В статье раскрывается актуальность темы индивидуализации обучения и формирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) обучающихся, которые учитывают особенность и интересы обучающихся и позволяют формировать иноязычную коммуникативную компетенцию в рамках факультативных занятий.
Изучив опыт в системе образовательного процесса, индивидуализацию в образовательном процессе необходимо организовывать на основе формирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) на каждого обучающегося, потому что каждый из них представляет собой — личность, со своими индивидуальными способностями, поставленными целями в жизни, взглядами на те или иные вещи, менталитетом и определенным социальным опытом. Учитывая вышеизложенное, необходимо внедрить индивидуализацию в образовательный процесс, на основе комплексной и поэтапной разработки индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
Ключевые слова: индивидуализация, индивидуальный образовательный маршрут, развитие, способности, результаты, требования.
Модернизация процесса образования в Российской Федерации привела к появлению новых принципов образовательной политики, которые отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, а также описываются в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года [22]. Данные принципы заключаются в том, что государственные образовательные учреждения должны осуществить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса, учитывая требования Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) и образовательных программ [28].
Изучение требований к организации индивидуального подхода в обучении иностранным языкам являются одной из целей данной работы. В средних общеобразовательных школах разработаны 3 ступени общеобразовательного процесса: — (1–4 классы) — начальное образование; (5–9) классы — основное образование и (10–11 классы) — полное образование. Стандарты для них разрабатывались с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей.
Во ФГОС третьего поколения были учтены следующие требования:
— требования к показателям результатов при освоении образовательной программы;
— требования к основным составляющим образовательной программы, где имеет место соотношение объема данных частей и частей программы;
— требования к реализации условий образовательного программы, а именно, финансовые, материальные, кадровые, технические;
Изучение иностранных языков необходимо поднять на уровень необходимой программы общеобразовательного процесса, с каждым разом увеличивая их значимость, так как знание иностранных языков развивает умственные способности, расширяет социальный кругозор, позволяет познать более шире мировое пространство, выйти на уровень международного общения и взаимодействия. Для выполнения задачи необходимо совершенствовать преподавание иностранных языков, отработка расширенной методики, увеличение практических занятий, налаживание контактов с носителями языков, посредством проведения онлайн — мостов, различных конференций, чтением зарубежной литературы [33].
Также предусматривается формирование метапредметных, предметных и личностных результатов, как главных показателей уровня обучения. Они характеризуются выполнением требований по реализации программы индивидуализации в образовательном процессе. Ниже приведено подробное описание требований.
Личностные результаты основаны на формировании личности, то есть, первоочередной задачей является определение и точное понимание позиции в обществе, в совокупности с ответственностью, что, в целом позволит заниматься самообразованием. Соблюдение этих позиций при обучении позволит получить высокообразованного специалиста, способного проявить себя в условиях современной экономической обстановке [33].
При внедрении индивидуализации в образовательном процессе личностные результаты программы должны характеризоваться саморазвитием и самообучением, основанными на осознанной мотивации. Каждый обучающийся имеет право на выбор индивидуального маршрута образования, поэтапный анализ получения знаний, позволяющий, в дальнейшем, правильно расставить приоритеты и акценты.
Метапредметные результаты напрямую связаны и зависят с формированием и развитием учебного процесса, который даст возможность обучающемуся развить индивидуальную готовность к образованию. В итоге, обучающийся сможет развить определённый образовательный алгоритм. Обучающийся должен определить и затем сформулировать цель своего обучения. Для более эффективного обучения ему предстоит определить свой путь, который позволит ему добиться своей цели и поддерживать мотивацию в течении образовательного процесса. Также, обучающийся сможет проводить анализ полученных результатов и неудач. Предусматривается саморазвитие, как способность четко знать свои цели и разрабатывать их поэтапное достижение, а также уметь самостоятельно оценивать свои действия с критической стороны [28].
Предметные действия представляют для нас наибольший интерес. Ниже рассмотрим, насколько необходима программа по индивидуализации при обучении иностранного языка, исходящая из приведенных требований.
Основные требования включают в себя следующие аспекты:
— развитие, расширение, совершенствование лексикона в речи обучающегося и его кругозора;
— посредством знания иностранного языка познание и изучение культурных традиций народов, обрядов, менталитета;
— развитие миролюбивых отношений к иноязычным народам и народностям, позитивный настрой к происходящим мировым событиям [26].
