В статье рассматривается значение инновационного подхода в профессиональной ориентации для учащихся выпускных классов. Компетентные педагоги помогают таким учащимся выбрать будущую профессию с использованием разных подходов, интересных методов, действующих средств.
Ключевые слова: школа, педагог, профессиональная ориентация, проблемы, формы, инновационные методы.
The state examines the importance of an innovative approach in vocational guidance for graduate students. Competent teachers will help you choose your future profession using various approaches, interesting techniques and tools.
Key words : school, teacher, vocational guidance, problems, forms, innovative methods.
Актуальность статьи в том что, выбор будущей профессии является на сегодняшний день сложней задачей учащихся общеобразовательных школ. Правильный выбор профессии обеспечит развитие скрытых способностей и талантов учащихся. Компетентный педагог сможет выявить у учащихся навыки, способности, таланты и склонности к определенной профессии и направить на правильный пуь.
Цель активировать учащихся общеобразовательных школ на профориентацию с введением инновационных метод.
Задачи:
— Рассмотреть проблемы профориентации учащихся общеобразовательных школ;
— Применение инновационных метод для активизации учащихся.
Одним из важнейших направлений деятельности социального педагога в общеобразовательном учреждении с детьми является профориентационная работа, которая призвана способствовать решению вопросов социализации личности подростка. Поэтому необходимым условием общеобразовательного учреждения по социальной адаптации детей, по подготовке их к взрослой жизни является профориентация учащихся [2].
Профориентация — это комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а также с учетом потребностей в специальностях на рынке труда [2].
Профориентация — это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества [3].
В Республике Узбекистан приняли постановление «Об образовании» УП-6108 06.11.2020. «О мерах по развитию сфер образования и воспитания, и науки и новый период развития Узбекистана». В этом постановлении говорится, о проблемах, решениях и организациях профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ. [1]
Проблемы профессиональной ориентации в том что, найти будущую профессию учащимся после окончания общеобразовательных школ на рынке труда. Каждый ученик индивидуален, каждый ищет работу по нужде. Некоторые ученики ищут работу, чтобы заработать много денег, а некоторые ученики, чтобы иди на работу и возвращаться душой. Педагоги и психологи работают на сегодняшний день с начального образования, чтобы развить таланты и способности у учащихся, чтобы в будущем не трудились выбрать профессию, которая им очень нравится, и могут развить свои навыки, знания и способности.
В постановлении предусматривают организационные формы профессиональной ориентации [1]:
— проводить среди учащихся интерактивные опросы, определять интересы к профессиям и создать базу данных учащихся, начиная с седьмого класса;
— проводить один раз в месяц специальные курсы на тему «Путешествие в мир профессий» для учащихся седьмых классов;
— проводить не менее одного раза в квартал семинары-тренинги на тему «Моя будущая профессия» для учащихся восьмых классов, ориентировать учащихся на профессии, которыми они хотят овладеть в будущем;
— на основе результатов проведенной педагогическо-психологической диагностики профессиональной предрасположенности учащихся девятых классов организовать работу по профессиональной ориентации учащихся, которые в будущем могут получить образование в профессиональных школах по конкретным рабочим профессиям;
— в классификаторе основных должностей служащих и профессий рабочих определить профессии и должности, которыми могут заниматься выпускники общеобразовательных учреждений, разработать профессиональные стандарты таких профессий и должностей;
— организовывать краткосрочные курсы по обучению учащихся общеобразовательных учреждений специальностям, не требующим специальной профессиональной подготовки;
— обеспечить прохождение учащимися практических занятий по школьным предметам у потенциальных работодателей, в промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, кластерах и кооперациях;
— организовать в районных (городских) центрах содействия занятости, центрах профессионального обучения и профессиональных школах, находящихся на близком расстоянии, специальные «ситуационные комнаты», разработать электронные программы и наглядные пособия для профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений;
— обеспечить проведение руководителями районных (городских) центров содействия занятости практических занятий по профессиональной ориентации для учащихся общеобразовательных учреждений.
Инновационные методы профессиональной ориентации учащихся [4]:
Меня заинтересовала активные метод «Метод Наблюдения», так как когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой.
Главными особенностями метода наблюдения являются:
— непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
— сложность (порой невозможность) повторного наблюдения. Предметами наблюдения выступают ориентация подростков в сфере профессиональной пригодности после реализации программы профориентации подростков в общеобразовательном учреждении.
Наблюдение должно, проводится систематически, то есть по определённому плану и при котором наблюдатель регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.
Наблюдение среди подростков является неосознанным. При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью. Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.
Одним из методов, используемых экспертами для определения знаний подростков по профориентации, о способах профессионального самоопределения, является анкетирование. Анкетирование — одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях
Виртуальные кабинеты профориентации — на сегодняшний день самый простой, и не менее эффективный инновационный метод. Его преимущество заключается в том, что он вызывает наибольший интерес у детей, так как напрямую связан с современными информационными технологиями. Куда проще и интереснее ребенку сейчас ознакомиться миром профессий, получить их описание и информацию о соответствующих вузах, просто кликая мышкой за компьютером. Подросток может заняться решением своего вопроса в любое удобное для него время и сам вправе выбирать, с чем и когда ему знакомиться. На таких сайтах обычно, помимо информации, можно найти профориентационные, а также психологические тесты и даже получить онлайн-консультацию психолога, что помогает решить многие проблемы профориентации.
Одним из современных методов оказания помощи при выборе профессии является интерактивный метод. К интерактивным методам относятся деловые игры, различные тренинги по данной тематике. Именно они позволяют современному подростку более полно узнать о профессиях и, к тому же, с помощью игровой формы узнать обо всех нюансах и тонкостях той или иной профессиональной деятельности.
Таким образом, активация учащихся общеобразовательных школ одна из трудных задач педагога. Были изучены проблемы профессиональной ориентации учащихся, так же были приведены решение этих проблем, то есть проведение организационных форм, применение инновационных и интерактивных метод. Использование этих метод может улучшить знания о профориентации, и сделать правильный выбор будущей профессии.
Литература:
- https://lex.uz Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания», от 6 ноября 2020 года № УП-4884. Президент Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёев. г. Ташкент
- Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. — М., 2000.
- Соломин И. Л., Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. — СПб.: Речь, 2006, стр. 7–35, 109–127.
- Пряжников Н. С., Активные методы профессионального самоопределения. Издательство: М.:МГППУ, АНО «Центр «Развивающее образование»», 2001.