Теоретические методологические основы индивидуализации обучения иностранным языкам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 02.06.2021

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Акмурадова, А. С. Теоретические методологические основы индивидуализации обучения иностранным языкам / А. С. Акмурадова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 299-301. — URL: https://moluch.ru/archive/365/81868/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье раскрывается актуальность темы индивидуализации обучения и формирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) обучающихся, которые учитывают особенность и интересы обучающихся и позволяют формировать иноязычную коммуникативную компетенцию в рамках факультативных занятий.

Изучив опыт в системе образовательного процесса, индивидуализацию в образовательном процессе необходимо организовывать на основе формирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) на каждого обучающегося, потому что каждый из них представляет собой — личность, со своими индивидуальными способностями, поставленными целями в жизни, взглядами на те или иные вещи, менталитетом и определенным социальным опытом. Учитывая вышеизложенное, необходимо внедрить индивидуализацию в образовательный процесс, на основе комплексной и поэтапной разработки индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

Ключевые слова: индивидуализация, индивидуальный образовательный маршрут, развитие, способности, результаты, требования.

Модернизация процесса образования в Российской Федерации привела к появлению новых принципов образовательной политики, которые отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, а также описываются в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года [22]. Данные принципы заключаются в том, что государственные образовательные учреждения должны осуществить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса, учитывая требования Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) и образовательных программ [28].

Изучение требований к организации индивидуального подхода в обучении иностранным языкам являются одной из целей данной работы. В средних общеобразовательных школах разработаны 3 ступени общеобразовательного процесса: — (1–4 классы) — начальное образование; (5–9) классы — основное образование и (10–11 классы) — полное образование. Стандарты для них разрабатывались с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей.

Во ФГОС третьего поколения были учтены следующие требования:

— требования к показателям результатов при освоении образовательной программы;

— требования к основным составляющим образовательной программы, где имеет место соотношение объема данных частей и частей программы;

— требования к реализации условий образовательного программы, а именно, финансовые, материальные, кадровые, технические;

Изучение иностранных языков необходимо поднять на уровень необходимой программы общеобразовательного процесса, с каждым разом увеличивая их значимость, так как знание иностранных языков развивает умственные способности, расширяет социальный кругозор, позволяет познать более шире мировое пространство, выйти на уровень международного общения и взаимодействия. Для выполнения задачи необходимо совершенствовать преподавание иностранных языков, отработка расширенной методики, увеличение практических занятий, налаживание контактов с носителями языков, посредством проведения онлайн — мостов, различных конференций, чтением зарубежной литературы [33].

Также предусматривается формирование метапредметных, предметных и личностных результатов, как главных показателей уровня обучения. Они характеризуются выполнением требований по реализации программы индивидуализации в образовательном процессе. Ниже приведено подробное описание требований.

Личностные результаты основаны на формировании личности, то есть, первоочередной задачей является определение и точное понимание позиции в обществе, в совокупности с ответственностью, что, в целом позволит заниматься самообразованием. Соблюдение этих позиций при обучении позволит получить высокообразованного специалиста, способного проявить себя в условиях современной экономической обстановке [33].

При внедрении индивидуализации в образовательном процессе личностные результаты программы должны характеризоваться саморазвитием и самообучением, основанными на осознанной мотивации. Каждый обучающийся имеет право на выбор индивидуального маршрута образования, поэтапный анализ получения знаний, позволяющий, в дальнейшем, правильно расставить приоритеты и акценты.

Метапредметные результаты напрямую связаны и зависят с формированием и развитием учебного процесса, который даст возможность обучающемуся развить индивидуальную готовность к образованию. В итоге, обучающийся сможет развить определённый образовательный алгоритм. Обучающийся должен определить и затем сформулировать цель своего обучения. Для более эффективного обучения ему предстоит определить свой путь, который позволит ему добиться своей цели и поддерживать мотивацию в течении образовательного процесса. Также, обучающийся сможет проводить анализ полученных результатов и неудач. Предусматривается саморазвитие, как способность четко знать свои цели и разрабатывать их поэтапное достижение, а также уметь самостоятельно оценивать свои действия с критической стороны [28].

