Бизнес в условиях пандемии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 29.05.2021

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Евграфова, Т. А. Бизнес в условиях пандемии / Т. А. Евграфова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 178-182. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81692/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается как COVID-19 повлиял на разные отрасли бизнеса. Представлены статистические данные об изменениях главных показателей бизнеса.

Ключевые слова: коронавирус, бизнес, сфера, карантин.

В настоящее время во всем мире сложилась неблагоприятная ситуация — коронавирус. Каждый так или иначе столкнулся с некоторыми проблемами: вынужденное пребывание на карантине, потеря дохода и другие неприятности. Правительства практически всех стран ввели карантин на всей территории страны, запрещены массовые мероприятия, закрыты все торговые центры, фитнес-клубы, сфера общественного питания. Особенно пострадала сфера малого и среднего бизнеса, они терпят колоссальные убытки. Дело в том, что снижение постоянного дохода происходит без снижения расходов. Они все также оплачивают аренду, платят налоги, выплачивают заработную плату своим работникам, то есть доходы компаний не покрываю всех расходов. Многие компании сократили штат своих работников, чтобы немного сократить расходы. А некоторые совсем закрыли свое производство. Тема влияния коронавируса на бизнес очень актуальна, так как затрагивает всю экономику мира.

Мы все понимаем, что данная ситуация плохо отразится на разных сферах бизнеса. Какие-то сферы особенно находятся под риском, кто-то выйдет с наименьшими потерями, а кто-то останется в выигрыше. Но влияние карантина затронет все ниши бизнеса.

Во время карантина поменялись предпочтения и поведение потребителей, возросли запросы на такие сферы как: онлайн-аптеки, продукты и медиакоммуникации (рисунок 1). Но в то же время снизились значимость на многие отрасли в частности: туризм, авиаперелеты и досуг [1].

Онлайн-аптеки

+809 %

Продукты +525 %

Мультиритейл* +15 %

Мед страховка +15 %

Gaming** +10 %

Товары для животных

Новости +163 %

Онлайн-обучение +51 %

Доставка еды +10 %

Детские товары

+5 %

Красота

Спортивные товары

47 %

Видеоконтент

+15 %

Home cleaning*** +21 %

Финансы

Недвижимость

Авто

10 %

Досуг

60 %

Бытовая техника

+15 %

Телеком

Банки

Одежды и обувь

10 %

Туризм -73 %

Авиаперелеты

78 %

Рис. 1. Точки роста и падения интереса

Примечание: Мультиритейл* — это процесс эффективного формирования розничной торговли.

Gaming** — это процесс игры.

Home cleaning*** — это уборка на дому.

Все больше людей стало покупать продукты питания и лекарства онлайн, чтобы меньше выходить на улицу и контактировать с большим количеством людей.

Поменялось медиа-потребление, в странах, которые пострадали от COVID-19, жители находятся дома на карантине, поэтому потребление ТВ и интернета (в особенности социальных сетей) возросло. В Испании и Италии количество новых пользователей Netflix поднялось на 34 % и 57 % соответственно. Сотрудники компании Facebook зафиксировали, что объем сообщений за время карантина вырос на 50 %, а количество видео и голосовых звонков увеличилось вдвое. Работа дома, длительные школьные каникулы и самоизоляция изменили и еще изменят потребление медиа в ближайшее время. Так, в России за последнюю неделю в марте произошел рост зрителей телевидения во всех возрастных категориях (рисунок 2), число возросло на 30 %, если сравнить с предыдущими буднями марта. Больше всего зрители начали смотреть новостные программы, аудитория увеличилась на 50 %. Рост просмотров телевидения стал выше еще потому, что многие операторы платного вещания телевидения предоставили на время карантина бесплатный доступ.

Рост времени телепросмотра в Москве (по сравнению с 2–13 марта, только будни), %

Рис. 2. Рост времени телепросмотра в Москве (по сравнению с 2–13 марта, только будни), %

Такие категории как: мультиритейл, финансы, товары для животных растут за счет продуктов, но падает поиск по сопровождающим товарам [1].

