В статье дается определение коррупции, распространяющейся в системе государственной службы Российской Федерации, и средствам борьбы с ней на этапах предупреждения и пресечения подобных случаев неправомерного характера.
Ключевые слова: государственная служба, система государственной службы, Российская Федерация, коррупция.
Система государственной службы Российской Федерации характеризуется своей законодательной частью и вопросами регулирования данного состава через Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 23.05.2016) [1]. Согласно положениям данного закона такая система образована за счет государственно-гражданской службы, военной службы, государственной службы иных видов.
Состав системы определяет и то, что:
— регулирование системы происходит на основании соответствующих законов, обращаемых к конкретному виду службы в Российской Федерации;
— законодательная сторона государственной службы образует базу для создания крепкого и устойчивого аппарата управления целым государством.
Акцентируя внимание на основных характеристиках системы государственной службы Российской Федерации, мы отметим необходимость создания открытого и честного аппарата государственного управления. Такое возможно при условии пресечения и предупреждения нежелательных случаев, связанных с коррупцией.
Под коррупцией в системе государственной службы понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами — определение представлено в Федеральном законе Российской Федерации № 273-ФЗ «О противодействие коррупции» [2].
Данное развернутое и точное понимание смысла и содержания коррупции определяет её неправомерный, нерегулируемый характер. В таких отношениях, образованных заведомо отрицательным способом, выступает лицо, кто дало взятку, и лицо, кто приняло её.
В принципе в системе государственной службы определение взяток должно сводиться к минимуму, если аппарат государственного правления желает быть открытым перед собственными гражданами страны. Однако, как показывает статистика, система государственной службы состоит на 60 % из взяточничества. Многие дела раскрыты, по статистике судебной практике большинство случаев зарегистрировано по вопросам получения взятки, далее следует — дача взятки, коммерческий подкуп и посредничество во взяточничестве. Это являются наиболее распространенными формами коррупции государственной службы Российской Федерации.
На рисунке 1 отразим динамику роста коррупционных дел, представляемых Судебным Департаментом РБК [3].
Рис. 1. Динамика коррупции в Российской Федерации на 2020 год
Увеличение взяток, как коррупционных мероприятий, указывает на серьезные проблемы в регулировании данных вопросов, а также ряд необходимых мер, какие должны включаться в систему государства в настоящее время.
Выделим проблемы.
Во-первых, это нежелание самостоятельно добиваться результатов и осознание того, что проще кому-то дать взятку за собственное развитие и карьерный рост.
Во-вторых, это личная позиция лица, кто получает взятку, и его стремление заработать таким неправомерным способом.
В-третьих, это наличие собственных мотивов, образующихся во времени и в качестве следствия на определенные условия.
Решение представленных проблем может отражаться в следующих средствах пресечения и предупреждения коррупции:
— формирование антикоррупционного поведения в обществе, начиная от малого возраста до лиц старшего поколения. Как известно, культура складывается с годами: то, что привито в детстве, активно развивается по мере взросления человека. Представляется и то, что воспитание правомерности в детях позволит минимизировать коррупцию в дальнейшем;
— антикоррупционная экспертиза документов, нормативных актов — задача, которая требует изучения и подхода к данной проблеме с точки зрения нормативного разъяснения некоторых положений и выделения неспособности в документах «задваивать» или трактовать по-иному уже сформированную информацию;
— формирование качественных условий отбора и найма кандидатов, решивших осуществлять свою деятельность в системе государственной службы Российской Федерации на основаниях и условиях, сформированных согласно законодательству и внутренним правилам. Создание качественных штат и комплектации персонала позволит отстранить лиц, преследующих собственные интересы в работе, сократить количество взяток, а, следовательно, и число некачественного материала в государстве (отчетности, проектов, смет и прочее);
— соблюдение принципов сохранения государственной тайны при освобождении сотрудников от занимаемой должности в целях минимизации внутренних государственных рисков, связанных со знаниями конкретного лица, ранее имеющего доступ к информации различной категории;
— развитие институтов контроля обществом по всей территории Российской Федерации и формирование возможности обратной связи от лиц, с кого требуется взятка или иное противоправное деяние.
Все способы считаются нами средствами административно-правового характера. Они прописаны в статье 6 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействие коррупции». Конечно, по мере развития системы государственной службы данные средства могут быть дополнены или разъяснены еще более точно и достоверно. Однако, в настоящее время наличие таких средств сокращения коррупционных дел практически не влияет на положение государства в данных вопросах. Все мероприятия, связанные с целью сокращения коррупции, должны быть доработаны не только на государственном уровне, но и в обществе, поскольку в большинстве случаев граждане страны поддаются под условия взяточничества по незнанию собственных прав и обязанностей.
Литература:
- Российская Федерация. Федеральный закон: от 27.05.2003 (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации». — Электронно-справочная база / Консультант-Плюс
- Российская Федерация. Федеральный закон: от 25.12.2008 (посл. ред) № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». — Электронно-справочная база / Консультант-Плюс
- Новости Судебного Департамента РБК — Электронный источник / Режим доступа: https://www.rbc.ru/tags/?tag= %D0 %A1 %D1 %83 %D0 %B4 %D0 %B5 %D0 %B1 %D0 %BD %D1 %8B %D0 %B9 %20 %D0 %B4 %D0 %B5 %D0 %BF %D0 %B0 %D1 %80 %D1 %82 %D0 %B0 %D0 %BC %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %82 (дата обращения 21.05.2021)