Предметные действия представляют для нас наибольший интерес. Ниже рассмотрим, насколько необходима программа по индивидуализации при обучении иностранного языка, исходящая из приведенных требований.

Основные требования включают в себя следующие аспекты:

— развитие, расширение, совершенствование лексикона в речи обучающегося и его кругозора;

— посредством знания иностранного языка познание и изучение культурных традиций народов, обрядов, менталитета;

— развитие миролюбивых отношений к иноязычным народам и народностям, позитивный настрой к происходящим мировым событиям [26].

На сегодняшний день, основной задачей при разработке методики преподавания иностранных языков, является индивидуальный подход к обучающемуся. Многолетний опыт преподавания определил эффективность различного подхода к программе обучения при индивидуальных и групповых формах обучения, определяющихся индивидуальными способностями обучающегося, склонностями к быстрому изучению и наоборот.

Стремительное развитие мирового сообщества, инновационных и информационных технологий выявляет потребность в быстром и качественном обучении подрастающего поколения иностранным языкам, что влечет за собой значительное усовершенствование индивидуализации в образовании. Процесс индивидуализации должен внедряться все более стремительно и масштабно, чтобы удовлетворять спрос времени [33].

В условиях многовариантного социума необходимость и важность индивидуализации возрастает более стремительно, где обучающийся является важным и активным субъектом.

Эта проблема, в настоящее время, носит глобальный характер и является задачей не только педагогической, но и социальной, в широком смысле этого слова [33].

Проект внесения корректировок предполагает включение в учебный план образовательных программ основного общего образования [28] обязательного для изучения учебного предмета «Иностранный язык» предметной области «Иностранные языки».

Если ранее задачей преподавания иностранных языков было локальное решение социальных вопросов и задач внутри государства, определяющихся локальным характером экономических, политических и международных связей, то на примере Европы, которая отошла от локальности к совместному решению многосторонних задач путем объединения многих европейских стран в единый Совет, то на сегодняшний день назрела острая потребность и необходимость в единой системе оценки знаний в области иностранных языков в Европе [33].

Во многих школах и вузах ведется целенаправленная подготовка обучающихся к сдаче экзаменов на международном уровне. Уровень знаний является показателем развития прогресса в изучении и знании иностранного языка и уже не ставится целью только получение сертификата. Конечной целью является постоянное усовершенствование иностранного языка, для дальнейшего его развития и участия в мировом развитии [33].

Лингвистика предполагает знание определенных типовых знаний и навыков, где они связаны с лексикой, грамматикой и фонетикой.

Конструкции грамматического характера и слова изучаются для создания высказываний, имеющих речевую направленность. Таким образом, можно сказать, что основным в преподавании является речь. Но речь, определяется по ситуации, а та в свою очередь, местом и временем, целью общения, собеседником, аудиторией. Поэтому имеет место социолингвистическая компетенция, где осуществляется отбор языковых форм и преобразование их, в соответствии с контекстом. Для этого нужно знать семантические оттенки слов и выражений, их изменения при различном стиле и характере общения. [33].

Во ФГОС основного учебного образования [28] указывается, что должны в полной мере учитываться возраст обучающихся, а также общественные и культурные особенности. Желательно, проектировать и разрабатывать индивидуальные поэтапные учебные графики и планы, чтобы эффективно и в полной мере развивать способности и потенциал обучающихся, будь это одаренные или с ограниченными возможностями. Можно и нужно привлекать самих обучающихся и их родители и учителя с образовательных учреждений. Необходимо предусмотреть курсы, направленные на определенные интересы.

ФГОС основного учебного образования [28] в полной мере определяет основные требования и положения для совершенствования индивидуализации процесса образования и отмечает реализацию ее в определенных случаях.

Одной из целей данной программы [28] является то, что «обучающиеся в результате прохождения программы должны достичь определённых результатов, а именно сформировать конкретные знания, умения и навыки, компетентности и компетенции, при этом учитывая индивидуальные, социальные, семейные, а также государственные потребности и возможности средних школьников, их индивидуальные особенности здоровья и развития. Одна из задач при достижении данной цели заключается в том, что образовательная организация должна устанавливать конкретные требования к развитию и воспитанию обучающихся в то же время сформировать индивидуализированный психолого-педагогическое сопровождение для каждого обучающегося, базируясь на его знаниях и культурном уровне развития, что позволит создать подходящие условия для реализации данного сопровождения» [28].

