Терминологические границы концепта «виртуальный образ личности» в контексте современных психологических исследований | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 05.06.2021

Статья просмотрена: 485 раз

Библиографическое описание:

Расина, Э. О. Терминологические границы концепта «виртуальный образ личности» в контексте современных психологических исследований / Э. О. Расина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 478-481. — URL: https://moluch.ru/archive/365/82005/ (дата обращения: 17.12.2024).



Данная статья посвящена обзору и анализу теоретической базы, направленной на изучение психологических феноменов «виртуальная личность» и «виртуальный образ личности». Автор статьи, проведя анализ отечественной и зарубежной научной литературы, посвященной исследованиям деятельности человека в виртуальном пространстве, делает попытку определить теоретические границы концепта «виртуальный образ личности». Одной из главных целей статьи также является установление терминологической разницы между виртуальным образом личности и виртуальной личностью, которые в некоторые источниках описываются как взаимосвязанные и даже тождественные понятия.

Ключевые слова: виртуальный образ личности, виртуальная личность, виртуальное пространство, социальные сети, аватар, виртуальное я.

Введение. В современном мире все большая часть межличностного взаимодействия переходит в виртуальное пространство. Постепенное размывание границ реальности вынуждает человека искать новые формы самопрезентации. Социальное взаимодействие в виртуальном мире сохраняет, лежащие в его основе, принципы и законы, при этом, приобретая новые характеристики и специфические черты. Каждый человек формирует свой оценочный взгляд на другого пользователя, исходя из той информации, которая ему доступна, формируя в своем сознании образ собеседника и выстраивая коммуникацию в рамках данного образа. Конструирование виртуальных образов и психологические особенности их восприятия другими людьми имеют большой исследовательский интерес. При этом отсутствие четкой определенности объекта изучения затрудняет исследования и даже приводит к смешиванию взаимосвязанных, но не тождественных друг другу феноменов.

Целью статьи является анализ теоретико-методологических подходов к изучению деятельности, поведения и социального взаимодействия человека в рамках виртуального пространства и определение теоретических границ концепта «виртуальный образ личности».

В психологической научной практике сформирован концепт «виртуальная личность», которым долгое время в своих исследованиях оперируют ученые, изучающие виртуальное пространство и деятельность человека в нем. Анализ данных феноменов позволяет высказать гипотезу о том, что данные термины не являются тождественными.

В. В. Афанасьева в своих исследованиях говорит о виртуальной личности как о человеке, который реальному существованию предпочитает виртуальное. Среди свойств она выделяет онтологическую ущербность, неполную воплощенность, отсутствие субстрата, телесности, кратковременность, переходность, способность активно влиять на реальность или даже превращаться в нее. Ученый сформировала теорию появления нового человека — Homo Virtualis, человека виртуального, который характеризуется ориентированностью на виртуальность, обладанием чрезмерно виртуализированным сознанием [1, с. 60,62]. С. А. Решенин определяет виртуальную личность как некую форму объективности, которая возникает в результате экстернализации и трансгрессии субъекта. С. А. Решенин приходит к выводу, что виртуальная личность может выступать копией, подражанием или продолжением личности пользователя [7, с. 244]. Т. А. Бондаренко считает, что виртуальная личность — это продукт виртуальной реальности и при этом виртуальная личность не что иное, как порождение сознания человека. Среди характеристик виртуальной личности она выделяет бестелесность, множественность. [2, с. 232]. Согласно, исследованию А. И. Лучинкиной виртуальная личность формируется созданными и интерпретированными ею в процессе виртуального взаимодействия текстовой информацией. Среди основных характеристик ученый выделяет наличие квазиличности, которая является придуманной и управляется реальным человеком, изменение отношения ко времени и пространству, высокую степень увлеченности виртуальной деятельностью, отсутствие конечной цели, ориентацию на себя, повышение уровня технической грамотности, полярность поведения [5, с. 90, 92, 101]. И. Р. Зекерьяев в своей работе дал определение виртуальной личности, как личностной самопрезентации интернет-пользователя в виртуальном пространстве в виде желаемого образа, представляющая собой симулякр со структурой, состоящей из личностных свойств, определяющих его социальную направленность и поведенческие паттерны. [4, с. 83].

