Теоретические методологические основы индивидуализации обучения иностранным языкам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 02.06.2021

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Акмурадова, А. С. Теоретические методологические основы индивидуализации обучения иностранным языкам / А. С. Акмурадова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 299-301. — URL: https://moluch.ru/archive/365/81868/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье раскрывается актуальность темы индивидуализации обучения и формирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) обучающихся, которые учитывают особенность и интересы обучающихся и позволяют формировать иноязычную коммуникативную компетенцию в рамках факультативных занятий.

Изучив опыт в системе образовательного процесса, индивидуализацию в образовательном процессе необходимо организовывать на основе формирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) на каждого обучающегося, потому что каждый из них представляет собой — личность, со своими индивидуальными способностями, поставленными целями в жизни, взглядами на те или иные вещи, менталитетом и определенным социальным опытом. Учитывая вышеизложенное, необходимо внедрить индивидуализацию в образовательный процесс, на основе комплексной и поэтапной разработки индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

Ключевые слова: индивидуализация, индивидуальный образовательный маршрут, развитие, способности, результаты, требования.

Модернизация процесса образования в Российской Федерации привела к появлению новых принципов образовательной политики, которые отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, а также описываются в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года [22]. Данные принципы заключаются в том, что государственные образовательные учреждения должны осуществить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса, учитывая требования Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) и образовательных программ [28].

Изучение требований к организации индивидуального подхода в обучении иностранным языкам являются одной из целей данной работы. В средних общеобразовательных школах разработаны 3 ступени общеобразовательного процесса: — (1–4 классы) — начальное образование; (5–9) классы — основное образование и (10–11 классы) — полное образование. Стандарты для них разрабатывались с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей.

Во ФГОС третьего поколения были учтены следующие требования:

— требования к показателям результатов при освоении образовательной программы;

— требования к основным составляющим образовательной программы, где имеет место соотношение объема данных частей и частей программы;

— требования к реализации условий образовательного программы, а именно, финансовые, материальные, кадровые, технические;

Изучение иностранных языков необходимо поднять на уровень необходимой программы общеобразовательного процесса, с каждым разом увеличивая их значимость, так как знание иностранных языков развивает умственные способности, расширяет социальный кругозор, позволяет познать более шире мировое пространство, выйти на уровень международного общения и взаимодействия. Для выполнения задачи необходимо совершенствовать преподавание иностранных языков, отработка расширенной методики, увеличение практических занятий, налаживание контактов с носителями языков, посредством проведения онлайн — мостов, различных конференций, чтением зарубежной литературы [33].

Также предусматривается формирование метапредметных, предметных и личностных результатов, как главных показателей уровня обучения. Они характеризуются выполнением требований по реализации программы индивидуализации в образовательном процессе. Ниже приведено подробное описание требований.

Личностные результаты основаны на формировании личности, то есть, первоочередной задачей является определение и точное понимание позиции в обществе, в совокупности с ответственностью, что, в целом позволит заниматься самообразованием. Соблюдение этих позиций при обучении позволит получить высокообразованного специалиста, способного проявить себя в условиях современной экономической обстановке [33].

При внедрении индивидуализации в образовательном процессе личностные результаты программы должны характеризоваться саморазвитием и самообучением, основанными на осознанной мотивации. Каждый обучающийся имеет право на выбор индивидуального маршрута образования, поэтапный анализ получения знаний, позволяющий, в дальнейшем, правильно расставить приоритеты и акценты.

Метапредметные результаты напрямую связаны и зависят с формированием и развитием учебного процесса, который даст возможность обучающемуся развить индивидуальную готовность к образованию. В итоге, обучающийся сможет развить определённый образовательный алгоритм. Обучающийся должен определить и затем сформулировать цель своего обучения. Для более эффективного обучения ему предстоит определить свой путь, который позволит ему добиться своей цели и поддерживать мотивацию в течении образовательного процесса. Также, обучающийся сможет проводить анализ полученных результатов и неудач. Предусматривается саморазвитие, как способность четко знать свои цели и разрабатывать их поэтапное достижение, а также уметь самостоятельно оценивать свои действия с критической стороны [28].

Предметные действия представляют для нас наибольший интерес. Ниже рассмотрим, насколько необходима программа по индивидуализации при обучении иностранного языка, исходящая из приведенных требований.

