Статья посвящена анализу возможностей индивидуализации обучения иностранным языкам в неязыковом (техническом) вузе. Отмечается необходимость выявления и учета индивидуальных потребностей и способностей обучающихся, поиска технологий их творческого развития и реализации. Приводятся основные направления индивидуализации преподавания иностранного языка.
Ключевые слова: индивидуализация, обучение иностранным языкам, неязыковой вуз, парно-индивидуальная работа, групповая работа, направления индивидуализации.
Требования к студентам вузов с каждым годом возрастают. Осуществление данных требований не предполагает увеличения количества часов, отводимых, например, на изучение иностранного языка в неязыковом (техническом) вузе. Задача сводится к повышению качества обучения в более короткие сроки [1].
Одной из задач при обучении иностранному языку является выявление и учет индивидуальных потребностей и способностей обучающихся, поиск технологий их творческого развития и реализации [2]. Однако разнородный состав студенческих групп по уровню начальной языковой подготовки, интересам и потребностям затрудняет решение данной задачи. Стремясь подтянуть слабых студентов, преподаватель вынужден меньше времени уделять более подготовленным студентам. В силу этого последние снижают темп и уровень работы. Для менее подготовленных студентов подобная разнородность студенческого коллектива является поводом лишний раз усомниться в своих силах и возможностях, способствует развитию неуверенности в себе.
Более рациональным представляется вариант более или менее однородных групп. Но и в этом случае нет никакой возможности в каждую отдельную группу подобрать студентов с одинаковыми знаниями, а главное, с более или менее одинаковыми способностями и области усвоения языка. При разнородном составе студенческих групп обычная групповая работа, при которой все студенты, как правило, получают одни и те же задания, может оказаться вредной не только для сильных, но зачастую и для слабых студентов [3]. Поэтому преподаватели должны стремиться к усилению индивидуального подхода не только к разным студенческим группам, но и к отдельным студентам.
Такой индивидуальный подход является наиболее безболезненным для отдельных студентов и с большой пользой может быть осуществлен при сочетании групповых занятий с парно-индивидуальными [4]. На парно-индивидуальные занятия студенты приходят парами, причем подбираются два студента с примерно одинаковой языковой подготовкой, близким уровнем развития и схожими интересами.
Одни виды работ выносятся на групповые занятия, другие — на парно-индивидуальные. На групповых занятиях целесообразно проводить, с одной стороны, объяснение и первичную активизацию нового языкового материала, а с другой стороны, итоговое обсуждение изученной темы, при котором каждый студент может выслушать мнение своих одногруппников и принять участие в частично подготовленной, а частично и неподготовленной беседе по теме.
Индивидуальные особенности студентов в усвоении новых языковых явлений особенно отчетливо проявляются на втором этапе цикла занятий по данной теме, который является как бы промежуточным звеном между первичным прохождением языкового материала, требующим важных для всей группы объяснений преподавателя, и заключительными речевыми уроками цикла, позволяющими особенно успешно развивать навыки устной речи, и, прежде всего, неподготовленной устной речи. Поэтому именно на втором этапе следует проводить парно-индивидуальные занятия, позволяющие значительно усилить индивидуальный подход к студентам и повысить роль самостоятельной работы студентов.
При обучении иностранному языку индивидуализация может осуществляться по следующим направлениям:
1. Работа над ошибками каждого отдельного студента, ликвидация пробелов в его подготовке.
2. Индивидуальный подход к подбору учебного материала для каждого студента.
3. Использование разных видов упражнений, разных приемов и методов в работе с отдельными студентами.
Такая индивидуализация при обучении иностранному языку может проводиться и на обычных групповых занятиях, но наиболее полно и с большим успехом она может быть осуществлена при сочетании групповых занятий с парно-индивидуальными.
Остановимся подробнее на указанных направлениях индивидуализации обучения.
1. Проблема ликвидации слабых мест в подготовке студентов является общей проблемой как для более продвинутых, так и для менее подготовленных студентов. Известно, что даже самые сильные студенты 1 курса в своей письменной и устной речи допускают ошибки. Кроме типичных ошибок, допускаемых большинством студентов, все студенты, и прежде всего менее подготовленные, делают ошибки, обсуждение которых на обще-групповых занятиях ведет к затратам времени, На парно-индивидуальных занятиях такая работа протекает без ущерба для всей группы.