Больше всего пострадала сфера туризма и авиаперелетов, так как большинство границ стран закрыты, для того чтобы избежать еще большего распространения вируса. Из-за пандемии нового COVID-19 туристическая отрасль во всем мире переживает жесткий кризис. На начало летнего периода по предположениям закроются 30 % туроператоров. В авиации тоже возможно сокращение участников рынка. Труднее всего придется маленьким и средним турфирмам, большие компании еще переживут это время, у них разнообразнее ассортимент направлений и видов отдыха, им есть куда сместить свой рынок, но тоже не без потерь. Многие клиенты отказываются от путевок и просят свои деньги обратно, но сделать физически это невозможно, так как партнёры и авиакомпании тоже терпят убытки, и они не могу вернуть деньги туроператорам. Даже меры в поддержку тур бизнеса, такие как отсрочка выплат ряда налогов, отсрочка сдачи взносов в резервный фонд ничем не помогают. Что касается прогнозов по внутренним рынкам, то они тоже не утешающие, в России спад по курортам составляет 20–22 % [2]. Многие отели по всей стране подняли цены на апартаменты, чтобы перекрыть расходы за простой, заработную плату работников отеля и коммунальные расходы. Причиной поднятия цен также стала отмена брони за проживание в номере. За май 2020 года количество отмен брони больше, чем самих бронирований (рисунок 3) [3].

Номерночи и отмена номерночи, %

Рис. 3. Номерночи и отмена номерночи, %

Пандемия COVID-19 не обошла и отрасль авиасообщения, из-за закрытия границ и введения карантина у большинства стран, спрос на перемещения между странами и городами резко снизился. Количество коммерческих авиарейсов ровно год назад составило 115 000, на данный момент число рейсов всего 24 000, цифра снизилась на 79 %, почти в пять раз (рисунок 4) [4].

Количество коммерческих авиарейсов в мире за год, рейсов

Рис. 4. Количество коммерческих авиарейсов в мире за год, рейсов

Большое снижение у рейсов по Европе и Великобритании, а также по Европе из Италии. Уменьшение составило 96 %. В Европе больше всего снизились авиаперелеты. Причиной стало закрытие границ между другими странами. Во многих странах Европейской части мира ведутся переговоры о постепенном открытии границ, из-за ослабления ограничений, поэтому возможно в ближайшее время отрасль перелетов начнет оживляться. Но с полетами в другие страны «оживление» наступит, скорее всего, позже. В то же самое время число рейсов из Европы в Латинскую Америку снизилась примерно на те же 94 %. Также значительное снижение перелетов на другие континенты составило: на 84 % — в США (в шесть раз), на 80 % — в Азию (рисунок 5) [5]

Воздушное движение в Европе: а) до коронавируса б) после коронавируса Воздушное движение в Европе: а) до коронавируса б) после коронавируса

Рис. 5. Воздушное движение в Европе: а) до коронавируса б) после коронавируса

Что касаемо российских аэропортов за апрель, то количество перелетов уменьшилось в два-четыре раза. Казанский аэропорт 3 апреля обслужил 40 рейсов, а 22 апреля всего 16 рейсов. В Уфе самый пик был 3 апреля, аэропорт обслужил 36 рейсов, 25 апреля число снизилось до 10 рейсов. В аэропорте в Екатеринбурге 3 апреля число рейсов составило 57, а 25 апреля составило всего 18, то есть в три раза меньше. Для сочинского аэропорта пик пришелся на 5 апреля — тогда было 72 рейса, а вот 23 апреля число снизилось до 32 — более чем в два раза. Что касается столичных аэропортов, то в Шереметьево пиковый показатель месяца зафиксирован 4 апреля — 320 рейсов. За это время он снизился до 86. Эта цифра была зафиксирована 21 апреля, показатель уменьшился в 3,7 раза. Домодедово уменьшил цифру с 215 рейсов 3 апреля до 92 25 апреля, Внуково — со 173 до 106 рейсов. Петербургский аэропорт Пулково уменьшил показатель со 158 до 77 рейсов в день — примерно в 2 раза [4].

