Особенности регулирования банкротства сельскохозяйственной организации в науке и праве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 28.05.2021

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Краузе, О. А. Особенности регулирования банкротства сельскохозяйственной организации в науке и праве / О. А. Краузе. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 327-330. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81657/ (дата обращения: 17.12.2024).



Сельскохозяйственный организации относятся к отдельным категориям должников, банкротство которых урегулировано статьями 177–179 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [4] (далее — Закон о банкротстве).

Для начала дадим определение данной категории юридического лица. В Законе о банкротстве дано определение сельскохозяйственной организации, как юридическое лицо, основными видами деятельности которого является производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки.

Также особенности банкротства сельскохозяйственной организации применяются к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и уловов водных биологических ресурсов составляет не менее чем семьдесят процентов общей суммы выручки.

В Законе о банкротстве, который был принят в 1992 году, не имелось разделения должников на категории, вроде подразделения на юридические лица, индивидуальных предпринимателей, сельскохозяйственные организации, градообразующие предприятия и т. п. Проведение банкротства было единым для всех категорий должников. Но Закон о банкротстве 1998 года, наконец, разграничил категории должников. Именно тогда для сельскохозяйственных предприятий был определен особый порядок проведения банкротства. С тех пор в статьи, которые касаются данной темы, не было внесено особых изменений.

Законодателем в 2002 году был принят Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» [5]. В данном законе регламентированы основания и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственной организации, для того чтобы улучшить ее финансовое состояние до применения процедур банкротства или во избежание их применения.

Существуют различные исследования на тему разъяснения и определения понятия «финансового оздоровления», внесения коррективов и изменений в Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Например, в одном из таких автор Гнилицкая К. И. [2] размышляет о том, что собой представляет процедура финансового оздоровления для сельскохозяйственного товаропроизводителя. Автор делает выводы, что основным направлением стабильности функционирования субъектов в сельском хозяйстве является их инвестиционная деятельность, также, что финансовое оздоровление данной категории должника невозможно без финансовой устойчивости и конкурентоспособности его развития.

Дело о банкротстве сельскохозяйственной организации рассматривает Арбитражный суд по месту нахождения должника. Для возбуждения дела о банкротстве размер задолженности организации должен составлять в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей, и требования не выполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

В банкротстве сельскохозяйственной организации применяются несколько процедур, такие как: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство. Характерной особенностью банкротства данной категории должника является то, что переход от одной процедуры к другой зависит от периода сельскохозяйственных работ, с учетом времени, необходимого для реализации произведенной, переработанной сельскохозяйственной продукции. Также, если в период проведения одной из процедур банкротства имел место спад или ухудшение финансового состояния юридического лица в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок процедуры может быть продлен. При оформлении банкротства должника — сельскохозяйственной организации учитываются не только денежные средства и имущество компании, имеющиеся на данный момент, но и возможность организации получить прибыль за произведенную или переработанную продукцию в будущем, то есть, учитываются и реальные, и потенциальные активы, при возможности получения прибыли на конец сезона.

С целью максимального сохранения имущественного комплекса и во избежание начала процедуры банкротства и подачи в суд заявления о признании должника банкротом, как со стороны должника, так и со стороны кредитора, у должника — сельскохозяйственной организации имеется возможность реструктуризации задолженности перед государственными организациями или перед иными лицами. Данная возможность дана организации с целью восстановления платежеспособности и дальнейшего функционирования в экономическом обороте.

В соответствии с Законом о банкротстве, преимущества при приобретении имущества должника — сельскохозяйственной организации имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к земельному участку должника. В случае отсутствия таких лиц, преимущественное право приобретения имущества должника, которое используется в целях сельскохозяйственного производства и принадлежит сельскохозяйственной организации, признанной банкротом, при прочих равных условиях принадлежит сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в той же местности, где расположена указанная сельскохозяйственная организация, а также соответствующему субъекту Российской Федерации или соответствующему муниципальному образованию. О проведении торгов арбитражный управляющий направляет уведомление организации, которая имеет преимущественное право приобретения. Если данное лицо в течение месяца не заявило о своем желании приобрести имущество должника, арбитражный управляющий осуществляет реализацию в соответствии с действующим законом. Данная особенность реализации имущества должника, с одной стороны, дает возможность сельскохозяйственному предприятию повысить вероятность сохранения в целостности своего имущественного комплекса, который имеет огромное значения для производства сельскохозяйственной и рыболовной продукции. Но с другой — это затягивает торги, создавая конкурсному управляющему дополнительную работу и добавляет дополнительны затраты на извещение потенциальных покупателей и публикацию дополнительных сведений о проведении торгов.

