В статье рассматривается правовой механизм амнистии в РФ.
Ключевые слова: амнистия, право, государство.
В соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации, за объявление амнистии отвечает одна из палат Федерального Собрания — Государственная Дума. Акт амнистии влечет определенные уголовно-правовые последствия, установленные уголовным законом.
Уголовно-правовое регулирование акта амнистии содержится в статье 84 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которой амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенной группы лиц. Например, амнистия может применяться к женщинам, несовершеннолетним, лицам старше определенного возраста и т. д., личность которых не установлена (то есть по фамилии). Часто акт об амнистии содержит специальный пункт о неприменении его положений к определенным группам людей (например, к лицам, которые неоднократно были приговорены к лишению свободы за умышленные правонарушения, ранее освобожденным от наказания в виде амнистии или наказания помилования, и тем, кто неоднократно совершал умышленное преступление). Закон об амнистии объединяет освобождение от уголовных преступлений и наказаний. Конкретное содержание амнистии изложено в самом Законе об амнистии.
Акты об амнистии могут содержать указания следующего характера: 1) об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления; 2) об освобождении от наказания или отбывания наказания лиц, осужденных за преступления; 3) о смягчении назначенного наказания; 4) о замене назначенного наказания более мягким; 5) об освобождении от дополнительного наказания; 6) о снятии судимости.
Акт амнистии не меняет уголовного законодательства, частую ответственность за другие преступления, то есть не декриминализирует соответствующие действия, совершенные амнистированными лицами. Амнистия не ставит под сомнение законность или действительность судебного решения. Амнистия только смягчает положение тех, кто совершил преступления, в том числе осужденных, и означает проявление гуманности и сострадания к ним со стороны законодательной власти. Амнистия как акт высшей государственной власти носит нормативный характер. Поручения обязательны для исполнения всеми органами и должностными лицами, участвующими в реализации уголовной ответственности. В то же время вопрос о правовой природе актов об амнистии вызывает споры. Таким образом, И. Марогулова считает, что «правовая природа актов амнистии отличается от правовой природы нормативных актов», поскольку первые не отменяют и не изменяют правовые нормы и даже не корректируют их. Нормы уголовного права во времени, не распространяются на амнистию, и такие акты не содержатся в Кодексе РФ, который содержит только нормативные акты.
Однако с этим мнением трудно согласиться. Несмотря на определенные характеристики актов об амнистии, они, тем не менее, содержат юридические нормы, которые являются обязательными для субъектов, упомянутых в них. Правила поведения, установленные высшими государственными органами власти, с целью их применения к индивидуально неопределенной группе лиц. Положения норм в данном случае воплощаются в правовых актах: в решениях (постановлениях) специально уполномоченных органов (начальников колоний, следственных изоляторов, следственных органов, органов предварительного следствия, органов внутренних дел и т. д.). Акт об амнистии — это особый юридический документ. Его особенности в первую очередь связаны с порядком совершения такого акта во времени. Закон об амнистии применяется к действиям, совершенным до его объявления. В целом этот принцип действия не характерен для уголовного права. Кроме того, действие Закона об амнистии ограничено коротким периодом времени. Скорее, это «разовый» акт. В то же время такие особенности акта амнистии напрямую связаны с характером и целями самой амнистии, в основе которой лежит идея «прощения» уже совершенных преступлений.
В российской юридической литературе существуют различные точки зрения на то, к какой отрасли законодательства относится амнистия. Так, Н. Д. Сергиевский еще в 1915 г. относил помилование к области государственного права 7. Н. Д. Дурманов, соглашаясь с этим мнением, к государственному праву причислял и амнистию 8. Отмечая многоотраслевой характер помилования и амнистии, Т. А. Синцова в итоге также относит их к государственному праву 9. Ф. Лист полагал, что помилование является институтом материального уголовного права. Аналогичной точки зрения придерживается К. М. Тищенко 10, а О. С. Зельдова утверждает, что и амнистия является уголовно-правовым институтом 11. В. Е. Квашис считает амнистию и помилование институтами уголовно-процессуального права 12.
Конституция Российской Федерации, относящая объявление об амнистии к ведению Государственной Думы, не дает никаких указаний относительно характера и содержания акта амнистии. Решение этих вопросов находится в исключительной компетенции Государственной Думы РФ. Следовательно, амнистия — это скорее государственно-правовой, чем уголовно-правовой акт. Несмотря на то, что статья об амнистии включена в Уголовный кодекс РФ, нет ни одного предписания Общей части Уголовного кодекса РФ, который был бы обязательным для акта амнистии. В частности, предписания последних не зависят от соответствующих норм Общей части Уголовного кодекса, устанавливающий различные виды освобождения от уголовной ответственности и наказания, снятия судимости и т. п. Акт об амнистии может содержать другие положения, не относящиеся к Уголовному кодексу.
Право объявить амнистию Государственной Думой предусмотрено ст. 103 Конституции РФ. В соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи Основного закона Государственная Дума по вопросам своего ведения, в том числе об объявлении амнистии, принимает постановления большинством голосов, если иное не предусмотрено Конституцией РФ.
Указанные нормы Конституции находят развитие в Регламенте Государственной Думы, в частности в гл. 23. В соответствии со ст. 181 и 182 настоящего раздела Регламента, решения об объявлении амнистии и порядке ее применения вносятся в Государственную Думу и рассматриваются ею в порядке, установленном Регламентом Государственной Думы, для внесения и рассмотрения счетов. После принятия постановлений об амнистии и порядка применения амнистии они подписываются Председателем Государственной Думы и подлежат официальному опубликованию в трехдневный срок.
Конституция не содержит запрета на принятие федерального закона, регулирующего порядок принятия акта об амнистии, порядок его применения, а также порядок изменения и дополнения таких актов. При этом законом могло быть предусмотрено, что Госдума в обязательном порядке принимает такие акты в трех чтениях. И после рассмотрения проекта постановления об амнистии и о порядке оформления акта амнистии в первом чтении направляет их в Генеральную прокуратуру РФ для соответствующего заключения, так как это, пожалуй, единственный государственный орган, на сегодняшний день осуществляющий столь широкий надзор, в том числе за органами, исполняющими амнистию, включая суды, с точки зрения законности их решений.
Литература:
- Конституция РФ от 12 июня 1993 г.
- Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г.
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г.
- Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г.
- Марогулова И. Л. Амнистия и помилование в российском законодательстве. М., 1998.
- Сергиевский Н. Д. Русское уголовное право. Часть общая. Пг., 1915. С. 386.
- Дурманов Н. Д. Советский уголовный закон. М., 1967. С. 36.
- Синцова Т. А. Амнистия и помилование в советском государственном праве. // Правоведение. 1969, N 6. С. 118.
- Лист Ф. Учебник уголовного права. Общая часть. М., 1903. С. 323.
- Тищенко К. М. Эффективность института помилования в уголовном праве: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1992. С. 12.
- Зельдова О. С. Роль амнистии в осуществлении советской уголовно — правовой политики. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1987. С. 15.
- Квашис В.Е. Амнистия и помилование по советскому праву: Дис. канд. юрид. наук. М., 1967. С. 64–65.