Особенности выбора сетевого образовательного ресурса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 16.05.2021

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Мурзалин, Б. Б. Особенности выбора сетевого образовательного ресурса / Б. Б. Мурзалин, В. Н. Ибрагимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 403-405. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81124/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются особенности использования сетевых образовательных ресурсов их уровни доступа, возможности при организации дистанционного обучения в общеобразовательных школах.

Ключевые слова: дистанционное обучение, Kundelik, Bilimland, Online mektep, Moodle, типы пользователей.

Формирование информативного образовательного пространства Казахстана требует создания различных информативных ресурсов, в том числе сетевые [1]. Отличительная черта сетевых образовательных ресурсов в том, что они могут быть различного масштаба и и различные функции. Сетевые образовательные ресурсы в плане управления можно подразделять на стратегические, оперативные и тактические. Сетевые образовательные ресурсы в плане дополнения можно подразделять на главные и ресурсы помощи (дополнительные). Стратегические образовательные ресурсы формируются на основе образовательных порталов. Общеобразовательный портал (ОП) — веб-сайт, в котором в систематизированной форме сосредоточены данные о сетевых ресурсах по одной из образовательных дисциплин, переход к которым может быть нужным в целях улучшения и накапливания знаний [2].

В сложившихся сложных санитарно-эпидемиологических условиях возникла необходимость реализации современных методов обучения с опорой на самостоятельность обучающегося и использованию современного формата дистанционного образования.

Сложившаяся сложная эпидемиологическая обстановка продиктовала необходимость использования современных методов обучения с опорой на самостоятельность обучающегося и использованию современного формата дистанционного образования.

Дистанционный формат предусматривает структурированную совокупность электронной учебно-методической документации, электронных образовательных ресурсов, средств обучения и контроля знаний, которые содержат взаимосвязанный образовательный контент, и предназначен для совместного применения в целях эффективного изучения обучающимися учебных дисциплин, курсов, разных видов практик [3].

С 1 сентября 2016 года в школы Казахстана начали внедрять такой сетевой ресурс, как Kundelik. Теперь учителям не нужно заполнять бумажный журнал, электронный журнал можно заполнить в несколько кликов. Сохранения всех данных происходит мгновенно и отображаются в электронных дневниках учащихся. В системе Kundelik доступны такие категории пользователей как: ученик, родитель, администратор, редактор, классный руководитель, учитель-предметник. Далее рассмотрим права доступа подробнее.

Участникам имеющим статус администратор или редактор доступен раздел «Администрирование». Администратор имеет полный доступ к разделу, а редактор имеет доступ только к тем разделам, которые указаны в его профиле. Администратору доступны все функциональные возможности в данной системе начиная от создания профиля до перевода школы в следующий учебный год. Не рекомендуется давать права администратора более, чем трём сотрудникам, для того чтобы снизить риск потери информации и обеспечить безопасность данных.

Пользователям со статусом обучающийся доступны такие права, как просмотр класса / групп, просмотр только собственных оценок, расписания и домашнего задания. За каждым пользователем, имеющий статус обучающийся закрепляют родителя или законного представителя(мать, отец, бабушка, дедушка, опекун). Пользователям со статусом родитель доступны такие права, как просмотр класса/группы обучающегося, просмотр оценок, расписания, домашнего задания одного ребенка, либо нескольких детей закрепленных за данным родителем. В системе Kundelik, как уже было описанно, пользователю со статусом родитель доступно прикреплять нескольких детей, для того, чтобы родитель или законный представитель мог зайти и просмотреть с одного аккаунта успеваемость или домашние задания своих детей, затрачивая как можно меньше времени, в том случае если бы данной функции не было в системе.

Сотрудники имеющие статус классный руководитель имеют такие права доступа, как создание и редактирование учебных групп класса, доступ к возможностям восстановления аккаунта учащихся, доступ в редактировании присутствия на уроках, но нет доступа к редактированию и удалению профиля класса и расписания, переводу и отчислению учащихся.

С 2021 г. в системе Kundelik были проведены изменения. Раннее Kundelik считался обычным электронным журналом для мониторинга знаний учащихся, для уменьшения бумажной работы в журналах, но с 2021 года в журнале доступна организация онлайн занятий с помощью видео-уроков расположенных на сетевом ресурсе Kundelik. Обратная связь между учащимися и учителями организуется в системе Kundelik посредством публикования подсказок, записей классу [4].

Следующим сетевым ресурсом, который мы рассмотрим это Bilimland. С 2020 г. в связи с пандемией COVID-19 многие школы республики Казахстан в связи с переходом на дистанционное обучение перешли на использование такого сетевого ресурса, как Bilimland.(online mektep). Bilimland удобная платформа для организации онлайн занятий, с удобной организацией обратной связи. Наиболее часто используемые ресурсы Bilimlanda это iTest и Online mektep. В online mektep 4 основных типа пользователей. Пользователь имеющий статус администратор, имеет полный доступ к системе от создания аккаунтов пользователям, до исключения пользователей из системы. Пользователь со статусом классный руководитель имеет такие возможности, как мониторинг активности учащихся, сброс пароля в тех случаях, когда ученик забыл его, создание групп подгрупп класса. Пользователь со статусом педагог имеет доступ только к своему предмету создание и редактирование КТП и контрольных работ.

