На сегодняшний день использование информационных технологий в образовании по-прежнему весьма разнообразно, поскольку сами новые технологии влекут за собой появление все более новых инструментариев: электронных обучающих программ, онлайн-курсов, мобильных приложений. Наш интерес, очевидно, более конкретный, связан с отношением и влиянием информационных технологий на изучение иностранного языка в вузе. Однако для того, чтобы понять это, необходимо сначала определить, каким образом может осуществляться использование информационных технологий при изучении иностранного языка и его преподавании. Основными предпосылками активного внедрения информационных технологий практически во все сферы деятельности человека несомненно является развитие информатизации.
Под информатизацией образования понимается в широком смысле — комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией, в узком — внедрение в учреждения системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах [4, с.35].
Стратегической целью информатизации является повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов согласно требованиям к информационной среде образовательной организации. Таким образом, процесс информатизации можно разделить на несколько составляющих:
— профессиональная подготовка студентов к полноценному участию в общественной и профессиональной деятельности в условиях информационного общества;
— оснащение образовательных учреждений современной компьютерной техникой, программным обеспечением, а также совершенствование методического обеспечения учебного процесса;
— построение информационной среды в образовательной организации.
Информационно-образовательная среда (ИОС) вуза представляет собой систему средств передачи информационных данных, программного и методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера. Основные требования к ИОС в вузе отражены в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (далее ФГОС ВО). При этом информационно-образовательная среда включает:
— цифровые образовательные ресурсы;
— современные педагогические технологии;
— организационные формы информационного взаимодействия преподавателей и студентов, включая телекоммуникационные средства;
— технологические средства коммуникационных и информационных технологий: оборудование, различные базы данных.
Одним из основных условий повышения качества образовательной среды в вузе является использование информационных технологий в профессиональной подготовке будущих специалистов. Под термином «информационные технологии» понимается комплекс методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных для обработки, хранения и сбора информации [6, с. 256].
К. А. Баранников, Л. Н. Фалевич рассматривают информационные технологии обучения как совокупность методов усвоения знаний в процессе взаимодействия педагога, обучающихся и дидактических средств на основе информационных технологий [1, с. 108].
Н. В. Макарова определяет целью информационных технологий — производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия [3, с. 41].
П. И. Образцов рассматривает информационные технологии обучения в качестве дидактического процесса с применением целостного комплекса компьютерных и других средств обработки информации, позволяющего на системной основе организовать оптимальное взаимодействие между преподавателем и обучающимися с целью достижения гарантированного педагогического результата. Следует заметить, что информационная технология обучения может рассматриваться не только как процесс, но и как результат ее проектирования педагогом [5, с. 214].
Таким образом, с теоретической точки зрения, важно отметить, что в учебном процессе при взаимодействии преподавателя и студента компьютер был и остается союзником в изучении иностранных языков. Компьютер — это инструментарий, который поддерживает языковое обучение и технически сложное средство, имея дидактическое программное обеспечение, которое облегчает усвоение иноязычного материала.
В его классификации различаются три основных типа пользователей:
— использование компьютера свободно, даже если это неуверенный пользователь (использование при этом простых программ Microsoft office;
— использование программного обеспечения, которое имеет определенную дидактическую роль, например, игры с языковой поддержкой или игры;
— использование больших общедоступных, онлайновых и офлайн-продуктов, электронных книг, компакт-дисков и культурных или научных сайтов, сайтов, содержащих оцифрованные тексты.
Все эти примеры хорошо показывают, насколько продуктивными могут быть отношения между информационной технологией и языковым обучением в целом. В последнее время информационные технологии развиваются стремительно и поэтому все более популярными становятся не только компьютерное обучение, но и обучение на смартфонах.
Среди наиболее популярных и полезных приложений на базе операционной системы для смартфонов Android выделим Busuu, приложение, позволяющее расширить начальный уровень знаний иностранного языка, LingvaLeo, приложение, позволяющее изучать иностранный язык в игровой форме, пополнять словарный запас, а также развивать коммуникативные навыки, общаясь с другими пользователями ресурса, Duolingo, приложение, позволяющее изучать иностранные языки с «нуля». Использование информационных технологий способствует мотивации изучения иностранному языку и приобретению ценных знаний.
Если в двухтысячных годах была демократизация компьютеров, то в настоящее время демократизировался сам способ освоения информационных инструментариев. Каждый может манипулировать информационным средством с большей или меньшей инициацией благодаря уже выпущенным программам, в отличие от старых программ, которые требовали знания определенного компьютерного языка. Данный факт, несомненно, влияет на успешное освоение иностранных языков в современном быстроразвивающемся мире.
Литература:
- Баранников К. А. Формирование экономической и бизнес-компетенций учащихся учреждений среднего профессионального образования и их влияние на экономическую безопасность личности: канд. пед. наук / К. А. Баранников. — М., 2009. — 157 с.
- Виленский М. Я., Образцов, П.И., Уман, А. И. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. Издание третье / Пож редакцией В. А. Сластенина. — Орел: ГОУ ВПО «ОГУ», 2008. — 270с.
- Макарова Н. В. Научные основы методической системы обучения студентов вузов экономического профиля новой информационной технологии: автореф. дис. …докт. пед. наук / Н. В. Макарова. — М., 1992. — 36 с.
- Образцов П. И. Дидактика высшей военной школы: учебное пособие / П. И. Образцов, В. М. Косухин. — Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. — 317 с.
- Образцов, П. И. Технологии подготовки специалистов в системе профессионального образования: монография / Под ред. П. И. Образцова. — Орел: 2013. — 338 с.
- Тевс Д. П., Подковырова В. Н. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д. П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. — Барнаул: БГПУ, 2006.