Проблемы формирования исследовательской деятельности у обучающихся в системе СПО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 октября, печатный экземпляр отправим 6 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 07.06.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Тарута, Л. А. Проблемы формирования исследовательской деятельности у обучающихся в системе СПО / Л. А. Тарута. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 346-348. — URL: https://moluch.ru/archive/365/81920/ (дата обращения: 18.09.2021).



Статья посвящена проблемам, связанным с формированием исследовательской деятельности при изучении дисциплин естественно-научного цикла у обучающихся техникума.

Ключевые слова : исследовательская деятельность обучающихся, диагностика, общие и профессиональные компетенции, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.

В настоящее время происходят стремительные преобразования в обществе, развиваются наукоемкие и высокотехнологические производства. В этих условиях учреждения среднего профессионального образования должны подготавливать практико-ориентированных специалистов, обладающих многофункциональными умениями.

Сейчас на смену образованию, ориентированному на высокий уровень общих знаний, приходит образование, направленное на развитие личности каждого обучающегося, способного самостоятельно в дальнейшем обучаться, осваивать новые технологии, иметь хорошую основу для инновационной деятельности, владеть общими и профессиональными компетенциями.

Уровень образованности выпускников учреждений среднего профессионального образования должен отражать их способности творчески решать профессиональные задачи, прогнозировать свое личностно-профессиональное развитие, в том числе, и при переходе на следующую ступень образования. При этом вовлечение обучающихся СПО в активную исследовательскую и проектную деятельность осуществляется посредством компетентностного подхода. Но в системе среднего профессионального образования возникли такие противоречия, которые связаны с активным внедрением исследовательской деятельности в образовательный процесс, и невысокой степенью готовности студентов к осуществлению этой деятельности по причине недостаточно сформированных исследовательских умении и навыков.

Среди требований к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена ФГОС СПО (п.7.1) отмечает, что образовательная организация должна предусмотреть использование активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе.

Исследовательская деятельность обучающихся по естественно-научному профилю подготовки специалистов среднего звена представлена:

– подготовкой исследовательских работ или проектов для участия в НПК различного уровня;

– выпускной квалификационной работой (ВКР, дипломная работа);

– курсовой работой;

– проектной деятельностью (МДК.05.01 Микробиологический анализ пищевых продуктов).

Наиболее перспективными для исследования являются темы с экологическим содержанием и проведением экспертизы качества сырья, продуктов питания, природных и промышленных материалов. Особенно они актуальны для будущих техников-экологов и агрономов, так как исследования по химии, биологии и экологии составляют основу для формирования профессиональных компетенции. Полученные навыки исследовательской деятельности студенты ИМТ используют для участия в НПК различных уровней — «Я специалист», «Юный исследователь — развитию региона», «Современные аспекты производства и переработки сельскохозяйственной продукции» и др.

В ГАПОУ ТО «ИМТ» имеется хорошая материально-техническая база для проведения исследовательских работ по естественно-научному направлению: приборы для физико-химического определения различных параметров; наборы для санитарно-гигиенического анализа продуктов питания; тест — комплекты для определения качества природной окружающей среды; ранцевые полевые лаборатории; настольные полевые лаборатории для анализа почвы и воды.

Для исследования сформированности исследовательских умении и навыков у обучающихся А. Н. Поддьяков предлагает следующие методы диагностики: наблюдение, естественный и лабораторный эксперименты, специализированные анкеты, опросники, бланковые тесты, анализ описаний исследовательского поведения, стандартизированные тесты, праксиметрические методы, компьютерное моделирование.

Для успешного формирования исследовательских умений и навыков, а также осуществления исследовательской деятельности обучающемуся требуется специфическое личностное образование, которое определяется комплексом таких относительно автономных составляющих, как поисковая активность, развитое мышление, в том числе дивергентное и конвергентное мышление. Поисковая активность обучающихся является основным источником и двигателем по формированию исследовательских умении и навыков.

Развитие мышления, как умения думать, тесно связано с вовлечением обучающихся в активную познавательную деятельность, позволяющую приобрести навыки исследования проблемной ситуации, определение неизвестного, навыки выдвижения и проверки гипотез, анализа и представления получаемых результатов.

Способность и склонность к дивергентному мышлению является качеством, необходимым на этапе выявления проблем, и на этапе поиска возможных вариантов решения (гипотез). Уровень дивергентного мышления определяется с помощью теста креативности Е. П. Торранса «Варианты употребления предметов».

Конвергентное мышление принципиально важно на этапах анализа и оценки ситуации, на этапах выработки суждений и умозаключений, через способность к анализу и синтезу. Оно выступает главным условием разработки объекта исследования, оценки найденной информации, а также рефлексии. Уровень конвергентной продуктивности оценивается с помощью классических тестов интеллекта — матрицы Равена [3, стр.56]

А. И. Савенков считает, что, наблюдая за поведением обучающихся в ситуациях, требующих исследовательского поведения, необходимо ориентироваться на следующие критерии: умение видеть проблемы; умение ставить вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определения понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы; умение структурировать материал; умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи [3, стр. 57].

Благодаря различным методикам исследования исследовательских умении и навыков можно выявить уровень сформированности исследовательской культуры у обучающихся. Используемые критерии имеют комплексный показатель и являются системой отражения сформированности всех ее компонентов. Каждый из этих компонентов обладает набором особенностей и умений, которые позволяют определить уровень сформированности исследовательской культуры у обучающихся.

Как показывают результаты проведенной диагностики у обучающихся СПО по естественно-научному направлению подготовки, они не умеют сравнивать, делать выводы, обосновывать ответы, интерпретировать и обобщать результаты деятельности, не обладают коммуникативными умениями, не готовы выступать на публике. У большинства обучающихся недостаточно развиты дивергентное и конвергентное мышление, отвечающее за формирование навыков исследовательской деятельности. Сложными для обучающихся являются следующие этапы исследовательской деятельности: определение проблемы исследования, постановка целей и задач исследования, оформление результатов исследования. Все это обусловлено тем, что они не умеют выделять главное, существенное, не имеют внутренних мотивов для самостоятельной познавательной деятельности, но при этом имеют завышенную самооценку, поэтому, когда сталкиваются с трудностями, прекращают работу.

Таким образом, перечисленные диагностики дают возможность их использования для выявления обучающихся имеющих наиболее развитые умения и навыки исследовательской деятельности. Результаты проводимой диагностики позволяют определять основные направления работы по формированию исследовательских умений и навыков у студентов техникума, а также корректировать их с учетом индивидуальных особенностей конкретных студентов. Приобщение обучающихся к исследовательской деятельности можно рассматривать как важный интеллектуальный потенциал, оказывающий позитивное влияние на дальнейшее становление будущего специалиста.

Литература:

  1. Фирсова Е. А. Формирование исследовательской культуры у старшеклассников в условиях научного общества учащихся. Дис. канд. пед. наук. — Волгоград, 2017. -216с.
  2. Лебедева О. В. Методическая подготовка учителя физики к реализации ФГОС. Нижегородское образование. — 2013. -№ 3. -С. 58–62.
  3. Разумовский В. Г. Проблема развития творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. Дис. д-ра пед. наук. М.- 1972. — 507 с.
  4. Самохина Е. Ю. Диагностика исследовательских умений и навыков студентов колледжа . Среднее профессиональное образование. -2012. -№ 2. — С. 56–57.
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, умение, профессиональное образование, конвергентное мышление, навык, обучающийся, дивергентное мышление, исследовательская культура, исследовательское поведение, образовательный процесс.


Задать вопрос