На сегодняшний день, основной задачей при разработке методики преподавания иностранных языков, является индивидуальный подход к обучающемуся. Многолетний опыт преподавания определил эффективность различного подхода к программе обучения при индивидуальных и групповых формах обучения, определяющихся индивидуальными способностями обучающегося, склонностями к быстрому изучению и наоборот.
Стремительное развитие мирового сообщества, инновационных и информационных технологий выявляет потребность в быстром и качественном обучении подрастающего поколения иностранным языкам, что влечет за собой значительное усовершенствование индивидуализации в образовании. Процесс индивидуализации должен внедряться все более стремительно и масштабно, чтобы удовлетворять спрос времени [33].
В условиях многовариантного социума необходимость и важность индивидуализации возрастает более стремительно, где обучающийся является важным и активным субъектом.
Эта проблема, в настоящее время, носит глобальный характер и является задачей не только педагогической, но и социальной, в широком смысле этого слова [33].
Проект внесения корректировок предполагает включение в учебный план образовательных программ основного общего образования [28] обязательного для изучения учебного предмета «Иностранный язык» предметной области «Иностранные языки».
Если ранее задачей преподавания иностранных языков было локальное решение социальных вопросов и задач внутри государства, определяющихся локальным характером экономических, политических и международных связей, то на примере Европы, которая отошла от локальности к совместному решению многосторонних задач путем объединения многих европейских стран в единый Совет, то на сегодняшний день назрела острая потребность и необходимость в единой системе оценки знаний в области иностранных языков в Европе [33].
Во многих школах и вузах ведется целенаправленная подготовка обучающихся к сдаче экзаменов на международном уровне. Уровень знаний является показателем развития прогресса в изучении и знании иностранного языка и уже не ставится целью только получение сертификата. Конечной целью является постоянное усовершенствование иностранного языка, для дальнейшего его развития и участия в мировом развитии [33].
Лингвистика предполагает знание определенных типовых знаний и навыков, где они связаны с лексикой, грамматикой и фонетикой.
Конструкции грамматического характера и слова изучаются для создания высказываний, имеющих речевую направленность. Таким образом, можно сказать, что основным в преподавании является речь. Но речь, определяется по ситуации, а та в свою очередь, местом и временем, целью общения, собеседником, аудиторией. Поэтому имеет место социолингвистическая компетенция, где осуществляется отбор языковых форм и преобразование их, в соответствии с контекстом. Для этого нужно знать семантические оттенки слов и выражений, их изменения при различном стиле и характере общения. [33].
Во ФГОС основного учебного образования [28] указывается, что должны в полной мере учитываться возраст обучающихся, а также общественные и культурные особенности. Желательно, проектировать и разрабатывать индивидуальные поэтапные учебные графики и планы, чтобы эффективно и в полной мере развивать способности и потенциал обучающихся, будь это одаренные или с ограниченными возможностями. Можно и нужно привлекать самих обучающихся и их родители и учителя с образовательных учреждений. Необходимо предусмотреть курсы, направленные на определенные интересы.
ФГОС основного учебного образования [28] в полной мере определяет основные требования и положения для совершенствования индивидуализации процесса образования и отмечает реализацию ее в определенных случаях.
Одной из целей данной программы [28] является то, что «обучающиеся в результате прохождения программы должны достичь определённых результатов, а именно сформировать конкретные знания, умения и навыки, компетентности и компетенции, при этом учитывая индивидуальные, социальные, семейные, а также государственные потребности и возможности средних школьников, их индивидуальные особенности здоровья и развития. Одна из задач при достижении данной цели заключается в том, что образовательная организация должна устанавливать конкретные требования к развитию и воспитанию обучающихся в то же время сформировать индивидуализированный психолого-педагогическое сопровождение для каждого обучающегося, базируясь на его знаниях и культурном уровне развития, что позволит создать подходящие условия для реализации данного сопровождения» [28].
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что прежде, чем приступить к разработке индивидуализации процесса обучения, необходимо продиагностировать обучающегося, затем проанализировав результаты приступать к процессу.
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97368/ (дата обращения 08.01.2021).
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Текст]: протокол от 8 апреля 2015 года. — № 1/15. — 554 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9 классы) [Электронный ресурс] / утвержден Приказом РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г. URL: https://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения 08.04.2021).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения 10.12.2020)
- Шолопова Н. Д. «Технология индивидуализации обучения иностранным языкам в средней школе» / Квалификационная работа / 2020.