На данном сетевом ресурсе имеется готовые материалы для занятий, но и есть возможность организации урока посредством использования программы Zoom встроенной в платформу online mektep, либо конференции online mektep. Имеются готовые задания для закрепления темы пройденного урока, после прохождения учащимся тестового задания, у учителя есть возможность просмотреть результаты теста, после чего учитель может написать индивидуально каждому ученику комментарий.

Остановимся подробнее на сетевом ресурсе Moodle. На сегодняшний день Moodle — одна из самых популярных ресурсов для организации онлайн обучения. У Moodle имеется встроенный редактор, в котором имеется возможность создавать лекции, опросы, задания, тесты. Управление пользователями происходит путем добавления администратором вручную, импортом из файла либо дать права на саморегистрацию или приглашения по e-mail. После чего пользователям присваиваются роли, которые влияют на доступы к соответствующим разделам.

В Moodle существуют пять основных типов ролей. Это администраторы, создатели курсов, учителя-редакторы курсов, учителя(без прав редактирования курса), учащиеся, гости. Каждый из пользователей имеет определенные права на доступ в зависимости от его роли. Учитель имеет права на добавление, редактирование и удаление всех элементов курса (лекций, презентаций, заданий, тестов и т. д.). Учитель-редактор курсов как правило являются ответственные за дисциплину в вузах и учителя предметники в школах. Учитель(без прав редактирования курса) имеет права только на проведение обучения. Может участвовать в обсуждениях на конференциях, в чате, но прав на редактирование элементов курса не имеет. Учащийся имеет права на просмотр материалов курса и выполнение различного рода проверочных работ, также может принимать участие в обсуждениях на конференциях, в чате, отправлять персональные сообщения другим участникам курса. Важную роль в сетевом ресурсе играют плагины — модули, которые позволяют менять дизайн и функциональные возможности сетевого ресурса.

Moodle обладает большим набором средств коммуникации. Это не только обмен с помощью электронной почты и вложенными файлами, но и форум(на главной странице), чат, обмен личными сообщениями, ведение блогов. Поскольку основной формой контроля знаний в сетевом ресурсе является тестирование, в Moodle имеется обширный инструментарий для создания и редактирования тестов. Поддерживается несколько типов вопросов в тестовых заданиях (множественный выбор, на соответствие, верно/неверно, короткие ответы, эссе и др.). Moodle предоставляет много функций, облегчающих обработку тестов. Можно задать шкалу оценки, при корректировке учителем тестовых заданий после прохождения теста обучающимися, существует механизм полуавтоматического пересчета результатов. В системе имеются развитые средства анализа результатов тестирования и, что очень важно, сложности отдельных тестовых вопросов для обучающихся. Сетевой ресурс Moodle может быть использована не только для организации дистанционного обучения, но, безусловно, будет полезна и в организации и проведения олимпиадной подготовки по предметам. Обратная связь в Moodle организуется посредством вложения учащимися выполненных задания на саму систему, после чего учитель может отправить сообщение о результате работы учащемуся.

После анализа сложившейся ситуации организация дистанционного обучения,проведение олимпиад в дистанционном формате с использование сетевых ресурсов становится все более актуальным.

Литература:

  1. Настоящая Концепция разработана во исполнение распоряжения Премьер-Министра Республики Казахстана в целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 9 декабря 1997 года N 3787 «О формировании единого информационного пространства”.
  2. Иванников А. Д., Тихонов А. Н. Основные положения концепции создания системы образовательных порталов / А. Н. Тихонов — Москва: М.Просвещение, 2003. — 720 с. — текст: непосредственный.
  3. Скибицкий Э. Г. Дистанционное обучение: теория, практика и перспективы развития: Монография / Э. Г. Скибицкий, В. В. Егоров. − Алматы: Гылым, 2004. − 221 с. — текст: непосредственный.
  4. Kundelik. — Текст: электронный // https://portal.kundelik.kz: [сайт]. — URL: https://portal.kundelik.kz (дата обращения: 15.05.2021).
  5. Blilimland,Online mektep. — Текст: электронный // https://bilimland.kz/ru: [сайт]. — URL: https://onlinemektep.org (дата обращения: 15.05.2021).
  6. Moodle, — Текст: электронный // https://moodle.org/?lang=ru: [сайт]. — URL: https://moodle.org/?lang=ru (дата обращения: 15.05.2021)
Основные термины (генерируются автоматически): сетевой ресурс, дистанционное обучение, ресурс, классный руководитель, обратная связь, пользователь, система, учитель, дистанционное образование, дистанционный формат.


