку, городу, народу, России;

уважение к защитникам Родины;

представления о правилах поведения в академии, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;

умение отвечать за свои поступки;

отрицательное отношение к нарушениям порядка в группе, академии, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин).

Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения кураторских часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам).

Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин).

Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, с правами гражданина.

Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников).

Участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, академии ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма Участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими.

Важнейшим условием эффективности работы по патриотическому воспитанию является постоянный анализ ее состояния на основе обобщенных оценочных показателей согласно. Эти показатели позволяют определить не только состояние патриотического воспитания в целом, но и отдельные стороны этой работы. Конечным результатом реализации Программы предполагается положительная динамика роста патриотизма в стране, возрастание социальной и трудовой активности граждан, особенно молодежи, их вклада в развитие основных сфер жизни и деятельности общества и государства, преодоление экстремистских проявлений отдельных групп граждан и других негативных явлений, возрождение духовности, социально-экономическая и политическая стабильность и укрепление национальной безопасности.

Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить, что комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи основывался, прежде всего, на приоритетности патриотического и культурного наследия республики Дагестан, его традиций и преемственности в воспитании, направленности на развитие личности гражданина — патриота.

Литература:

1.                  Вестник ФГБОУ ВПО «Государственного университета управления» — Рецензируемое издание ВАК РФ — Издательского дома: ГУУ № 22. М.: 2013г. с. 256.

2.                  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации»: утв. Постановлением РФ от 5 октября 2010г. — № 795.

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, патриотическое воспитание граждан, процесс бесед, Российская Федерация, государственная программа, социально-педагогическая деятельность, жизненный опыт, дальнейшее развитие, воспитательная деятельность, просмотр кинофильмов.

Ключевые слова

программирование, культурное наследие., патриотическое и государственно-патриотическое воспитание молодежи Махачкалы, Государственная программа патриотического воспитания

Похожие статьи

Патриотическое воспитание как основа формирования...

патриотическое воспитание, Российская Федерация, ребенок, народ, народное искусство, дополнительное образование детей, патриотическое воспитание учащихся, Патриотическое воспитание граждан...

Формирование гражданско-патриотического воспитания...

Патриотическое воспитание, согласно Государственной программе и Концепции патриотического воспитания, это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого...

Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом...

Российская Федерация, Стратегия развития воспитания, школа, краеведческая работа, патриотическое воспитание, проектная деятельность, проект, педагогический коллектив, Государственная программа, Великая...

Государственная программа «Патриотическое воспитание...

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020. Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе.

Патриотическое воспитание современной молодежи

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

Патриотическое воспитание кадет как основа развития...

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания...

Принимая во внимание понятие «патриотизм», патриотическое воспитание - это управляемый скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического долга...

Роль социально-педагогической составляющей в процессе...

В статье изложены основные проблемы патриотического воспитания старшеклассников, а также отражены роль и задачи социального педагога в данном процессе. Статья раскрывает содержание таких понятий как «воспитание», «патриотическое воспитание»...

Государственно-патриотическое воспитание молодых...

Российская Федерация, государственно-патриотическое воспитание, формирование, Патриотическое воспитание граждан, патриотическое воспитание, концепция воспитания военнослужащих...

Формирование личности гражданина и патриота России...

Школьная программа воспитания ставят задачи перед педагогическим коллективом, планирует пути их достижения; содержит все направления воспитательной работы в школе, и том числе, духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Патриотическое воспитание как основа формирования...

патриотическое воспитание, Российская Федерация, ребенок, народ, народное искусство, дополнительное образование детей, патриотическое воспитание учащихся, Патриотическое воспитание граждан...

Формирование гражданско-патриотического воспитания...

Патриотическое воспитание, согласно Государственной программе и Концепции патриотического воспитания, это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого...

Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом...

Российская Федерация, Стратегия развития воспитания, школа, краеведческая работа, патриотическое воспитание, проектная деятельность, проект, педагогический коллектив, Государственная программа, Великая...

Государственная программа «Патриотическое воспитание...

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020. Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе.

Патриотическое воспитание современной молодежи

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

Патриотическое воспитание кадет как основа развития...

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания...

Принимая во внимание понятие «патриотизм», патриотическое воспитание - это управляемый скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического долга...

Роль социально-педагогической составляющей в процессе...

В статье изложены основные проблемы патриотического воспитания старшеклассников, а также отражены роль и задачи социального педагога в данном процессе. Статья раскрывает содержание таких понятий как «воспитание», «патриотическое воспитание»...

Государственно-патриотическое воспитание молодых...

Российская Федерация, государственно-патриотическое воспитание, формирование, Патриотическое воспитание граждан, патриотическое воспитание, концепция воспитания военнослужащих...

Формирование личности гражданина и патриота России...

Школьная программа воспитания ставят задачи перед педагогическим коллективом, планирует пути их достижения; содержит все направления воспитательной работы в школе, и том числе, духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание.

Задать вопрос