В статье авторы пытаются охарактеризовать государственный контроль в АПК и государственные органы, осуществляющие контроль и надзор в агропромышленном комплексе.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, продовольственная безопасность, контроль (надзор), Россельхознадзор.
Агропромышленный комплекс — один из главных межотраслевых комплексов, который связывает несколько сфер экономики. Данный комплекс нацелен на создание и переработку сельскохозяйственного сырья, а также изготовление из полученного сельскохозяйственного материала продукции, которая будет доведена до потребителя.
От правильного проведения аграрной политики, которую осуществляет государство, напрямую зависит состояние экономики, высокие результаты достигаются вследствие удачного географического размещения сельхозпредприятий и благоприятного взаимодействия сфер агропромышленного комплекса.
АПК является неотъемлемой и важной частью отечественной экономики, а также гарантом национальной продовольственной безопасности. Считается, что важным направлением аграрного комплекса является снабжение государства и населения качественными продуктами питания и производственным сырьем, и с данным выводом сложно не согласиться. В текущее время серьезное внимание уделяют продовольственной безопасности как гаранту благоприятной жизни человека и государства, а также как фактору независимости отечественного рынка сельхоз продукции от импорта.
Стабилизация и последующее процветание агропромышленного комплекса России и соответственно продовольственной безопасности неосуществимы в отсутствие усиления роли государства и содействия в этой важной сфере экономики. В таких условиях государственное регулирование аграрным сектором и контроль, в том числе надзор, со стороны государства необходимы.
Приоритетное направление развития системы регулирования агробизнеса со стороны государства — это совершенствование и повышение качества контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти. Направлениями совершенствования в этой области считается облегчение и урегулирование процедур государственного контроля (надзора) и в свою очередь оценка влияния подобных процедур на результативность и производительность производственных структур агробизнеса.
В осуществлении контроля и управления АПК принимают участие органы, которые являются государственными органами общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции следует отнести Правительство Российской Федерации и представительные органы субъектов Российской Федерации, к органам специальной компетенции — Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, а также и подведомственные ему агентства, службы. Реализация федеральной аграрной политики и развитие отрасли находится в зависимости от должного взаимодействия между указанными выше структурами.
В систему федеральных органов исполнительной власти, исполняющих контроль и надзор в агропромышленном комплексе, входят: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России), Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).
Рассмотрим контрольно-надзорные полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере АПК на примере Россельхознадзора. Так, например, согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» [1] Россельхознадзор РФ осуществляет (выдержки из п. 5 Постановления):
1) федеральный государственный ветеринарный надзор, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов;
2) государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения;
3) государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор);
4) федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств в отношении лекарственных средств для ветеринарного применения;
5) государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;
6) государственный надзор в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений;
7) мониторинг карантинного фитосанитарного состояния территории Российской Федерации;
8) контроль за ввозом на территорию Российской Федерации генно-инженерно-модифицированных организмов и семян в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
9) мониторинг воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроль за выпуском таких организмов в окружающую среду;
10) выдает разрешения (включая введение и отмену ограничений) на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств для ветеринарного применения, кормов и кормовых добавок для животных; и заключения о соответствии производителей лекарственных средств для ветеринарного применения требованиям правил надлежащей производственной практики и др.
Из приведенного анализа норм, регламентирующих полномочия на проведение контроля и надзора за агропромышленным комплексом, можно сделать вывод, что спектр полномочий у Россельхознадзора довольно обширный, практически не одна сфера сельскохозяйственной деятельности не остается без должного внимания. Россельхознадзор один из контрольно-надзорных органов, кто осуществляет контроль и надзор за всеми тремя направлениями агропромышленного комплекса.
Благодаря контрольной деятельности данного органа на должном уровне поддерживается продовольственная безопасность страны. Помимо того, что Россельхознадзор осуществляет контроль и надзор, он так же наделен разрешительно-лицензионными функциями, проводит несколько видов мониторинга. Роль контрольно-надзорного органа Россельхознадзора безусловна велика для сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности, и проведение контрольных мероприятий в субъектах АПК крайне необходимо.
Также следует отметить, что государственный контроль в АПК, как и в других областях, можно разделить на стадии, такие как предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль ставит цель предупредить нарушение установленных норм, а также проведение профилактических мероприятий. Текущий контроль оценивает деятельность субъектов агропромышленного комплекса в процессе их деятельности, то есть в настоящее время. Последующий контроль предполагает проведение контрольных мероприятий по проверке исполнения решений государственных органов, а также достижение соответствующих результатов, поставленных перед субъектом АПК.
Кроме того, необходимо подчеркнуть, что практически все виды контроля и надзора так или иначе оказывают влияние на хозяйственную деятельность в агробизнесе. Большим шагом в развитии контрольной деятельности, в том числе и в агропромышленном комплексе, следовало введение в действие Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» [2], он, в свою очередь, регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и ИП при проведении государственного контроля (надзора) органами исполнительной власти всех уровней, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с нормами отечественного законодательства.
Таким образом, закон регламентирует права и обязанности как объектов контроля, так и проверяющих органов; устанавливает принципы защиты прав объектов контроля; полномочия проверяющих органов; и процедуры, в рамках которых, должна производиться проверка, таким образом субъекты агропромышленной деятельности могут защитить свои права при осуществлении государственного контроля за ними.
Подводя итог вышесказанному, сделаем обобщенный вывод, что контроль за агробизнесом, осуществляемый органами государственной власти, представляет собой мероприятия по контролю (надзору), которые проводятся в рамках переданных им полномочий. Любые разновидности государственного контроля (надзора) влияют на агробизнес.
Отсутствие государственного контроля (надзора) за агропромышленным комплексом и сельским хозяйством в целом может привести к тому, что некачественные, а также далеко не безвредные продукты питания и аграрные сырьевые материалы могут появиться на государственном рынке и в производстве. В связи с этим, роль контрольно-надзорных органов государства в сфере АПК важна и возрастает. Однако государству не следует загружать агробизнес большим количеством контрольных мероприятий, ведь он не должен быть «зажат» государственными проверками, а должен свободно развиваться и функционировать.
Литература:
1. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору»
2. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».