Проведя анализ исследований, посвященных виртуальной личности, можно сделать вывод о теоретическом разнообразии определений данного понятия. При этом возможно выделить ряд общих характеристик. Виртуальная личность создается реальной личностью, пространством деятельности ее является виртуальный мир Интернета. Виртуальная личность не имеет физической представленности в виртуальности, но для выстраивания социального взаимодействия перемещает часть своих личностных качеств в виртуальное пространство. Виртуальная личность служит для самопрезентации реальной личности в виртуальных коммуникациях, воплощая себя в определенный образ. Виртуальная личность характеризуется виртуализацией сознания, преобладанием виртуальности в повседневной жизни.

В зарубежной исследовательской практике виртуальная личность изучается через цифровой персонаж — аватар, который создается пользователем для начала взаимодействия в виртуальном пространстве Интернета. Т. В. Говард, изучая аватары игроков Blizzard, World of Warcraft (WoW), говорит о значительных материальных и интеллектуальных ресурсах, которые вкладывают в их создание люди, что позволят рассматривать полученную личность как интеллектуальную собственность. Пользователи идентифицируют себя со своими аватарами. Например, в социальной сети Second Life подобную самоидентификацию можно сравнить с проживанием второй жизни. Для пользователей WoW и SL их аватары — это их виртуальные личности [10, с. 54, 67]. Шерри Теркл в своих работах выдвигает предположение, что аватар — это альтернативное расширение личности. Созданные пользователями онлайн персонажи — личности представляют собой экстернализацию себя в виртуальном пространстве [13, с. 256; 14, с.73]. Джеймс Пол Джи считает, что цифровая личность создана для управления опосредованным окружением и может соотносится с реальной личностью. Виртуальное Я описывается как расширение себя, обладающее всеми компонентами физического эквивалента [9, с. 213]. Р. К. Рафаэле, Б. Х. А. де Карвалхо и Ф. Сильва при исследовании игр, которые предусматривают действия от первого лица, пришли к выводу, что связь между созданным персонажем и игроком настолько сильна, что в реальности, человек может смотреть на ситуацию с точки зрения своего героя в той или иной игре [12, с. 125]. Ден Кравчик выяснил, что соотношение между аватаром и реальной личностью необходимо рассматривать как управление виртуальным собой. Таким образом происходит идентификация не только с внешним видом персонажа, но и с его эмоциями и поступками. Кел Смит считает данный феномен формой антропоморфического реализма, в которой проявляется степень персонификации виртуального Я. [11, с. 197].

Таким образом, в зарубежной науке существование и деятельность человека в виртуальном пространстве по большей части рассматривается с точки зрения созданного им персонажа — аватара. Значительная часть подобных исследований затрагивает проблему о соотнесении психологических характеристик аватара с характеристиками реальной личности, ее личностными качествами. Анализируя попытки определения концепта виртуальная личность можно сделать вывод о схожести и теоретической близости, но в то же время и об отличии его от концепта виртуальный образ личности. Говоря о личности, как о целостной структуре, возникают затруднения с выделением той части личности, которая переходит в виртуальное пространство. Также возникает вопрос об отделении виртуальной личности от реальной. Некоторую ясность позволяет внести категория «образ», который может служить своеобразным медиатором между виртуальными личностями. Нельзя также исключать возможности подобного посредничества виртуального образа между виртуальной личностью и ее создателем.