Несомненно, пострадала и сфера досуга в своем обычном виде, так как закрыты все развлекательные заведения, рестораны и кафе, кинотеатры. Отменены все массовые мероприятия и экскурсии. Но данная сфера понесла убытки только в офлайн режиме, многие компании перешли на онлайн-платформы. Так многие онлайн-кинотеатры открыли бесплатный доступ или подписку за один рубль, онлайн-кинотеатр «Okko» сообщил о промокоде на пакет «Оптимум», который дает возможность смотреть кинофильмы и сериалы бесплатно в течение 14 дней. Также онлайн-кинотеатр «ivi» рассказал о подписки на месяц всего за один рубль. Сервис аудиокниг «Storytel» открыл всем новым пользователям бесплатный доступ в течение месяца ко всей библиотеке аудиокниг. Кроме того, венская опера начала показывать онлайн-трансляции своих концертов. Вдобавок большие интернет-площадки, такие как «Вконтакте», «МТС», «Okko» проводили трансляции со знаменитыми артистами, можно бесплатно побывать на концерте любимого музыканта. Также можно совершенно бесплатно посетить выставку в одном из музеев не только России, но и всего мира [6].

Ресторанный бизнес, оборот которого просел до 90 %, перешел на формат онлайн-доставки, что напротив показывает отличные результаты. Например, KFC в своих ресторанах перешли на формат «на вынос». Все рестораны компании братьев Михаила и Дениса Левченко (сети J'PAN, RA'MEN, «Герои» и Touch of Matcha) сделали бесплатную доставку в радиусе одного километра от каждого ресторана и дали скидку на нее в размере 15 % [7].

Конечно, некоторые отрасли пострадали, но какие отрасли бизнеса остались в выигрыше?

Первая отрасль — это онлайн-торговля. Все магазины закрыты, поэтому покупатели начали делать онлайн-шоппинг. Amazon нанимает 10 000 дополнительных сотрудников, а Wildberries — 3 500, чтобы справиться со сверхспросом. Сразу есть один минус — продавцы не справляются с объемами заказов, особенно это касается продуктов питания. Сроки доставки затягиваются, свободных слотов доставки не хватает.

Вторая отрасль — это логистика и доставка. Логистам приходится отвечать на вызовы, а также нести ответственность и защищать курьеров, которые находятся один на один с коронавирусом. Многие сервисы запускают бесконтактную доставку еды. Например, это сделали российские сервисы «Яндекс.Еда», Delivery Club и международный Deliveroo.

Третья сфера — это видеоконференции. Теперь в режиме видеоконференций ведут уроки, семинары, проводят совещания, а вечерами общаются с друзьями. Акции Zoom в 2020 году подорожали на 50 %, выручка увеличилась почти вдвое.

И наконец четвертая сфера — это потоковое видео и игры. Продолжительное время на самоизоляции общество устремилось на Netflix, Amazon Prime video, Disney+, Амедиатека, IVI, Tvzavr, Wink от Ростелеком, которые переживают небывалый всплеск популярности.Онлайн и видеоигры также испытывают подъем. Некоторые производители мобильных игр даже сменили модель монетизации с платной установки на покупки внутри игры. Это позволило им заметно расширить базу игроков, что, несомненно, окупится в будущем [8].

Какие-то отрасли бизнеса, возможно, не будут существовать, или поменяют специфику деятельности. Люди все больше станут покупать онлайн: продукты питания, одежду, технику и так далее, потому что это намного быстрее и легче заказать на сайте, чем ехать в магазин и выбирать там, плюсом тебе доставят прямо домой. Поэтому некоторые магазины либо закроются, либо начнут онлайн-продажи. Больше станет удалённой работы, опять же не нужно никуда ехать, проснулся и можешь уже начать работать. Несомненно, работы станет больше, потому что многие уйдут в онлайн-заработок. Откроются интернет-банки, когда ты сможешь в одном приложении оформить кредит, оплатить коммунальные и налоги. Такая практика уже есть у Тинькофф банка, они говорят, что карантин помог выделить все недочёты, и они готовы после снятия карантинных действий начать отлаженную работу. Изменится сфера образования, многие уже поняли, что не нужно находиться физически рядом с преподавателем, можно общаться на таких платформах как Zoom и других площадках. Также у людей выработается привычка потреблять контент, не выходя из дома, соответственно сократится численность посетителей музеев, концертов, кинотеатров и фитнес-клубов. Людям станет удобнее посмотреть выставку художника онлайн, чем стоять очередь на вход, толпится в залах, или рисковать подхватить какую-нибудь болезнь. Сфера медицины тоже станет немного другой, люди будут внимательнее относиться к своему здоровью, спрос и инвестиции в медицинские услуги и разработки будет расти.