Основные требования включают в себя следующие аспекты:

— развитие, расширение, совершенствование лексикона в речи обучающегося и его кругозора;

— посредством знания иностранного языка познание и изучение культурных традиций народов, обрядов, менталитета;

— развитие миролюбивых отношений к иноязычным народам и народностям, позитивный настрой к происходящим мировым событиям [26].

На сегодняшний день, основной задачей при разработке методики преподавания иностранных языков, является индивидуальный подход к обучающемуся. Многолетний опыт преподавания определил эффективность различного подхода к программе обучения при индивидуальных и групповых формах обучения, определяющихся индивидуальными способностями обучающегося, склонностями к быстрому изучению и наоборот.

Стремительное развитие мирового сообщества, инновационных и информационных технологий выявляет потребность в быстром и качественном обучении подрастающего поколения иностранным языкам, что влечет за собой значительное усовершенствование индивидуализации в образовании. Процесс индивидуализации должен внедряться все более стремительно и масштабно, чтобы удовлетворять спрос времени [33].

В условиях многовариантного социума необходимость и важность индивидуализации возрастает более стремительно, где обучающийся является важным и активным субъектом.

Эта проблема, в настоящее время, носит глобальный характер и является задачей не только педагогической, но и социальной, в широком смысле этого слова [33].

Проект внесения корректировок предполагает включение в учебный план образовательных программ основного общего образования [28] обязательного для изучения учебного предмета «Иностранный язык» предметной области «Иностранные языки».

Если ранее задачей преподавания иностранных языков было локальное решение социальных вопросов и задач внутри государства, определяющихся локальным характером экономических, политических и международных связей, то на примере Европы, которая отошла от локальности к совместному решению многосторонних задач путем объединения многих европейских стран в единый Совет, то на сегодняшний день назрела острая потребность и необходимость в единой системе оценки знаний в области иностранных языков в Европе [33].

Во многих школах и вузах ведется целенаправленная подготовка обучающихся к сдаче экзаменов на международном уровне. Уровень знаний является показателем развития прогресса в изучении и знании иностранного языка и уже не ставится целью только получение сертификата. Конечной целью является постоянное усовершенствование иностранного языка, для дальнейшего его развития и участия в мировом развитии [33].

Лингвистика предполагает знание определенных типовых знаний и навыков, где они связаны с лексикой, грамматикой и фонетикой.

Конструкции грамматического характера и слова изучаются для создания высказываний, имеющих речевую направленность. Таким образом, можно сказать, что основным в преподавании является речь. Но речь, определяется по ситуации, а та в свою очередь, местом и временем, целью общения, собеседником, аудиторией. Поэтому имеет место социолингвистическая компетенция, где осуществляется отбор языковых форм и преобразование их, в соответствии с контекстом. Для этого нужно знать семантические оттенки слов и выражений, их изменения при различном стиле и характере общения. [33].

Во ФГОС основного учебного образования [28] указывается, что должны в полной мере учитываться возраст обучающихся, а также общественные и культурные особенности. Желательно, проектировать и разрабатывать индивидуальные поэтапные учебные графики и планы, чтобы эффективно и в полной мере развивать способности и потенциал обучающихся, будь это одаренные или с ограниченными возможностями. Можно и нужно привлекать самих обучающихся и их родители и учителя с образовательных учреждений. Необходимо предусмотреть курсы, направленные на определенные интересы.

ФГОС основного учебного образования [28] в полной мере определяет основные требования и положения для совершенствования индивидуализации процесса образования и отмечает реализацию ее в определенных случаях.

Одной из целей данной программы [28] является то, что «обучающиеся в результате прохождения программы должны достичь определённых результатов, а именно сформировать конкретные знания, умения и навыки, компетентности и компетенции, при этом учитывая индивидуальные, социальные, семейные, а также государственные потребности и возможности средних школьников, их индивидуальные особенности здоровья и развития. Одна из задач при достижении данной цели заключается в том, что образовательная организация должна устанавливать конкретные требования к развитию и воспитанию обучающихся в то же время сформировать индивидуализированный психолого-педагогическое сопровождение для каждого обучающегося, базируясь на его знаниях и культурном уровне развития, что позволит создать подходящие условия для реализации данного сопровождения» [28].