Также С. П. Воробьев [1] на основе анализа практики банкротств сельскохозяйственных предприятий на примере Алтайского края выделил две основные проблемы: Создание предприятия-двойника, которому передаются активы предприятия-должника и проведение процедуры банкротства с целью ухода от накопившихся долгов. Данное банкротство дает временное улучшение финансового положения, но в случае сохранения общей неблагоприятной экономической обстановки, вопрос о банкротстве возникает по истечении нескольких лет.

Также Закон о банкротстве имеет определенные неточности, в регламентации продажи имущества должника — сельскохозяйственной организации. Ведь если имущество приобретает физическое или юридическое лицо, которое воспользовалось приоритетным правом выкупа, то отсутствует четкое определение относительно цены имущества должника: нужно ли продавать имущество по оценочной стоимости или же конкурсный управляющий имеет право изменить цену?

Сельскохозяйственные организации имеют огромное значение для экономики Российской Федерации, поскольку, даже в связи с пандемией COVID-19 господдержка экспорта продукции агропромышленного комплекса не была снижена [4]. Производство продукции сельского хозяйства в Российской Федерации в 2020 году, по данным Росстата, выросло в фактических ценах на 5,3 % по сравнению с показателем 2019 года. В связи с данными показателями можно сделать вывод, что банкротство сельскохозяйственных предприятий недопустимо и может негативно сказаться на экономике страны в целом и конкретного региона, где находится юридическое лицо. Помимо продукции, которую производит и перерабатывает предприятие, сельскохозяйственная организация может являться предприятием, создающим рабочие места вне мегаполисов и крупных городов: в селах, поселках городского типа, деревнях. При невозможности вести свою деятельность и отсутствии свободных вакансии, а также при отсутствии средств для выплат заработной платы, банкротство сельскохозяйственного предприятия ставит под угрозу не только экономику страны, но и благополучие жителей населенного пункта, которые работали в данной организации. К сожалению, во многом продукция сельскохозяйственных предприятий зависит от внешних условий: урожайности определенного сезона в году, погодных условий и проч.

Для того, чтобы сельскохозяйственное предприятие функционировало должным образом, необходимо совместно с осуществлением финансового анализа систематически проводить диагностику наступления банкротства организации. В связи с этим, как заграничными учеными, так и отечественными были выявлены оценки вероятности банкротства сельскохозяйственных предприятий. Данный вопрос чаще всего рассматривается в современных исследованиях на тему банкротства сельскохозяйственных организаций. Например, изучению данной проблемы посвящены работы российских (О. П. Зайцевой, В. В. Ковалевой, А. Б. Перфильевой) и зарубежных (Э. Альтмана, У. Бивера, Р. Лиса, Р. Таффера) ученых. В работе Левкиной Е. В., Малышевой В. В. [4] приведены примеры с преимуществами и недостатками моделей для оценки вероятности банкротства сельскохозяйственной организации, которые были созданы разными учеными. Авторы считают: «…для объективности результатов оценки вероятности банкротства сельскохозяйственных предприятий недостаточно применение двух-трех общепринятых методик. Отраслевые особенности исследуемых предприятий требуют учета таких факторов, как нестабильная прибыль или убыточность деятельности на протяжении нескольких отчетных периодов, низкие коэффициенты рентабельности или ее отсутствие, низкая платежеспособность и большой процент использования заемных средств».

