В статье рассматривается коммуникативная компетенция как одно из приоритетных направлений подготовки конкурентоспособных и высококвалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям рынка труда, учебные задачи, коммуникация.
Ключевые слова: компетентностный подход, коммуникация, коммуникативная компетенция, учебная задача.
The article considers communicative competence as one of the priority areas of training competitive and highly qualified personnel that meet the modern requirements of the labor market, educational tasks, communication.
Keywords: competence-based approach, communication, communicative competence, educational task.
В условиях становления нового технологического уклада инновационной экономики России обуславливает необходимость модернизации профессионального образования. Главной задачей российского государства становится подготовка специалистов, способных к успешной адаптации в быстро меняющихся условиях профессиональной деятельности. Следовательно, модернизация образовательного процесса в современных профессиональных образовательных организациях связана с формированием современных образовательных результатов, обеспечивающих конкурентоспособность выпускника на рынке труда. У современных выпускников вузов недостаточно сформированы ключевые компетенции, в том числе коммуникативные, подготовка компетентных специалистов должна осуществляться в процессе активного интеллектуально-коммуникативного взаимодействия.
Приоритетным направлением современного профессионального образования является ориентация процесса обучения на формирование компетенций студентов, ведущей среди которых, согласно ФГОС, является коммуникативная. В контексте коммуникативно-ориентированного обучения перед преподавателем должна стоять задача научить студентов не просто общению, а интеллектуальному общению, в процессе которого они способны самостоятельно выстраивать коммуникативный диалог, оперативно мыслить, анализировать, оперировать профессиональными терминами, структурировать и интерпретировать информацию. Главной задачей в содержании профессионального образования является разработка новых научных основ педагогического процесса, обеспечивающих подготовку компетентного специалиста, способного эффективно решать поставленные практико-ориентированные задачи [1].
Результатом компетентностного подхода является формирование компетенций — целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности и личной ответственности обучающихся. После окончания учебного заведения студентам предстоит начать свою профессиональную карьеру, и развитие коммуникативной компетенции в процессе обучения позволит им соответствовать требованиям работодателя в отношении коммуникативной составляющей будущего сотрудника.
Понятие «коммуникация» трактуется не только как «взаимодействие субъектов, в процессе которого происходит обмен информацией и устанавливаются межличностные связи» [3], но и как сотрудничество. Следовательно, коммуникативные действия, совершаемые участниками процесса обучения, направлены на учет позиции собеседника либо партнера по коммуникации, а также на согласование действий в совместной деятельности для достижения общей цели.
Наиболее точное определение коммуникативной компетенции принадлежит И. А. Зимней, которая характеризует данное явление как «способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность, реализуя коммуникативное речевое поведение на основе фонологических, лексико-грамматических, социолингвистических, предметных и страноведческих знаний, навыков и умений, в соответствии с различными задачами и ситуациями общения в рамках той или иной сферы общения» [2, с.219].
В настоящее время задачный подход к построению содержания образования, сформировавшийся в отечественной педагогике, считается основополагающим. В условиях компетентностного подхода стала актуальной проблематика методологического обоснования, разработок и применения учебных задач в профессиональном образовании. Согласно логике построения ФГОС, требования к уровню подготовки выпускников конкретизируют цели образования как ожидаемые результаты. Перечень формируемых компетенций согласован с требованиями, предъявляемыми к выпускникам работодателями [3].
Содержание профессиональных задач, определяющих основное содержание формируемых компетенций в стандартах высшего образования, позволяет говорить о профессиональных коммуникативных компетенциях, обеспечивающих способность решать средствами речевой коммуникации профессиональные задачи. Все виды профессиональной деятельности, к которым готовятся будущие выпускники, предполагают владение коммуникативной компетенцией [1].
Участие в решении учебных задач дают будущему специалисту возможность более ясно представить цель своей профессиональной деятельности.
Литература:
- Захарченко Н. В. Формирование коммуникативной компетенции студентов педагогического вуза. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/333865763/?page=6&*=CLjo7T7gY6eoVB0HXwRwTQ0tFjl7InVybCI6InlhLW1haWw6Ly8xNzU2NDAzODU0Njc0NTg5MDEvMS4yIiwidGl0bGUiOiIwMlBETU41MTcucGRmIiwibm9pZnJhbWUiOmZhbHNlLCJ1aWQiOiIzMzM4NjU3NjMiLCJ0cyI6MTYxOTM4OTA4MTM2NiwieXUiOiI5NjU5Mzk1MTIxNTc1MzcwNzE2In0 %3D (Дата обращения: 22.04.2021).
- Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку/ И. А. Зимняя. — М.: Русский язык, 1989. — 219 с.
- Тесленко, В. И. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание: монография / В. И. Тесленко, С. В. Латынцев. — Красноярск: ГПУ 2007–255 с.: ил., табл. — ISBN 978–5–85981–226–4.