В науке также были попытки осмысления концепта виртуальный образ личности и его места в исследованиях. И. В. Шугайло анализируя виртуальные самопрезентации пользователей социальной сети Вконтакте отмечает, что за фотообразом скрывается виртуальный образ [8, с. 51]. В. И. Егорова изучая образ в визуальной среде, отмечает, что прежде чем приступить к взаимодействию в виртуальном пространстве человеку необходимо «создать себя», выстроить четкий и продуманный образ. Для этого могут быть использованы ники, аватары, смайлики и особый язык общения. В. И. Егорова считает, что в зависимости от того, с кем необходимо коммуницировать, человек может использовать различные образы. [3, с.958]. Е. В. Петров связывает формирование виртуального образа с социальными ролями, которые определяются статусом человека в обществе, его благосостоянием, интересами, потребностями и требованиями, которые общество предъявляет к личности. Е. В. Петров считает, что на вариативность образов также влияет значимость каждой из исполняемой личности социальной роли для воспринимающего образ. Назначение виртуального образа в передаче информации о личности в символьно-знаковой форме. Виртуальный образ личности представляет собой описание, в котором отображены черты характера, действия, поступки, жизненные события, отражающие реальную личность или описывающие вымышленную [6, с. 6, 14, 19].

Основываясь на вышеприведенном анализе научных работ и изучении существующих в виртуальном пространстве платформ для возможного проявления данных феноменов (социальные сети, форумы, виртуальные симуляции, игры, видеохостинги и сайты) можно сделать ряд определяющих выводов.

Выводы. Виртуальная личность является активным участником социального взаимодействия — актором, представителем реальной личности в виртуальном пространстве. Таким образом, для осуществления успешного взаимодействия человеку необходимо создать свой виртуальный образ. Параметры конструирования образа задаются той виртуальной платформой, на которой осуществляется или планируется взаимодействие. Виртуальный образ личности — это продукт интеллектуальной деятельности виртуальной личности, который используется человеком для манипулирования впечатлением других виртуальных личностей. Виртуальная личность во время своей деятельности в Интернете может не всегда использовать виртуальный образ или же использовать его упрощенную версию. Такое может происходить при осуществлении покупок, поиске информации или скачивании материалов на сайтах и порталах, которые не предусматривают регистрации. Виртуальный образ личности имеет сложную структуру и набор инструментария для выполнения своих функций. Зачастую структурные элементы виртуального образа определяются платформой, на которой он формируется. Исходя из проведенного выше анализа можно сформулировать следующее определение: Виртуальный образ личности — это намеренная, осознаваемая или частично осознаваемая личностью виртуальная ментальная конструкция, отражающая личностные характеристики носителя, основной функцией которой является создание определенного впечатления у других виртуальных пользователей. Значительную роль в оценке виртуального образа личности играют когнитивные психические процессы, которые обеспечивают восприятие, селективность, анализ, осмысление и интерпретацию информации, которая заложена в образе в виде знаков, символов и шаблонов (паттернов). Данный феномен является продуктом непосредственной самопрезентации и самоидентификации личности в виртуальном пространстве. Однако основные характеристики данной конструкции зависят от мотивов, которые заложены в образ самой личностью. Также необходимо отметить, что образ, сконструированный самой личностью в виртуальном пространстве, не всегда может полностью соотносится с тем образом, который сформировался в сознании других пользователей. Виртуальный образ личности рассматривается как вместитель информации о виртуальной личности. Восприятие же данного образа происходит, прежде всего, через призму опыта субъекта, который воспринимает образ.

Литература:

  1. Афанасьева В. В. Homo Virtualis: психологические характеристики // Известия саратовского университета. Философия. Психология. Педагогика. — 2010, № 2, Т. 10. — С. 59–64.
  2. Бондаренко Т. А. Самосоздание личности в виртуальной среде // Новая наука: стратегии и векторы развития. — Издательство: ООО «Агентство международных исследований», Уфа. — 2016, № 118 (3). — С. 231–233.
  3. Егорова В. И. Образ в виртуальной среде // Фундаментальные исследования. — 2012, № 9–4. — С. 956–960.
  4. Зекерьяев Р. И. Структура виртуальной личности в системе гиперреальности // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: педагогика, психология. — Симферополь, 2016, № 2 (4). — С. 78–85.
  5. Лучинкина А. И. Психологические закономерности социализации личности в виртуальном пространстве. Монография. — Симферополь: ИП Хотеева Л. В., 2018. — 407 с.
  6. Перов Е.В Виртуальный образ личности Социальные и экономические системы. Социология. — 2019, № 2. — С. 5–20
  7. Решенин С. А. Виртуальная личность как актор и элемент социальной структуры виртуальных сетевых сообществ // Вестник КемГУ — Кемерово, 2013, № 2 (54), Т.1. — С. 243–248
  8. Шугайло И. В. «Множественная личность» как проявление конфликта (на материале анализа визуального образа «ВКонтакте») // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина Языкознание и литературоведение. — 2012. № 2, Т. 2. — С. 45–64.
  9. Gee J. P. What video games have to teach us about learning and literacy. — New York: Palgrave Macmillan. 2007. — 256 р.
  10. Howard Th. Design to Thrive: Creating Social Networks and Online Communities that Last, 1st Edition. — Morgan Kaufmann Publishers, Burlington, Massachusetts, USA. 2010. — 248 р.
  11. Kel Smith Digital Outcasts Moving Technology Forward without Leaving People Behind 1st Edition. — Imprint: Morgan Kaufmann, 2013–288 р.
  12. Rennan Cavalcante Raffaele, Breno José Andrade de Carvalho, Frutuoso G. M. Silva Evaluation of immersive user interfaces in virtual reality first person games // EPCGI — 2017, Guimar˜aes, Portugal — Р.123–126.
  13. Turkle Sh. Life on the Screen: Identity in the Age of the Internet — Simon & Schuster, New York, USA, 1995. — 347 р.
  14. Turkle Sh. Multiple subjectivity and virtual community at the end of the Freudian century // Sociological Inquiry, 1997, № 67(1). — Р. 72–84.
Основные термины (генерируются автоматически): виртуальная личность, виртуальное пространство, виртуальный образ личности, виртуальный образ, реальная личность, образ, аватар, деятельность человека, личность, социальное взаимодействие.


Ключевые слова

социальные сети, виртуальное пространство, виртуальный образ личности, виртуальная личность, аватар, виртуальное я

Похожие статьи

Репрезентация концепта «Деньги» в испанской языковой картине мира (на материале кастильского диалекта)

В статье анализируется концепт «деньги» на материале испанского концепта Dinero в языковой картине мира через средства и способы его вербализации. Репрезентанты концепта Dinero рассматриваются за счет анализа словарных дефиниций лексемы «dinero», а т...

Специфика понятия «гендер» в отечественной и зарубежной лингвистике

Данная обзорная статья посвящена особенностям понятия «гендер». В настоящее время гендерные исследования сформировались в отдельное лингвистическое направление, в связи с чем возникла необходимость сформировать чёткое представление о гендере. Актуаль...

Концепт «состояние человека» (на материале русского и английского языков)

В настоящее время, характерной чертой которого является интеграция общества, многочисленные контакты, значительное внимание в языкознании уделяется проблеме анализа и описания национально-культурной специфики. Эта специфика проявляется в картине мира...

Лингвокогнитивная парадигма как основа в методологии исследования концепта

Статья посвящена сравнительно новому направлению в лингвистической науке — когнитивной парадигме, одной из главных особенностей которой является рассмотрение языка как средства овладения знаниями. Автор отмечает, что современный когнитивный подход к ...

Термин «креативная концепция» как база взаимодействия бизнеса и специалистов по маркетингу и рекламе

Широкое внедрение информационных технологий в отрасль маркетинга и рекламы расширяет профессиональную терминологию. Непонимание бизнесом терминологии вызывает искаженное представление о технологических процессах, что сказывается на эффективности комм...

Бизнес и культура как инструменты латентного управления глобальным миром. Способы модернизации (на примере Российской Федерации)

В статье авторы рассмотрели актуальность использования «мягкой силы» в условиях текущей международной обстановки, проанализировали условия развития данного концепта в рамках внешней политики Российской Федерации и предположили, что в основе эффективн...

Государство и право в пространстве транзита: от «идеальной машины управления» к клинике власти

Теория государства и права как комплексная наука зачастую уделяет внимание исключительно моделированию и определению сущности систем и ее элементов в определении рассматриваемых институтов. Архитектура современных правовых исследований позволяет сдел...