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что прежде, чем приступить к разработке индивидуализации процесса обучения, необходимо продиагностировать обучающегося, затем проанализировав результаты приступать к процессу.

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97368/ (дата обращения 08.01.2021).
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Текст]: протокол от 8 апреля 2015 года. — № 1/15. — 554 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9 классы) [Электронный ресурс] / утвержден Приказом РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г. URL: https://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения 08.04.2021).
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения 10.12.2020)
  5. Шолопова Н. Д. «Технология индивидуализации обучения иностранным языкам в средней школе» / Квалификационная работа / 2020.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, иностранный язык, обучающийся, Российская Федерация, полная мера, требование, язык, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальный подход, образовательная программа.


Похожие статьи

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов...

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, иностранный язык

Индивидуальный образовательный маршрут — это разрабатываемая образовательная...

Индивидуальный образовательный маршрут как способ...

Индивидуальный образовательный маршрут – это путь индивидуального движения студента в ходе самообразования к «саморазвивающемуся» специалисту. Развитие самообразования в образовательном процессе вуза должно учитывать индивидуальность...

Индивидуальный подход в обучении иностранным языкам на...

Библиографическое описание: Бабенко, А. А. Индивидуальный подход в обучении иностранным языкам на неязыковых

Индивидуальный подход подразумевает учет индивидуальных особенностей с точки зрения их целостности и внутренней замкнутости...

О требованиях к результатам обучения иностранному языку...

- к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму

Результаты обучения предмету «Иностранный язык» в СОШ на ступени начального, среднего и общего (полного) образования.

Индивидуальный образовательный маршрут как способ...

 Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут; образовательный процесс; содержание образования. Переход к новой личностной парадигме обучения является ведущей тенденцией современного образования и в целом педагогического сознания общества.

Образовательная программа по иностранному языку для...

Библиографическое описание: Машинистова, Н. В. Образовательная программа по иностранному языку для старших дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / Н. В. Машинистова.

иностранный язык, учебный процесс, учебный материал...

В статье рассматривается процесс внедрения электронных образовательных технологий в образовательную среду вуза, на примере языковых программ для бакалавров и магистров дистанционной формы обучения. Авторы анализируют виды электронных образовательных...

Особенности организации обучения по индивидуальным...

 Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут; индивидуальное обучение; образовательная программа.

Индивидуальный образовательный маршрут — это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе...

Индивидуальная образовательная программа как ресурс...

Индивидуальная образовательная программа представляет собой организационно-управленческий инструмент, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий...

Похожие статьи

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов...

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, иностранный язык

Индивидуальный образовательный маршрут — это разрабатываемая образовательная...

Индивидуальный образовательный маршрут как способ...

Индивидуальный образовательный маршрут – это путь индивидуального движения студента в ходе самообразования к «саморазвивающемуся» специалисту. Развитие самообразования в образовательном процессе вуза должно учитывать индивидуальность...

Индивидуальный подход в обучении иностранным языкам на...

Библиографическое описание: Бабенко, А. А. Индивидуальный подход в обучении иностранным языкам на неязыковых

Индивидуальный подход подразумевает учет индивидуальных особенностей с точки зрения их целостности и внутренней замкнутости...

О требованиях к результатам обучения иностранному языку...

- к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму

Результаты обучения предмету «Иностранный язык» в СОШ на ступени начального, среднего и общего (полного) образования.

Индивидуальный образовательный маршрут как способ...

 Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут; образовательный процесс; содержание образования. Переход к новой личностной парадигме обучения является ведущей тенденцией современного образования и в целом педагогического сознания общества.

Образовательная программа по иностранному языку для...

Библиографическое описание: Машинистова, Н. В. Образовательная программа по иностранному языку для старших дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / Н. В. Машинистова.

иностранный язык, учебный процесс, учебный материал...

В статье рассматривается процесс внедрения электронных образовательных технологий в образовательную среду вуза, на примере языковых программ для бакалавров и магистров дистанционной формы обучения. Авторы анализируют виды электронных образовательных...

Особенности организации обучения по индивидуальным...

 Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут; индивидуальное обучение; образовательная программа.

Индивидуальный образовательный маршрут — это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе...

Индивидуальная образовательная программа как ресурс...

Индивидуальная образовательная программа представляет собой организационно-управленческий инструмент, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий...

Задать вопрос