Структура и направления деятельности прокуратуры Республики Казахстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (361) май 2021 г.

Дата публикации: 06.05.2021

Статья просмотрена: 232 раза

Библиографическое описание:

Олжабаев, Б. Х. Структура и направления деятельности прокуратуры Республики Казахстан / Б. Х. Олжабаев, И. Е. Жумалин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 230-234. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80743/ (дата обращения: 19.01.2022).



В статье авторы отражают структуру организации и специфику деятельности органов прокуратуры РК по основным направлениям надзора, раскрывают роль прокуратуры в механизме государственного управления.

Ключевые слова: прокуратура, государственный орган, надзор.

Прокуратура является специальным государственным органом, функциями которой, является возбуждение уголовных дел, поддержание обвинения, представительство интересов государства в судебном процессе.

Прокуратура представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование [1].

Систему прокуратуры формируют Генеральная прокуратура, прокуратуры областей, прокуратуры городов республиканского значения и столицы Республики, межрайонные, районные, городские и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры.

На должность Генерального прокурора назначается и освобождается Президентом Республики Казахстан.

Как правило, человек, назначенный на эту должность, исполняет свои обязанности в течение пяти лет. Также действующий Генеральный прокурор имеет специальные привилегии в виде: не подвергается задержанию, домашнего ареста, приводу, административного взыскания, за исключением особых случаев.

В обязанности прокурора входит проверка и контроль нарушений, сбор сведений от граждан, должностных лиц, показаний в рамках Законодательства.

После окончания проверочных работ прокурор оформлять протест, предписание, прервать действие незаконного акта, предъявлять административное и дисциплинарное взыскания, привлекать к закону помимо физических и юридических лиц, но и производства. Проводит контроль по возмещению нанесенного материального ущерба истцу, защищает права и интересы юридических и физических лиц. Следит за соблюдением законов и интересов государства, снимает и отменяет наложенные запреты на должностные лица и органов [2].

Предметом надзора за оперативно-розыскной деятельностью является соблюдение прав и свобод человека и гражданина в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий органами и должностными лицами, правомочных осуществлять данную деятельность (в частности органы внутренних дел Республики Казахстан). Содержание и предмет надзора за законностью следствия и дознания составляет надзор прокурором за законностью актов и деятельностью органов дознания и следствия, соблюдением установленного законодательством порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях проведения расследования [3].

Органы прокуратуры проводят контроль и надзор соблюдения законов, внесенных в Конституцию Республики Казахстан.

Генеральным прокурором формируется и возглавляется коллегия, состоящих из сотрудников органов прокуратуры. Коллегия является совещательным органом, ее решения реализуются приказами Генерального Прокурора.

Приказ Генерального прокурора РК руководящего характера определяет стратегическую линию по осуществлению надзора за исполнением законов в определенной отрасли надзора или в каком-либо направлении деятельности органов прокуратуры [4].

Генеральный прокурор издает Указание, для воздействия в приказной форме на какой-либо определенный участок деятельности прокурора. Для немедленного исполнения каких-либо манипуляций прокурором и следователем издается Распоряжение.

Органы прокуратуры через подразделения Комитета по правовой статистике и специальным учетам осуществляют формирование правовой статистики и ведение специальных учетов. Повышением квалификации сотрудников органов прокуратуры и проведение научной деятельности занимается Институт при Генеральной прокуратуре [5].

Вторым звеном органов прокуратуры являются прокуратуры областей, городов Нур-Султан и Алматы, а также специализированные прокуратуры на правах прокуратур областей. Прокуратуры областей и приравненные к ним прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, назначаемыми с согласия Президента Республики Генеральным Прокурором. Прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры имеют первых заместителей и заместителей, старших помощников и помощников. Заместители прокуроров областей могут быть назначены начальниками соответствующих управлений областных прокуратур. В прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах имеются управления и отделы. Начальники управлений и отделов соответственно являются старшими помощниками и помощниками прокуроров областей. В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров [6].

Следующим основным звеном органов прокуратуры являются прокуратуры городов и районов, приравненных к ним военные и иные специализированные прокуратуры, возглавляемые соответствующими прокурорами, назначаемыми Генеральным Прокурором Республики Казахстан. Городские, районные и приравненные к ним прокуроры имеют заместителей, старших помощников и помощников. Специализированные прокуратуры руководствуются теми же законами, что и территориальные прокуратуры, выполняют общие для всех органов прокуратуры задачи, с разницей, что их деятельность ограничивается специальными объектами или отдельными отраслями прокурорского надзора [7].

Как почти каждая система государственных органов, система органов прокуратуры показана в виде совокупности смежных между собой органов, составляющих единое целое. Вспомогательную систему составляют: делопроизводство, организация и ведение учета, отчетности, систематизация законодательства, материально-технического и финансового обеспечения.

На нынешний период работа прокуратуры совместно с другими правоохранительными органами направлена на решение в плане социально-экономических вопросов Республики Казахстан [8].

В организационной деятельности органов прокуратуры всех уровней, любого прокурорского работника центральное место занимает совершенствование стиля, форм и методов осуществления прокурорского надзора и управления им.

