Детерминанты российской ювенальной преступности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (361) май 2021 г.

Дата публикации: 05.05.2021

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Ефимова, О. А. Детерминанты российской ювенальной преступности / О. А. Ефимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80744/ (дата обращения: 27.01.2022).



Данная статья посвящена определению основных причин, способствующих возникновению у несовершеннолетних желания совершать антиобщественные деяния в современных российских реалиях. В рамках анализа основных детерминант ювенальной преступности автором сделан вывод о существенном влиянии в последние годы интернет-пространства на формировании делинквентности у молодого поколения.

Ключевые слова: несовершеннолетние, преступность, детерминанты, криминология, делинквентность.

В соответствии с обновленной Конституцией России от 2020 года дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим [1, ст. 67.1]. Таким образом, на государственной основе ставится приоритет защиты несовершеннолетних и их социализации с целью уменьшения факторов, влияющих на формирование негативного (асоциального) поведения в обществе.

Преступность несовершеннолетних является одной из серьезнейших проблем современного общества, заслуживающая в настоящее время самого пристального внимания со стороны государственных и негосударственных учреждений, правоохранительных органов и экспертов в области криминологии и уголовного права. Изучение первопричин подростковой преступности позволит более успешно проводить прогнозирование и осуществлять противодействие ей.

Детерминанты преступности представлены в современной криминологической литературе как закономерная взаимосвязь и причинная обусловленность формирования преступного поведения у человека [6, с. 212]. Проще говоря, это такие внутренние и внешние первопричины, которые формируют у субъекта совершать общественно опасные деяния. Детерминация преступной активности не достигших совершеннолетия лиц раскрыта как разносторонний процесс в исследованиях: Р. А. Баймурзаевой, А. И. Долговой, Е. В. Демидовы — Петровы, В. Д. Ермакова, Н. И. Крюковой, Н. В. Машинской, Г. М. Миньковского, Б. А. Плюснина, Г. М. Погореловой, А. Б. Сахарова, С. Т. Сулеймановой, А. П. Тузова, О. В. Шляпниковой и др.

Как обоснованно утверждает Ветошкин С. А., доктор педагогических наук, преступность несовершеннолетних черпает свои причины как во внешней среде: негативные социальные условия оказывают непосредственное влияние на формирование асоциальных качеств, мотивирующих на преступление, так и в биологических, психологических и морально — этических критериях личности [3, с. 44].

Эту же концепцию поддерживает и известный в научных кругах специалист по ювенальной преступности Демидова-Петрова Е. В. Однако, помимо внешних причин зарождения преступного поведения у несформировавшегося лица она указывает на особенности и высокую степень корреляции делинквентного поведения и внутренних детерминант [4, с. 23]. Более подробно стоит раскрыть содержание внешних и внутренних детерминант. Представляется, что при рассмотрении данного вопроса следует опираться на такие криминологические категории как макро- и микросреда существования индивидуума.

Как подчеркивают Бурлаков В. Н., Кропачев Н. М., весь окружающий мир в контексте формирования личности делинквента можно условно разделить на два уровня — макро и микроуровень. К макроуровню относят те явления, которые характеризуют состояние общественных отношений, характерных для данного периода времени (социально — экономическая система в целом), например: уровень экономической удовлетворенности населения, эффективность управленческой деятельности, правая культура. Под микросредой понимается та часть широкой социальной среды, с которой индивид поддерживает прямые и непосредственные контакты. Это семья, трудовой коллектив, дружеское окружение [2, с. 109].

Следует констатировать, что на сегодняшний день в Российской Федерации большее влияние на формирование личности ювенального преступника оказывает именно микросреда. Ей принадлежит особая роль, поскольку она оказывает наиболее активное воздействие на формирование личности, морально — ценностных установок ребенка. Для криминологического изучения репродукции делинквентности наибольший интерес представляет семейно-бытовая обстановка в жизни несовершеннолетнего.

По негласной и официальной статистике именно в результате семейных конфликтов, недостатка воспитательной работы со стороны родителей многие дети становятся подвержены риску асоциального поведения. Таким способом лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, выражают свой протест против сложившейся негативной обстановки, ищут поддержку среди более старших товарищей, которые нередко вовлекают их в совершение преступлений. В качестве примера стоит вспомнить середину 90-х — начало 2000-х годов, когда в стране было огромное количество беспризорников, регулярно совершавших правонарушения и преступления.

У многих подростков на фоне различных стрессов, давления со стороны родителей и школы, высоких запросов общества появляются психические расстройства, деформирующие моральные установки по поводу того, что преступление — это плохо. Хотя этот фактор и не является наиболее распространенным, он имеет место. Сдвиг в формировании личностных установок также происходит на фоне высокой интегрированности современной молодежи в медиа пространстве, где помимо пользы много и негативных вещей — демонстрация насилия, употребления алкоголя и психотропных веществ, пропаганда религиозной и межнациональной вражды и мн. др. [5, с. 53]. Зачастую родители в принципе не знают, чем занимаются их дети в сети Интернет, не используют систему родительского контроля на устройствах выхода в мировую сеть.

В рамках семейно-бытовой причины преступности несовершеннолетних следует отметить три возможных варианта поведения родителей, которые так или иначе влияют на становление делинквентности у ребенка. Во-первых, если родители не выполняют возложенную на них обязанность по воспитанию своих детей, не контролируют их досуг и получение образования; во-вторых, если родители пытаются контролировать досуг своих отпрысков, но по каким — либо причинам, например, из — за интенсивности работы, не могут в полной мере участвовать в воспитательном процессе (ребенок в данном случае отдан сам себе); в-третьих, если родители слишком балуют детей, потакают всем капризам, то есть создают «тепличные условия», освобождающих от каких-либо обязанностей — это вызывает потребительское отношение ко всему, бездельничеству, нон-конформизму.

Подводя итог, следует отметить, что детерминант преступности среди несовершеннолетних существует большое количество. Многими авторами они делятся на области, группы, подгруппы и так далее. Современные криминологи находят новые причинно-следственные связи этого негативного социального явления. Например, в последние годы в работах ученых встречается мнение о прямой зависимости формирования личности преступника и интернет — пространства. Все детерминанты ювенальной преступности условно можно разделить на внешние и внутренние. Внешние детерминанты формируются под воздействием макросреды ребенка, внутренние связаны с прямым воздействием негативных установок, получаемых несовершеннолетним в условиях его микросреды. В первую очередь, влияние микросреды проявляется через семью. В семье, как виде социальной микросреды, человек получает первоначальные знания об окружающем мире, представления о нормах поведения, подвергается первым воспитательным влияниям и делает первые шаги как личность.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). М.: Аст. 2020. 64 с.
  2. Бурлаков В. Н., Кропачев Н. М. Криминология: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер. 2013. 304 с.
  3. Ветошкин С. А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт. 2019. 242 с.
  4. Демидова-Петрова Е. В. Преступность несовершеннолетних в современной России: теоретико-методологические и прикладные проблемы ее познания и предупреждения: автореф. дис…канд. юрид. наук: спец. 12.00.08/ Е. В. Демидова — Петрова; Казанский юридический институт Министерства Внутренних Дел Российской Федерации — Казань, 2019. — 52 с.
  5. Демидова-Петрова Е. В. Преступность несовершеннолетних в аспекте взаимодействия социальной среды и личности: монография. Казань: КЮИ. 2014. 287 с.
  6. Капинус О. С. Криминология 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры. М.: Юрайт. 2019. 1132 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детерминант, детерминант преступности, окружающий мир, преступное поведение, ребенок, сторона родителей, формирование личности, ювенальная преступность.


Задать вопрос