Ключевые слова

дистанционное обучение, Moodle, Kundelik, Bilimland, Online mektep, типы пользователей

Похожие статьи

Использование интернет-ресурса myQuiz для организации тестирования учащихся в условиях дистанционного обучения

В статье автор рассматривает алгоритм конструирования тестов для контроля знаний обучающихся школы с использованием интернет-ресурса myQuiz в условиях дистанционного обучения, схему организации тестирования, достоинства и недостатки этого электронног...

Использование социальных сетей в образовательном процессе

В данной статье раскрываются дидактические возможности использования социальных сетей в образовательном процессе. Обсуждаются положительные и негативные последствия внедрения элементов виртуальной образовательной среды в обучении.

Использование интернет-ресурсов на уроке математики

В данной статье рассмотрено использование ИКТ — средств для подготовки к ВПР по математике, отражены особенности использования интернет — технологий в процессе обучения.

Дистанционное обучение — новый виток развития образования

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме дистанционного обучения. В данной статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны использования дистанционного формата обучения. Автор приводит пример использования двух платформ д...

Особенности смешанного и дистанционного обучения в вузах

В статье рассматриваются возможности применения смешанного и дистанционного обучения на занятиях по английскому языку в университете промышленных технологий и дизайна.

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды

Статья посвящена применению дистанционного обучения в системе современного образовательного процесса. Дистанционное обучение является перспективной методикой подготовки специалистов разного профиля в программе «обучение без границ». Рассматриваются д...

Организация дистанционного обучения в современной образовательной реальности

В статье автор рассматривает возможности Интернета в организации дистанционного обучения, приводит его достоинства и недостатки. Представлены те возможности, которые можно реализовать посредством дистанционного обучения.

Перспективы развития инновационной образовательной технологии дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования

В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из перспективных и инновационных направлений работы при подготовке высококвалифицированных кадров в условиях среднего профессионального образования, сущность, особенности организации, методы ко...

Использование компьютерных технологий как одна из составляющих профессионально-ориентированного иноязычного образования

Современные образовательные технологии ориентированы на активное использование компьютеров. Статья рассматривает возможности использования компьютерных технологий в процессе профессионально-ориентированного иноязычного образования.

Тайм-менеджмент преподавателя в условиях дистанционного обучения

В статье рассмотрены способы координации рабочего времени преподавателя в период дистанционного обучения, а также вопросы организации учебного процесса в детских художественных школах и школах искусства в условиях самоизоляции, проанализированы формы...

Похожие статьи

Использование интернет-ресурса myQuiz для организации тестирования учащихся в условиях дистанционного обучения

В статье автор рассматривает алгоритм конструирования тестов для контроля знаний обучающихся школы с использованием интернет-ресурса myQuiz в условиях дистанционного обучения, схему организации тестирования, достоинства и недостатки этого электронног...

Использование социальных сетей в образовательном процессе

В данной статье раскрываются дидактические возможности использования социальных сетей в образовательном процессе. Обсуждаются положительные и негативные последствия внедрения элементов виртуальной образовательной среды в обучении.

Использование интернет-ресурсов на уроке математики

В данной статье рассмотрено использование ИКТ — средств для подготовки к ВПР по математике, отражены особенности использования интернет — технологий в процессе обучения.

Дистанционное обучение — новый виток развития образования

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме дистанционного обучения. В данной статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны использования дистанционного формата обучения. Автор приводит пример использования двух платформ д...

Особенности смешанного и дистанционного обучения в вузах

В статье рассматриваются возможности применения смешанного и дистанционного обучения на занятиях по английскому языку в университете промышленных технологий и дизайна.

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды

Статья посвящена применению дистанционного обучения в системе современного образовательного процесса. Дистанционное обучение является перспективной методикой подготовки специалистов разного профиля в программе «обучение без границ». Рассматриваются д...

Организация дистанционного обучения в современной образовательной реальности

В статье автор рассматривает возможности Интернета в организации дистанционного обучения, приводит его достоинства и недостатки. Представлены те возможности, которые можно реализовать посредством дистанционного обучения.

Перспективы развития инновационной образовательной технологии дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования

В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из перспективных и инновационных направлений работы при подготовке высококвалифицированных кадров в условиях среднего профессионального образования, сущность, особенности организации, методы ко...

Использование компьютерных технологий как одна из составляющих профессионально-ориентированного иноязычного образования

Современные образовательные технологии ориентированы на активное использование компьютеров. Статья рассматривает возможности использования компьютерных технологий в процессе профессионально-ориентированного иноязычного образования.

Тайм-менеджмент преподавателя в условиях дистанционного обучения

В статье рассмотрены способы координации рабочего времени преподавателя в период дистанционного обучения, а также вопросы организации учебного процесса в детских художественных школах и школах искусства в условиях самоизоляции, проанализированы формы...

Задать вопрос