2. Сочетание парно-индивидуальной работы с групповой позволяет варьировать учебный материал в зависимости от возможностей каждой отдельной студенческой пары.
Программный материал (основные темы, отобранный словарь-минимум и грамматический материал) является обязательным для всех студентов группы. Известно, однако, что каждая тема может изучаться в разном объеме [5]. Материала, подлежащий изучению слабыми студентами, ограничен: основные тексты учебника, небольшое количество дополнительных текстов по изучаемой теме. Количество упражнений для активизации нового грамматического и лексического материала, которые они выполняют в качестве домашних заданий, больше, чем у более продвинутых студентов, которым сразу же после обсуждения на групповом занятии нового материала могут быть предложены задания. В работе с такими студентами шире используются дополнительные тексты, что ведет к усилению интереса и к лучшему усвоению материала [6].
3. Не только сам материал, но и виды работ, а также приемы и методы изменяются в зависимости от способностей и возможностей отдельных студенческих пар [7]. Время, которое на парно-индивидуальных занятиях отводится разным парам студентов, используется по-разному. Основная цель парно-индивидуальных занятий — развитие навыков устной речи (говорения и понимания). Кроме того, здесь происходит развитие умений и навыков чтения и письма, а также активизация языкового материала. Наиболее полно основная цель достигается при работе с более успевающими студентами, так как на парно-групповых занятиях с этими студентами значительно меньше времени отводится на выполнение языковых упражнений и на специальную работу по развитию навыков чтения. Таким образом, появляется возможность больше времени уделять развитию навыков частично подготовленной, а затем и неподготовленной устной речи.
Навыки устной речи у студентов с плохой подготовкой развиваются на ограниченном языковом материале. Часть времени отводится на дальнейшую активизацию языкового материала, на ликвидацию пробелов в подготовке этих студентов. Парно-индивидуальные занятия позволяют планомерно обучать отдельных студентов тем видам работ, в которых у них есть отставание [8], например, развитию навыков чтения.
При работе над основным текстом учебника главное внимание уделяется подробному пересказу текста (близко к оригиналу и своими словами), в то время как в работе с сильными студентами возможно использование творческих заданий. Важно выделение основной мысли текста, краткая передача содержания текста, которая всеми студентами выполняется в письменной и устной форме.
При работе с дополнительными текстами учебника преподаватель на занятии со слабыми студентами подготавливает пересказ текста: задает вопросы по языковому материалу и содержанию текста, просит студентов дословно повторить на слух отдельные предложения из текста и т. п. Лишь после такой предварительной работы студентам предлагается пересказать текст, причем всегда ставится конкретная задача: пересказать кратко, близко к оригиналу, своими словами и т. п. Более продвинутые студенты сразу пересказывают текст, причем им предлагаются и более творческие задания.
Таким образом, индивидуализация обучения иностранным языкам может осуществлять по различным направлениям, каждое из которых позволяет наиболее полно учитывать личностные интересы и потребности студентов, стимулировать их познавательную активность.
Литература:
1. Каргина, Е. М. Повышение значимости иностранного языка как составной части вузовской программы // Культура и образование. — 2014. — № 7 (11). — С. 12.
2. Каргина, Е. М. Учет личностных особенностей обучающихся как нелингвистический фактор профилизации преподавания иностранного языка в техническом вузе // Психология, социология и педагогика. — 2014. — № 9 (36). — С. 41–44.
3. Пассов, Е. И. Индивидуализация в обучении иностранным языкам: учебное пособие. — Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002.
4. Крепких, Н. И. Новая организация работы по практике языка на 1 курсе языкового вуза // Иностранные языки в высшей школе. — 1965. — № 3.
5. Каргина, Е. М. Основные направления реализации принципа вариативности в процессе обучения иностранному языку // Современные научные исследования и инновации. — 2014. — № 11–3 (43). — С. 99–102.
6. Ивченко, Т. П. Личностный подход к отбору дополнительного материала при обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. — 1999. — № 5.
7. Русских, Г. А. Технология уровневой дифференциации в практике работы учителя: Методические рекомендации. — Киров, 2001.
8. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990.