В исследовании Даниловой Н. Л. и Левановой Т.А также делаются выводы о том, что при выборе того или иного метода оценки рисков деятельности сельскохозяйственного предприятия необходим ситуационный подход. Необходима предварительная оценка внешних и внутренних условий деятельности предприятия с тем, чтобы выделить слабые области управления и существующие угрозы. «Необходимы методические разработки рекомендательного характера по применению методики анализа в соответствии с Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа [7], причем раздельно по видам деятельности. Такие разработки позволят использовать установленные Правилами подходы к анализу финансового положения организации не только в процедурах банкротства, но и для своевременной диагностики рисков финансовой несостоятельности и разработки соответствующих антикризисных мероприятий» [3].

В заключение можно сделать несколько выводов: при наличии определенных проблем в регулировании банкротства сельскохозяйственных предприятий и организаций, исследований с соответствующей тематикой, научных статей, реформы и изменения в статьях 177–179 Закона о банкротстве не вносились с 2013 года. При необходимости развития и должного функционирования предприятий, которые производят сельскохозяйственную продукцию с целью использования внутри страны и экспорта, законодателя не особо интересует экономическая стабильность в данных организациях. Более того, основной тематикой исследований на тему банкротства сельскохозяйственных предприятий является анализ моделей оценки деятельности организации и модели прогнозирования ее банкротства, ухудшения или улучшения ее финансового положения.

Также можно сказать, что при проведении банкротства и работой непосредственно с сельскохозяйственной организацией нужно предъявлять особые требования к арбитражному управляющему, который будет вести дело о банкротстве, поскольку при ведении дел с данной категорией должников, нужно учитывать необходимость наличия особых знаний в области ведения сельского хозяйства. На сегодняшний день данные требования для кандидатур управляющих отсутствуют, что затрудняет работу по банкротству предприятия, затягивает ее, процедуры не приводят к должному результату.

Литература:

1. Воробьев С. П. Актуальные проблемы банкротства сельскохозяйственных предприятий // Вестник АГАУ. 2013. № 5 (103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-bankrotstva-selskohozyaystvennyh-predpriyatiy (дата обращения: 01.04.2021).

2. Гнилицкая К. И. Понятие и сущность финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций // Экономика и бизнес: теория и практика. 2015. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-finansovogo-ozdorovleniya-selskohozyaystvennyh-organizatsiy (дата обращения: 31.03.2021).

3. Данилова Н. Л., Леванова Т. А. Методики оценки рисков финансовой несостоятельности сельскохозяйственных предприятий и направления их совершенствования // Вестник НГУЭУ. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodiki-otsenki-riskov-finansovoy-nesostoyatelnosti-selskohozyaystvennyh-predpriyatiy-i-napravleniya-ih-sovershenstvovaniya (дата обращения: 28.03.2021)

4. Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)" от 27 сентября 2002 г. № 127-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 28 октября 2002 г. — № 43. — Ст. 4190 с изм. и допол. в ред. от 30 декабря 2020.

5. Закон Российской Федерации «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» от 9 июля 2002 № 83-ФЗ // Парламентская газета. — 13 июля 2002 г. — № 131–132. — с изм. и допол. в ред. от 21 июля 2014.

6. Левкина Е. В., Малышева В. В. Особенности оценки вероятности банкротства сельскохозяйственных предприятий // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2019. Т. 11, № 1. С. 28–36.

7. Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа (утв. Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367) // «Российская бизнес-газета» от 8 июля 2003 г. N 26

8. Производство сельхозпродукции в России в 2020 году выросло на 5,3 % // ИТАР-ТАСС URL: https://tass.ru/ekonomika/10581369 (дата обращения: 28.03.2021).

9. Российские аграрии подвели предварительные итоги 2020 года // The DairyNews URL: https://www.dairynews.ru/news/rossiyskie-agrarii-podveli-predvaritelnye-itogi-20.htm (дата обращения: дата обращения 28.03.2021).

10. Светлаков А. Г., Светлакова Н. А. Криминальные банкротства предприятий отрасли сельского хозяйства // Экономика региона. 2012. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriminalnye-bankrotstva-predpriyatiy-otrasli-selskogo-hozyaystva (дата обращения: 30.03.2021).

Основные термины (генерируются автоматически): сельскохозяйственная организация, банкротство, финансовое оздоровление, юридическое лицо, предприятие, сельскохозяйственное предприятие, категория должников, Российская Федерация, сельское хозяйство, сельскохозяйственная продукция.


Задать вопрос