Важным элементом системы сдержек и противовесов в государстве, с президентской формой правления наряду с Конституционным Советом является прокуратура.

Конституция РК определяет прокурорский надзор как высший, осуществляемый от имени государства, его верховной власти. Высший надзор обеспечивает приоритет общегосударственных интересов над местными и ведомственными [9].

Конституция РК определяет прокурорский надзор как высший, осуществляемый от имени государства, его верховной власти. Высший надзор обеспечивает приоритет общегосударственных интересов над местными и ведомственными. Структура прокуратуры Республики Казахстан показана на рис. 1.

Структура прокуратуры Республики Казахстан

Рис. 1. Структура прокуратуры Республики Казахстан

Для контроля текущих дел, обращений прокуратура использует специальную базу данных — Единая информационно-аналитическая система органов прокуратуры (ЕИАС) «Кадагалау». База позволяет просматривать состояние любого обращения.

Нами был произведен мониторинг организации деятельности прокуратуры. Генеральная прокуратура провела учет преступлений за каждый первый квартал 2018–2020гг., представлен на рис. 2.

Учет совершенных преступлений за каждый 1квартал 2018–2020гг.

Рис. 2. Учет совершенных преступлений за каждый 1квартал 2018–2020гг.

По этим данным можно проследить снижение роста преступности.

Также провели статистику преступности по областям за первый квартал 2019 и 2020гг., показан на рис. 3.

Уровень преступности на 10000 населения

Рис. 3. Уровень преступности на 10000 населения

При этом рост преступности наблюдается в крупных городах таких как Алматы, Шымкент, Нур-Султан.

Низкий уровень преступности можно проследить в Туркестанской области [10].

Но, несмотря на положительную статистику на текущий период, не радует динамика особо тяжких преступлений в Казахстане, представлен на рис. 4.

Статистика особо тяжких преступлений за 2019 и 2020 гг.

Рис. 4. Статистика особо тяжких преступлений за 2019 и 2020 гг.

Как мы выяснили, причины такого роста преступности явилось безработица в следствие сокращения работников после введения карантина. COVID-19 повлияло не только в экономическом плане, но также в психологическом на граждан. Введение карантина коснулось эмоционально-уязвимую часть населения. Граждане оказались не готовы к усилению режима карантина, что вызвало у некоторых людей агрессию.

Считаем целесообразным продление сроков рассмотрения дел, обращений для более качественной работы.

А также увеличение штата сотрудников для ускорения процесса расследований. Работа в правоохранительных органах считается ответственной и стрессовой. В связи с этим рекомендуем включить в штат на постоянной основе психолога.

Вывод: проводя реформы над органами прокуратуры нужно уравновесить власть в государственном механизме на основе сдержек, противовесов и контроля, что и предполагает наличие прокуратуры — государственного органа, способного быстро и реально содействовать всем ветвям власти.

Прокуратура должна оказывать поддержку в исполнении не помимо законов, но и судебных решений, а как государственный институт высшего надзора за законностью, также выполнять координирующие функции в системе правоохранительных органов. Также необходимо сохранить прокуратуру как самостоятельный институт. Прокурорский надзор в правовом государстве должен стать важным звеном в многоканальной системе обеспечения законности, укрепления правопорядка и реального осуществления конституционных гарантий.

Литература:

  1. Акпарова Р. Н. Органы прокураутры Республики Казахстан. Алматы, 2000 г.
  2. Журсимбаев С. К. “Прокурорский надзор в РК” Учебник. Алматы,2003 г.
  3. Сборник нормативных правовых актов “О Прокуратуре РК”. Составитель: Бахтыбаев И. Ж.
  4. Косоплечев Н. П. и др. “Роль прокурора в организации предупреждения преступлений”. 1990 г.
  5. Нарикбаев М. С., Утибаев Г. К., Алиев М. А. “Прокурорский надзор в Республике Казахстан”. Учебник. Алматы, 2002 г.
  6. Туякбаев Ж. А. “Развитие прокуратуры Казахстана в период государственно-правовой реформы”. Алмазы. 1997 г.
  7. Толеубекова Б. Х. “Уголовно- процессуальное право РК”, Алматы, 1998г.
  8. Толеубекова Б. Х.., Халиков К. Х., Нуралиева А. С., Тыныбеков С. Т. Уголовно-процессуальное право Республики Казахстан. Часть Общая: Академический курс Книга первая. Алматы: ТОО Издательская компания “НАS”, 2004.
  9. Толеубекова Б. Х.., Халиков К. Х., Нуралиева А. С., Тыныбеков С. Т. Уголовно-процессуальное право Республики Казахстан. Часть Общая: Академический курс Книга вторая Алматы: ТОО Издательская компания. “НАS”, 2004.
  10. https://turantimes.kz/obschestvo/14923-nazvany-regiony-kazahstana-s-naibolee-vysokim-uroven-prestupnosti.htmlь [Электронный ресурс]
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, Генеральный Прокурор, прокуратура, прокуратура областей, прокурорский надзор, орган прокуратуры, высший надзор, генеральная прокуратура, верховная власть, государственный орган.


Задать вопрос