Специалисты комплексных центров Курской области в процессе своей деятельности используют обширный перечень технологий социальной работы с гражданами пожилого возраста, например:
— аналитико-прогнозную: выявление и учет на подведомственной территории граждан пожилого возраста, относящихся к категории социального риска, определение нуждаемости в различных видах и формах социальной поддержки, мониторинг динамики социальных процессов, прогноз изменения существующих параметров [2, с. 175];
— диагностическую: анализ существующих актуальных и потенциальных социальных проблем, установление их причин, исследование проблемного поля социальной ситуации конкретных граждан пожилого возраста;
— системно-моделирующую: определение характера, объема, форм и методов социальной помощи гражданам пожилого возраста, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, концептуальное обоснование системы оказания такой помощи, в первую очередь, системы социального обслуживания на различных уровнях;
— проектно-организаторскую: разработка, ресурсное обоснование, реализация и оценка социальных проектов, направленных на разрешение того или иного социального затруднения, помощь гражданам пожилого возраста;
— активационную: содействие активации потенциала собственных возможностей граждан пожилого возраста, побуждение клиентов к самостоятельному разрешению своих проблем, выходу из трудной жизненной ситуации, организация развития самопомощи и взаимопомощи;
— инструментально-практическую: осуществление деятельности по оказанию различных видов помощи в ситуациях жизненных затруднений, консультации и тренинги для улучшения взаимоотношений между людьми, оказание содействия в оформлении документов и других необходимых действий для осуществления граждан пожилого возраста своих социальных прав и т. д. [3, с. 281].
По данным комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области за 2019–2020 г.г. социальные услуги в дневных отделениях КЦСОН были предоставлены более 800 гражданам пожилого возраста и инвалидам [1].
В течение 2020 г. обратившимся 6247 гражданам пожилого возраста в отделения срочного социального обслуживания КЦСОН, оказана консультативно — информационная помощь по вопросам социального характера, содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг, содействие в получении экстренной психологической помощи в форме индивидуальных психологических консультаций [1].
Для оказания социально-медицинской помощи, а также предоставления консультаций по вопросам социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов в 2020 г. было организовано 4387 выезда «Мобильной бригады». По всем направлениям деятельности мобильной было обслужено 25375 граждан, нуждающихся в получении услуг [1].
По данным отчетов о результатах деятельности КЦСОН за 3 квартал 2020 года, отделениями надомного социального обслуживания 56089 гражданам пожилого возраста, предоставлено 4555813 социальных услуг на дому. Отделениями дневного пребывания предоставлено 29571 социальных услуг их 777 получателям в полустационарной форме социального обслуживания. В отделениях срочного социального обслуживания 4374 гражданам оказано 8085 социальных услуг.
В результате регулярных проводимых мониторингов социально — экономического положения граждан пожилого возраста за год выявлено — 429 человек, нуждающихся в предоставлении социальных услуг в нестационарной форме социального обслуживания, которые приняты на социальное обслуживание в течение 2020 года. За последние три года, наблюдается рост количества обращений граждан пожилого возраста за предоставлением социальных услуг, что составило на 26 % больше, по сравнению с 2018 годом [1].
В течение 2017–2020 гг. отделениями социального обслуживания на дому и отделениями дневного пребывания активно применялись и применяются такие стационарозамещающие технологии как: услуги сиделки, стационар на дому, хоспис на дому, санаторий на дому, приемная семья, социальное такси, мобильные бригады, социальное сопровождение. Количественные данные об объеме предоставления социальных услуг в нестационарных формах социального обслуживания посредством применения стационарозамещающих технологий с 2017 по 2020 г. отображены в таблице 1.
Таблица 1
Объем предоставления социальных услуг в нестационарных формах социального обслуживания, с применением стационарозамещающих технологий
Стационарозамещающие технологии |
Применение в КЦСОН Курской области |
|||
2017 г |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
|
«Услуга сиделки» |
174 |
226 |
319 |
902 |
«Стационар на дому» |
96 |
124 |
268 |
642 |
«Хоспис на дому» |
60 |
90 |
330 |
851 |
«Санаторий на дому» |
56 |
84 |
98 |
266 |
«Приемная семья» |
145 |
215 |
132 |
396 |
«Социальное такси» |
372 |
404 |
492 |
2069 |
«Мобильные бригады» |
14081 |
15244 |
8775 |
25375 |
«Социальное сопровождение» |
724 |
803 |
543 |
1611 |
Отметим, что не все вышеперечисленные стационарозамещающие технологии применяются в каждом КЦСОН области. Например, такая технология, как «Услуга сиделки» не реализуется в КЦСОН Золотухинского, Медвенского и Октябрьского районах, а самой востребованной формой обслуживания стала, за 2020 г., в КЦСОН Обоянского района, и ею воспользовались 402 получателя социальных услуг. На территории Обоянского района 610 гражданам пожилого возраста предоставление социальных услуг осуществляется в надомной форме с использованием технологии «Хоспис на дому». В Щигровском районе создано больше всех по области приемных семей для граждан пожилого возраста (32), социальным сопровождением наиболее активно пользуются граждане пожилого возраста в КЦСОН Суджанского района, услуга «Социальное такси» за 2020 год более востребованной оказалось в КЦСОН Мантуровского района, ею воспользовались 436 человек. Наибольшее количество оказанных услуг в рамках реализации технологии «Мобильная бригада» было произведено специалистами КЦСОН Золотухинского района, в течение 2020 года ими было осуществлено 1962 выезда.
Таким образом, такое различие в реализации стационарозамещающих технологий в КЦСОН по всей области, на наш взгляд связано: с нехваткой профессиональных и обученных кадров; данные формы обслуживания оказались не востребованы среди граждан пожилого возраста; с неэффективной разработкой механизмов реализации платных услуг; с личной незаинтересованностью специалистов. Тем не менее, на сегодняшний день непосредственная задача Центров состоит в том, чтобы совершенствовать уже имеющиеся формы социального обслуживания, повышать качество предоставления социальных услуг и развивать новые формы, обеспечивающие повышение степени социальной защищенности и качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов.
Литература:
- Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области [сайт] // О ходе реализации регионального проекта «Старшее поколение» [Электронный ресурс]. — URL: http://ksokursk.ru/index.php?id=937
- Социальная работа с пожилыми людьми: монография / Г. П. Медведева, Т. Е. Демидова, С. Н. Козловская, Т. Б. Кононова, Л. И. Старовойтова, Т. Ю. Тяпкина, А. С. Щеглова. — М.: Русайнс, 2020. — 258 с.
- Холостова, Е. И. Технология социальной работы: учебник / Е. И. Холостова, Л. И. Кононова. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Дашков и K, 2020. — 478с.