Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативной компетенции в средних классах школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (361) май 2021 г.

Дата публикации: 10.05.2021

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Магизова, Р. У. Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативной компетенции в средних классах школы / Р. У. Магизова, Н. Ж. Гумерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 292-293. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80851/ (дата обращения: 26.04.2024).



Изучение иностранных языков стало неотъемлемой частью современного образования. В связи с этим, современное образование требует формирование коммуникативных навыков уже на начальном этапе образования для того, чтобы на минимальном уровне понимать устную и письменную речь на английском языке. В условиях глобализации человек сталкивается с бесконечным потоком информации, которую нужно не только прочитать, но и осознать. Таким образом, сегодня одними из основных целей преподавания иностранных языков являются развитие коммуникативных навыков учащихся и обучение продуктивному чтению.

Новый ФГОС ООО (ред. от 11.12.2020) вводит понятие «смыслового чтения». Работа с текстом не должна сводиться к монотонной беседе о прочитанном материале, она должна быть оптимизирована под углубленное понимание учащимися содержания и формирование навыков успешной коммуникации в процессе работы с текстом [4, с.23–42].

«Успешный» читатель понимает суть прочитанного, знает, какую цель он преследует, читая отрывок (ознакомление, поиск информации или погружение в текст), какие знания он получит.

Деятельность речевого мышления зависит прежде всего от понимания содержания и смысла текста, процесс которых можно разделить на следующие этапы:

— идентификация содержания (смысловая нагрузка, тема текста, выявление главной и второстепенной информации, критическое восприятие прочитанного);

— осмысление прочитанного (анализ, ассоциативное и сравнительное восприятие, критическая оценка, обобщение);

— преобразование текста (сжатие, поиск и отбор необходимой информации) [1, с.134].

Раскроем цели каждого этапа:

1) перед прочтением текста на иностранном языке педагог должен заинтересовать учащихся, пробудить мотивацию к прочтению предложенного рассказа или отрывка;

2) в процессе чтения задачей педагог помогает учащимся понять содержание и смысл текста, подсказывает и направляет ход их мыслей, создает условия, которые помогут участвовать в обсуждении и удовлетворят недостаток лексического объема;

3) задача педагога обеспечить полноценное восприятие текста, научить высказывать свое мнение, анализировать, оценивать, сравнивать произведения, находить изученные языковые конструкции и грамматические структуры [5, с.86].

В зависимости от условий чтения учащийся должен обладать способностью к просмотровому чтению (skimming reading — избирательный поиск необходимой информации), ознакомительному чтению (fluent reading — частичное понимание содержания текста) и изучающему чтению (close reading — полноценное понимание содержания текста) [3, с.37].

Для осуществления коммуникативной деятельности через такой аспект как чтение, нужна реальная практическая подготовка. Иными словами, чтение в рамках урока по иностранному языку нельзя воспринимать как чтение в его понимании, необходимо каждую работу с текстом транслировать через коммуникативную деятельность. Не читать ради чтения, а читать ради практики и совершенствования коммуникативной компетенции [1, с. 232]. Для достижения данной цели педагогу приходится прибегать к различным методикам, постоянно меняя формат проведения занятий.

Рассмотрим вышеизложенные гипотезы на примере работы с рассказом американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери «The Fog Horn». На первом этапе работы с рассказом мы предложили учащимся порассуждать, какой сюжет можно прогнозировать по названию рассказа и показали иллюстрацию к тексту, на основе которой они могут проанализировать, о чем будет текст, как он будет эмоционально окрашен (грустный, комический, трагический и т. д.), кто может быть главным героем. Обсудив, выдвинув идеи, и даже поспорив, учащиеся хотят узнать, оправдаются ли их прогнозы — появляется мотивация и интерес к чтению предложенной истории.