Что лучше онлайн-бизнес или офлайн, ответ на этот вопрос зависит от условий. В данной ситуации, когда мы сидим дома, находимся на самоизоляции, выигрывает онлайн-сфера, так как это легко и просто. Но когда мы выйдем из карантина, офлайн-сфера не будет отставать, в некоторых случаях нам нужно проверить товар на качество, прежде чем его покупать. Людям более старшего возраста проще пойти в магазин, чем покупать с телефона или компьютера.

Бизнес после эпидемии коронавируса немного поменяется, уйдут те компании, которыми мы не пользовались во время карантина, так как поняли, что это нам больше не нужно. Несомненно, сфера онлайн-бизнеса возрастет и будет только развиваться. COVID-19 дал технологический рывок, дал понять и переосмыслить, что требуется от бизнеса в будущем.

Литература:

  1. Сбер маркетинг. Реклама во время и после COVID-19 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stroysharing.ru/adv-COVID-19.pdf (Дата обращения: 27.05.2021 г.).
  2. Турпром. АТОР: коронавирус загнал турбизнес в «беспрецедентную ситуацию», власти никак не пытаются спасти турфирмы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tourprom.ru/news/45470/ (Дата обращения: 27.05.2021 г.).
  3. Travelline. Блог успешных отельеров [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.travelline.ru/blog/dashboard/ (Дата обращения: 27.05.2021 г.).
  4. Реальное время. Аналитика «Реального времени»: пандемия коронавируса впятеро снизила число авиаперелетов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://realnoevremya.ru/articles/173226-kak-izmenilos-chislo-aviareysov-iz-za-koronavirusa (Дата обращения: 27.05.2021 г.).
  5. Supporting European Aviation. COVID-19 impact on the European air traffic network [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.eurocontrol.int/covid19 (Дата обращения: 27.05.2021 г.).
  6. Красный север. «Подарки» коронавируса: подборка лучших онлайн-развлечений для себя и ребенка [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ks-yanao.ru/novosti/podarki-koronavirusa-podborka-luchshikh-onlayn-razvlecheniy-dlya-sebya-i-rebenka.html (Дата обращения: 27.05.2021 г.).
  7. Журнал RETAIL-LOYALTY. Как повлиял коронавирус на онлайн-покупки россиян? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://retail-loyalty.org/news/kak-povliyal-koronavirus-na-onlayn-pokupki-rossiyan-/ (Дата обращения: 27.05.2021 г.).
  8. vc.ru. Коронавирус: какие отрасли выиграют? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vc.ru/marketing/118824-koronavirus-kakie-otrasli-vyigrayut (Дата обращения: 27.05.2021 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): Европа, апрель, время карантина, рейс, Россия, число рейсов, IVI, KFC, ближайшее время, Италия.


Похожие статьи

Неизвестный вирус, поразивший весь мир

В статье проанализирован опрос по тому, как люди относятся к пандемии вируса CоVid-2019, описаны меры предосторожности, предложены меры по повышению эффективности снижения заболеваемости в стране и мире.

Гостиничный и туристический бизнес во время пандемии коронавируса COVID-19

В статье представлен краткий аналитический обзор современных научно-практических исследований, отражающей негативное влияние пандемии коронавируса COVID-19 на экономику стран в целом и туристический и гостиничный бизнес, в частности.

Влияние коронавируса на рынок автомобилей

В данной статье рассматривается влияние пандемии коронавируса (COVID-19) на развитие рынка автомобилей в мире. Данная проблема актуальна, так как пандемия возникла в 2020 году и ни одна из отраслей экономики не была готова к тому, чтобы приспособитьс...

Меры выхода из кризиса, связанного с пандемией COVID-19

В статье раскрывается влияние пандемии COVID-19 на финансовое законодательство России, анализируются основные изменения в финансовом праве, связанные с пандемией.

Коронавирус — эпидемия века

В статье исследуется коронавирусная инфекция с биологической точки зрения. Выделяются ее основные характеристики, этиология, эпидемиология. Определяется клиника и последствия COVID-19.