Понятие «личный бренд», области его применения: теоретические аспекты

В статье рассмотрена актуальная тема, относительно новое явление для российской действительности — персональный бренд. Авторами предпринята попытка провести обзор научных подходов отечественных и зарубежных исследователей к толкованию понятий «бренд»...

Эволюция политики формирования советской идентичности и современная модель российской идентичности

Настоящая статья посвящена проблеме формирования гражданской и национальной идентичности в контексте разработки современной российской модели идентичности. При анализе факторов, влияющих на современную идеологию исторической и монокультурной общности...

Логистический аутсорсинг в России: проблемы и пути решения

Статья посвящена специфике понимания и использования термина «аутсорсинг» на примере аутсорсинга логистических услуг. Автор рассматривает нормативное и узуальное значение слова «аутсорсинг». В ходе анализа истории данного явления, сравнения с другими...

Похожие статьи

Репрезентация концепта «Деньги» в испанской языковой картине мира (на материале кастильского диалекта)

В статье анализируется концепт «деньги» на материале испанского концепта Dinero в языковой картине мира через средства и способы его вербализации. Репрезентанты концепта Dinero рассматриваются за счет анализа словарных дефиниций лексемы «dinero», а т...

Специфика понятия «гендер» в отечественной и зарубежной лингвистике

Данная обзорная статья посвящена особенностям понятия «гендер». В настоящее время гендерные исследования сформировались в отдельное лингвистическое направление, в связи с чем возникла необходимость сформировать чёткое представление о гендере. Актуаль...

Концепт «состояние человека» (на материале русского и английского языков)

В настоящее время, характерной чертой которого является интеграция общества, многочисленные контакты, значительное внимание в языкознании уделяется проблеме анализа и описания национально-культурной специфики. Эта специфика проявляется в картине мира...

Лингвокогнитивная парадигма как основа в методологии исследования концепта

Статья посвящена сравнительно новому направлению в лингвистической науке — когнитивной парадигме, одной из главных особенностей которой является рассмотрение языка как средства овладения знаниями. Автор отмечает, что современный когнитивный подход к ...

Термин «креативная концепция» как база взаимодействия бизнеса и специалистов по маркетингу и рекламе

Широкое внедрение информационных технологий в отрасль маркетинга и рекламы расширяет профессиональную терминологию. Непонимание бизнесом терминологии вызывает искаженное представление о технологических процессах, что сказывается на эффективности комм...

Бизнес и культура как инструменты латентного управления глобальным миром. Способы модернизации (на примере Российской Федерации)

В статье авторы рассмотрели актуальность использования «мягкой силы» в условиях текущей международной обстановки, проанализировали условия развития данного концепта в рамках внешней политики Российской Федерации и предположили, что в основе эффективн...

Государство и право в пространстве транзита: от «идеальной машины управления» к клинике власти

Теория государства и права как комплексная наука зачастую уделяет внимание исключительно моделированию и определению сущности систем и ее элементов в определении рассматриваемых институтов. Архитектура современных правовых исследований позволяет сдел...

Понятие «личный бренд», области его применения: теоретические аспекты

В статье рассмотрена актуальная тема, относительно новое явление для российской действительности — персональный бренд. Авторами предпринята попытка провести обзор научных подходов отечественных и зарубежных исследователей к толкованию понятий «бренд»...

Эволюция политики формирования советской идентичности и современная модель российской идентичности

Настоящая статья посвящена проблеме формирования гражданской и национальной идентичности в контексте разработки современной российской модели идентичности. При анализе факторов, влияющих на современную идеологию исторической и монокультурной общности...

Логистический аутсорсинг в России: проблемы и пути решения

Статья посвящена специфике понимания и использования термина «аутсорсинг» на примере аутсорсинга логистических услуг. Автор рассматривает нормативное и узуальное значение слова «аутсорсинг». В ходе анализа истории данного явления, сравнения с другими...

Задать вопрос