Влияние экологических знаний студентов СПО на их социальное стремление к экологической безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 13.05.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Сторожева, И. В. Влияние экологических знаний студентов СПО на их социальное стремление к экологической безопасности / И. В. Сторожева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 193-195. — URL: https://moluch.ru/archive/362/80990/ (дата обращения: 28.01.2022).



В статье рассматривается взаимосвязь экологического просвещения студентов колледжа и их социального стремления к экологической безопасности.

Ключевые слова: экологическая безопасность, экологическое мышление, экологическое просвещение, экологическое поведение.

Современное экологическое образование и просвещение в большей степени опирается на социокультурные навыки, общечеловеческие ценности, чем на предметные знания и законы природы.

Бытует мнение, что выпускники средних профессиональных образовательных учреждений (СПО) должны быть, не столько предметно образованы, сколько социально адаптированы к постоянно меняющейся окружающей среде, иметь способность самостоятельно самообразовываться и самосовершенствоваться. Относится ли это также к формированию экологического поведения человека в современном обществе? Как зависит стремления личности к экологической безопасности от экологических знаний, полученных при изучении общей экологии в школьном курсе и экологических основ природопользования в колледже?

Экологическое поведение личности основывается на социальной активности, на неравнодушном отношении к окружающей среде, решении экологических проблем общества.

По мнению Курманова А. В. «экологическое поведение личности включает соблюдение параметров: эмоциональность или, наоборот, рациональность в отношении к природе; обобщение или избирательность в отношении к природе; сознательное или несознательное отношение к природе. Экологические знания, инициатива, нацеленность на результат — всё это составляющие экологического поведения» [4, с. 181].

Экологически воспитанная и образованная личность через общение с природой реализует свои основные потребности — практические, адаптивные, личностные и эстетические. Создает, таким образом, ценностные ориентиры. Любовь к природе выражается уже не в простом любовании красотой ландшафтов, а переживанием за сохранение объектов природы и попыткой создания не только комфортной, но и благоприятной и безопасной окружающей среды.

Экологическое образование дает основные эколого-ориентированные навыки. Однако формирование экологического поведения происходит длительное время, и чаще не на уроках, а за пределами учебного учреждения. Сначала экологическое сознание проявляется в эстетическом восприятии природы, развиваются чувства возвышенного и прекрасного. Загрязнение окружающей среды, уничтожение объектов природы вызывает эмоциональное переживание. Затем экологическое сознание, опираясь на полученные знания, проявляется в бытовой и в профессиональной деятельности. Со временем формируются экологические убеждения и привычки экологического поведения.

Изучение формирование экологического поведения невозможно без изучения профессионально-экологической ответственности выпускников колледжа.

Исследователи в этой области выделяют несколько критериев оценки профессионально-экологической ответственности [5].

Результативные критерии включают в себя комплекс полученных в процессе обучения знаний и способность их применения в решении учебных задач.

Нормативные критерии включают знания законов природы, основ природопользования и применение этих знаний в различных профессиональных и жизненных ситуациях.

Социальные и дидактические критерии включают выбор способа решения экологических задач и возможность адаптивного применения знаний и полученных экологических навыков в меняющихся условиях профессиональной деятельности, способность к рефлексии.

В работах Осиповой С. В. выделяется три структурных элемента модели формирования профессионально-экологической ответственности: ценностный, содержательно-информационный и деятельностно-поступочный [5].

Исследование сути экологического поведения личности, а именно выявление взаимосвязи между экологическими знаниями и экологическим поведением студентов СПО, сводятся к изучению взаимосвязи трех вышеуказанных компонентов.

В рамках проведенного исследования, выявлялось отношение студентов к окружающей среде, экологической культуре, к художественным ценностям, связанными с природой и ее компонентами. Также студенты оценивали уровень знаний законов природы, оценивали свой уровень информации о природе родного города, определяли влияние природы на свое поведение и изменение поведения в сторону экологически ориентированного.

Сведем данные нашего исследования в таблице 1.

Таблица 1

Основные компоненты модели формирования профессионально-экологической ответственности у студентов СПО

Ценностный

Содержательно-информационный

Деятельностно-поступочный

Контрольная группа

63 %

42 %

44 %

Экспериментальная группа

70 %

58 %

63 %

Проиллюстрируем это на рис. 1.

Диаграмма изменения компонентов экологической ответственности

Рис. 1. Диаграмма изменения компонентов экологической ответственности

У опрошенных респондентов из экологических ценностей преобладают явления природы, красота природы в картинах художников, родные ландшафты. Свои экологические знания студенты оценивают на среднем уровне, и указывают на отсутствие способностей обучить кого-либо правильному взаимодействию с природой. Экологически-ориентированное поведение в самооценке студентов проявилось у большинства опрошенных экспериментальной группы.

Однако, при проведении исследования на установление взаимосвязи между экологическими знаниями и экологическим поведением учащихся, выявилось также противоречие между стремлением к благоприятной окружающей среде и отсутствием или недостаточной заботой о сохранении природы. Этот аспект требует дополнительной педагогической работы с молодежью, направленной на возможность практического применения изученных форм безопасного и познавательного взаимодействия с природой.

Исследование показало, что наряду с повышением ценностного и образовательного компонентов экологической ответственности, увеличилось количество студентов готовых к практическому взаимодействию с природой.

В результате статистического исследования между компонентами экологической ответственности обнаружена статистически достоверная значимая связь. Значение корреляции составило 0,749–0,799, что показывает на связь между экологическими знаниями студентов и экологической ответственностью за безопасность окружающей среды. Данная корреляционная связь является статистически значимой (р ˂ 0,01).

Поскольку, «экологическая компетентность является имманентным качеством любого специалиста», экологическому образованию и просвещению, формированию знаний законов природы и навыков общения с природой следует уделять особое внимание при воспитании будущих профессионалов.

Литература:

1. Гулько Е. Ю. Проблемы экологического сознания и поведения студенческой молодежи // Социологический альманах. 2017. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ekologicheskogo-soznaniya-i-povedeniya-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 14.04.2021).

2. Голод Н. В. Социально-экологическая активность молодежи. Формы и методы. // URL: Социально-экологическая активность молодежи формы и методы | статья по биологии: | образовательная социальная сеть (nsportal.ru) (дата обращения 14.04.2021).

3. Захарова Н. Экологичное студенчество — реальность 2020-х. Зачем студенту мыслить экологически, а ВУЗу становиться «зеленым». // URL: Экологичное студенчество — реальность 2020-х. Зачем студенту мыслить экологически, а вузу становиться «зеленым» — Эковики (ecowiki.ru) (дата обращения 14.04.2021)

4. Курманов А. В. Профессионально-направленная воспитательная работа как фактор формирования экологической компетентности студентов колледжа // «Партнерство бизнеса и образования в инновационном развитии региона». Сборник научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции. — Тверь, 2010.

5. Осипова С. В. Формирование профессионально-экологической ответственности у студентов колледжа // [Электронный ресурс]// URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-professionalno-ekologicheskoi-otvetstvennosti-u-studentov-kolledzha (дата обращения 14.04.2021)

Основные термины (генерируются автоматически): природа, экологическое поведение, окружающая среда, экологическая ответственность, знание, профессионально-экологическая ответственность, экологическая безопасность, экологическое поведение личности, профессиональная деятельность, экологическое образование.


Задать вопрос