Отрасли, в наибольшей степени пострадавшие в условиях коронавирусной пандемии COVID-19

Данная статья посвящается проблеме, речь идет о вирусе Covid-19, оказавшем на многие отрасли очень серьезные последствия. Правительство РФ сформировало список отраслей в наибольшей степени пострадавших в условиях коронавирусной пандемии «COVID-19». М...

Экономические последствия эпидемии COVID-19

Данная статья посвящена экономическим последствиям эпидемии COVID-19. В тексте статьи рассматриваются основные проблемы, с которыми столкнулась экономика государств в связи с пандемией. Приводятся статистические данные и данные соц. опросов. А также ...

Статистика социально-экономического развития Свердловской области в постковидное время

Настоящая работа посвящена анализу основных показателей Свердловской области в постковидный период. Поскольку пандемия коронавируса внесла существенные коррективы в работу множества производств, достаточно сильно повлияла на социальные процессы в вид...

Влияние пандемии Covid-19 на поведение потребителей

В статье автор рассматривает основные тенденции в изменении поведения потребителей во время и после пандемии Covid-19, а также предлагает рекомендации для компаний по адаптации к трансформации потребительских привычек.

Влияние пандемии Covid-19 на внешнюю политику Китая и результаты борьбы с эпидемией

Статья посвящена анализу влияния коронавирусной инфекции на политическую сферу Китайской народной республики, рассматриваются основные механизмы регулирования распространения заболевания, результаты борьбы с пандемией и возможность повторения опыта К...

Похожие статьи

Неизвестный вирус, поразивший весь мир

В статье проанализирован опрос по тому, как люди относятся к пандемии вируса CоVid-2019, описаны меры предосторожности, предложены меры по повышению эффективности снижения заболеваемости в стране и мире.

Гостиничный и туристический бизнес во время пандемии коронавируса COVID-19

В статье представлен краткий аналитический обзор современных научно-практических исследований, отражающей негативное влияние пандемии коронавируса COVID-19 на экономику стран в целом и туристический и гостиничный бизнес, в частности.

Влияние коронавируса на рынок автомобилей

В данной статье рассматривается влияние пандемии коронавируса (COVID-19) на развитие рынка автомобилей в мире. Данная проблема актуальна, так как пандемия возникла в 2020 году и ни одна из отраслей экономики не была готова к тому, чтобы приспособитьс...

Меры выхода из кризиса, связанного с пандемией COVID-19

В статье раскрывается влияние пандемии COVID-19 на финансовое законодательство России, анализируются основные изменения в финансовом праве, связанные с пандемией.

Коронавирус — эпидемия века

В статье исследуется коронавирусная инфекция с биологической точки зрения. Выделяются ее основные характеристики, этиология, эпидемиология. Определяется клиника и последствия COVID-19.

Отрасли, в наибольшей степени пострадавшие в условиях коронавирусной пандемии COVID-19

Данная статья посвящается проблеме, речь идет о вирусе Covid-19, оказавшем на многие отрасли очень серьезные последствия. Правительство РФ сформировало список отраслей в наибольшей степени пострадавших в условиях коронавирусной пандемии «COVID-19». М...

Экономические последствия эпидемии COVID-19

Данная статья посвящена экономическим последствиям эпидемии COVID-19. В тексте статьи рассматриваются основные проблемы, с которыми столкнулась экономика государств в связи с пандемией. Приводятся статистические данные и данные соц. опросов. А также ...

Статистика социально-экономического развития Свердловской области в постковидное время

Настоящая работа посвящена анализу основных показателей Свердловской области в постковидный период. Поскольку пандемия коронавируса внесла существенные коррективы в работу множества производств, достаточно сильно повлияла на социальные процессы в вид...

Влияние пандемии Covid-19 на поведение потребителей

В статье автор рассматривает основные тенденции в изменении поведения потребителей во время и после пандемии Covid-19, а также предлагает рекомендации для компаний по адаптации к трансформации потребительских привычек.

Влияние пандемии Covid-19 на внешнюю политику Китая и результаты борьбы с эпидемией

Статья посвящена анализу влияния коронавирусной инфекции на политическую сферу Китайской народной республики, рассматриваются основные механизмы регулирования распространения заболевания, результаты борьбы с пандемией и возможность повторения опыта К...

Задать вопрос