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что прежде, чем приступить к разработке индивидуализации процесса обучения, необходимо продиагностировать обучающегося, затем проанализировав результаты приступать к процессу.

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97368/ (дата обращения 08.01.2021).
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Текст]: протокол от 8 апреля 2015 года. — № 1/15. — 554 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9 классы) [Электронный ресурс] / утвержден Приказом РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г. URL: https://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения 08.04.2021).
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения 10.12.2020)
  5. Шолопова Н. Д. «Технология индивидуализации обучения иностранным языкам в средней школе» / Квалификационная работа / 2020.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, иностранный язык, обучающийся, Российская Федерация, полная мера, требование, язык, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальный подход, образовательная программа.


Похожие статьи

Мероприятия по совершенствованию профессиональных компетенций учителя начальных классов

В период всеобщей глобализации общества, целью модернизации современного образования является повышение его качества, достижение инновационных образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Образовательные результаты включ...

Особенности реализации педагогических условий в процессе формирования предметных компетенций учащихся

В статье рассматриваются особенности реализации педагогических условий, способствующих формированию предметных компетенций учащихся. Под понятием «педагогические условия» понимается совокупность объективных возможностей, обстоятельств, которые сопров...

Коррекция поведения дошкольника с учётом социальных потребностей и психологической комфортности

В настоящее время, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из целей является построение педагогом образовательного процесса с учетом индивидуальных способностей дошкольника, с учётом социальных...

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...

Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку

Требованием времени является расширение поля самостоятельной деятельности школьников в образовательной среде. В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения делается акцент на необходимость внедрения в учебный процесс самос...

Проектная деятельность при изучении физики как способ повышения мотивации обучающихся

В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование с...

Специфика и особенности формирования ценностных ориентаций

В условиях современного развития российского общества происходят коренные изменения в образовательной парадигме: образовательным учреждением должны даваться не только профессиональные знания, умения и навыки, но и формироваться ряд профессионально зн...

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...

Совершенствование рефлексивных и прогностических умений курсантов военных вузов в процессе подготовки к профессиональной деятельности

В статье рассматриваются вопросы развития рефлексивных и прогностических умений курсантов в процессе их подготовки к профессиональной деятельности в условиях военного вуза. Определяется понятие готовности курсанта к осуществлению профессиональной дея...

Похожие статьи

Мероприятия по совершенствованию профессиональных компетенций учителя начальных классов

В период всеобщей глобализации общества, целью модернизации современного образования является повышение его качества, достижение инновационных образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Образовательные результаты включ...

Особенности реализации педагогических условий в процессе формирования предметных компетенций учащихся

В статье рассматриваются особенности реализации педагогических условий, способствующих формированию предметных компетенций учащихся. Под понятием «педагогические условия» понимается совокупность объективных возможностей, обстоятельств, которые сопров...

Коррекция поведения дошкольника с учётом социальных потребностей и психологической комфортности

В настоящее время, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из целей является построение педагогом образовательного процесса с учетом индивидуальных способностей дошкольника, с учётом социальных...

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...

Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку

Требованием времени является расширение поля самостоятельной деятельности школьников в образовательной среде. В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения делается акцент на необходимость внедрения в учебный процесс самос...

Проектная деятельность при изучении физики как способ повышения мотивации обучающихся

В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование с...

Специфика и особенности формирования ценностных ориентаций

В условиях современного развития российского общества происходят коренные изменения в образовательной парадигме: образовательным учреждением должны даваться не только профессиональные знания, умения и навыки, но и формироваться ряд профессионально зн...

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...

Совершенствование рефлексивных и прогностических умений курсантов военных вузов в процессе подготовки к профессиональной деятельности

В статье рассматриваются вопросы развития рефлексивных и прогностических умений курсантов в процессе их подготовки к профессиональной деятельности в условиях военного вуза. Определяется понятие готовности курсанта к осуществлению профессиональной дея...

Задать вопрос