Второй этап подразумевает начальное осмысление учащимися самостоятельно прочитанного текста. На данной стадии следует помочь учащимся, составив список слов и фраз, отсутствующих в их лексическом запасе и способных вызвать затруднение, например:

lighthouse — маяк

thick fog — густой, плотный туман

quiet — тихий

blow — свистеть

suddenly — вдруг

peacock’s tail — павлиний хвост

tower — башня

speaks in a monster voice — говорить голосом монстра.

Необходимо раздать подготовленные листы с данным списком слов и выражений учащимся и предложить им опираться на них в процессе чтения текста. На этом этапе учитель может спросить учащихся, что из того, что они обсудили, совпало.

Третий этап предполагает полноценное чтение с полным пониманием содержания. Здесь уместны приемы «комментированного чтения» и «диалога с автором». «Комментированное чтение» подразумевает помощь педагога в понимании текста в виде дополнений, пояснений и подсказок. Такой вид чтения помогает учащимся достигать понимания текста, не затрачивая ресурсы на поиск дополнительной информации, что благотворно сказывается не только на осмыслении текста, но и на поддержании мотивации и интереса. Более того, педагогу предоставляется возможность своевременно заострять внимание учащихся на важных моментах в ходе повествования.

«Диалог с автором» может происходить только при медленном чтении, детальном разборе каждого предложения и слов. Учащиеся должны вдумываться в каждый кусок информации, предугадывая, как события будут развиваться, какая атмосфера будет прослеживаться и почему автор использует те или иные слова. По ходу чтения читатель находит ответы в тексте, продолжая читать — повествование само подталкивает на ключи, и происходит так называемый «диалог с автором» [2, с.51].

После прочтения учителю необходимо побеседовать с учащимися, предложить им прочитать вслух понравившийся отрывок, объяснить, чем он им импонирует, что мы узнаем, прочитав его. Главная задача педагога при организации подобных занятиях — углубить знания учащихся, обеспечить полноценное понимание текста, способствовать формированию навыков коммуникации.

Технология продуктивного чтения, сформулированная профессором Н. Н. Светловской, помогает достичь результатов, описанных в новом ФГОС ООО, решить проблему эффективной работы с текстом и способствовать формированию универсальных учебных действий [5, с.46].

Невозможно не отметить преимущества технологии продуктивного чтения:

1) технологией может овладеть как специалист, так и начинающий педагог;

2) технология может быть подстроена под любой текст, (прозаический, поэтический) и под любой уровень владения языком;

3) технология подразумевает важность выражения учащимися своего мнения, оценки произведения, воспитание думающей и анализирующей личности;

4) технология представляет текст не как объект прочтения, а как объект смысловой нагрузки, то есть учащийся читает, чтобы осознать и применить полученную информацию [2, с.23].

Однако, есть недостатки в применении технологии продуктивного чтения, например, трудоемкая подготовка к занятию и временная ограниченность урока.

Итак, выяснив все нюансы использования технологии продуктивного чтения на уроках иностранного языка, можно сделать вывод, что данная технология позволяет всесторонне использовать и прорабатывать аспект чтения, продуктивно применять работу с текстом для формирования коммуникативной компетенции. Задача педагога — правильно организовать этапы работы с текстом и помочь учащимся выстроить успешную коммуникативную деятельность.

Литература:

  1. Бим И. Л., Миролюбов А. А., Гальскова Н. Д. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность: коллективная монография. Титул, 2010. — 462 с.
  2. Бунеева Е. В., Чиндилова О. В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста. — М.: Баласс, 2014. — 43 с.
  3. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Высшая школа, 1981. — 138 с.
  4. Сапа А. В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования. — Эксперимент и инновации в школе, 2014. — № 5 — с.23–42
  5. Светловская Н. Н. Введение в науку о читателе. — М.: МГПУ, 2003. — 180 с.
  6. Bradbury R. The Illustrated Man. — House Publishing Group, 2003. — 192 p.
Основные термины (генерируются автоматически): продуктивное чтение, учащийся, текст, иностранный язык, задача педагога, коммуникативная деятельность, коммуникативная компетенция, необходимая информация, смысловая нагрузка, современное образование.


Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетенции при изучении...

Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам означает формирование у школьников коммуникативной компетенции языковой, разговорной, практической, социально лингвистической и мыслительной, когда ученик готов использовать иностранный язык как

− Благодаря своей универсальности, гибкости и практичности, коммуникативный подход остается в...

Современные подходы в формировании коммуникативной...

Современные подходы в формировании коммуникативной компетенции будущего преподавателя иностранного языка.

коммуникативная компетенция, способность, компетенция, язык, профессиональная деятельность, коммуникативное намерение

иностранный язык, английский язык, учебный процесс, язык, коммуникативная направленность, метод...

Развитие коммуникативной компетенции в условиях обновления...

Задача современного педагога — способствовать раскрытию способностей ребенка, его

Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

В современном мире всё большую роль играет умение людей взаимодействовать...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

иностранный язык, коммуникативный подход, обучение, учащийся, язык, учитель, коммуникативное обучение, коммуникативная компетенция, английский язык, процесс обучения. Современное обучение иностранным языкам с использованием...

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении...

Использование современных педагогических методов...

Основные термины (генерируются автоматически): иноязычная коммуникативная компетенция, иностранный язык, речевая деятельность, ролевая игра, метод проектов, метод дебатов, обучающийся, умение, активная мыслительная деятельность, английский язык.

активный метод обучения, учебный процесс, игра, ученик, учащийся, проблемная ситуация...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных...

Супрунов, С. Е. Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных языков / С. Е. Супрунов.

иностранный язык, метод проектов, коммуникативная компетенция, интерактивный метод обучения, умение, иноязычное общение, человеческая деятельность

Коммуникативное обучение иностранному языку и его... иностранный язык, коммуникативный подход...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как...

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе, а также описан ряд универсальных способов ее развития с...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения коммуникации

В конце 40-х гг. прошлого столетия в нашей стране...

Использование ИКТ для формирования коммуникативной...

В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Использование ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства

- Если удаётся записать аудиотекст из Интернета, то организую работу с...

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетенции при изучении...

Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам означает формирование у школьников коммуникативной компетенции языковой, разговорной, практической, социально лингвистической и мыслительной, когда ученик готов использовать иностранный язык как

− Благодаря своей универсальности, гибкости и практичности, коммуникативный подход остается в...

Современные подходы в формировании коммуникативной...

Современные подходы в формировании коммуникативной компетенции будущего преподавателя иностранного языка.

коммуникативная компетенция, способность, компетенция, язык, профессиональная деятельность, коммуникативное намерение

иностранный язык, английский язык, учебный процесс, язык, коммуникативная направленность, метод...

Развитие коммуникативной компетенции в условиях обновления...

Задача современного педагога — способствовать раскрытию способностей ребенка, его

Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

В современном мире всё большую роль играет умение людей взаимодействовать...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

иностранный язык, коммуникативный подход, обучение, учащийся, язык, учитель, коммуникативное обучение, коммуникативная компетенция, английский язык, процесс обучения. Современное обучение иностранным языкам с использованием...

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении...

Использование современных педагогических методов...

Основные термины (генерируются автоматически): иноязычная коммуникативная компетенция, иностранный язык, речевая деятельность, ролевая игра, метод проектов, метод дебатов, обучающийся, умение, активная мыслительная деятельность, английский язык.

активный метод обучения, учебный процесс, игра, ученик, учащийся, проблемная ситуация...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных...

Супрунов, С. Е. Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных языков / С. Е. Супрунов.

иностранный язык, метод проектов, коммуникативная компетенция, интерактивный метод обучения, умение, иноязычное общение, человеческая деятельность

Коммуникативное обучение иностранному языку и его... иностранный язык, коммуникативный подход...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как...

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе, а также описан ряд универсальных способов ее развития с...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения коммуникации

В конце 40-х гг. прошлого столетия в нашей стране...

Использование ИКТ для формирования коммуникативной...

В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Использование ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства

- Если удаётся записать аудиотекст из Интернета, то организую работу с...

Задать вопрос