Формирование коммуникативной компетенции студентов профессиональных образовательных организаций средствами учебных задач | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 02.05.2021

Статья просмотрена: 155 раз

Библиографическое описание:

Хасанова, Д. В. Формирование коммуникативной компетенции студентов профессиональных образовательных организаций средствами учебных задач / Д. В. Хасанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 362-364. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80646/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье рассматривается коммуникативная компетенция как одно из приоритетных направлений подготовки конкурентоспособных и высококвалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям рынка труда, учебные задачи, коммуникация.

Ключевые слова: компетентностный подход, коммуникация, коммуникативная компетенция, учебная задача.

The article considers communicative competence as one of the priority areas of training competitive and highly qualified personnel that meet the modern requirements of the labor market, educational tasks, communication.

Keywords: competence-based approach, communication, communicative competence, educational task.

В условиях становления нового технологического уклада инновационной экономики России обуславливает необходимость модернизации профессионального образования. Главной задачей российского государства становится подготовка специалистов, способных к успешной адаптации в быстро меняющихся условиях профессиональной деятельности. Следовательно, модернизация образовательного процесса в современных профессиональных образовательных организациях связана с формированием современных образовательных результатов, обеспечивающих конкурентоспособность выпускника на рынке труда. У современных выпускников вузов недостаточно сформированы ключевые компетенции, в том числе коммуникативные, подготовка компетентных специалистов должна осуществляться в процессе активного интеллектуально-коммуникативного взаимодействия.

Приоритетным направлением современного профессионального образования является ориентация процесса обучения на формирование компетенций студентов, ведущей среди которых, согласно ФГОС, является коммуникативная. В контексте коммуникативно-ориентированного обучения перед преподавателем должна стоять задача научить студентов не просто общению, а интеллектуальному общению, в процессе которого они способны самостоятельно выстраивать коммуникативный диалог, оперативно мыслить, анализировать, оперировать профессиональными терминами, структурировать и интерпретировать информацию. Главной задачей в содержании профессионального образования является разработка новых научных основ педагогического процесса, обеспечивающих подготовку компетентного специалиста, способного эффективно решать поставленные практико-ориентированные задачи [1].

Результатом компетентностного подхода является формирование компетенций — целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности и личной ответственности обучающихся. После окончания учебного заведения студентам предстоит начать свою профессиональную карьеру, и развитие коммуникативной компетенции в процессе обучения позволит им соответствовать требованиям работодателя в отношении коммуникативной составляющей будущего сотрудника.

Понятие «коммуникация» трактуется не только как «взаимодействие субъектов, в процессе которого происходит обмен информацией и устанавливаются межличностные связи» [3], но и как сотрудничество. Следовательно, коммуникативные действия, совершаемые участниками процесса обучения, направлены на учет позиции собеседника либо партнера по коммуникации, а также на согласование действий в совместной деятельности для достижения общей цели.

Наиболее точное определение коммуникативной компетенции принадлежит И. А. Зимней, которая характеризует данное явление как «способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность, реализуя коммуникативное речевое поведение на основе фонологических, лексико-грамматических, социолингвистических, предметных и страноведческих знаний, навыков и умений, в соответствии с различными задачами и ситуациями общения в рамках той или иной сферы общения» [2, с.219].

В настоящее время задачный подход к построению содержания образования, сформировавшийся в отечественной педагогике, считается основополагающим. В условиях компетентностного подхода стала актуальной проблематика методологического обоснования, разработок и применения учебных задач в профессиональном образовании. Согласно логике построения ФГОС, требования к уровню подготовки выпускников конкретизируют цели образования как ожидаемые результаты. Перечень формируемых компетенций согласован с требованиями, предъявляемыми к выпускникам работодателями [3].

Содержание профессиональных задач, определяющих основное содержание формируемых компетенций в стандартах высшего образования, позволяет говорить о профессиональных коммуникативных компетенциях, обеспечивающих способность решать средствами речевой коммуникации профессиональные задачи. Все виды профессиональной деятельности, к которым готовятся будущие выпускники, предполагают владение коммуникативной компетенцией [1].

Участие в решении учебных задач дают будущему специалисту возможность более ясно представить цель своей профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Захарченко Н. В. Формирование коммуникативной компетенции студентов педагогического вуза. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/333865763/?page=6&*=CLjo7T7gY6eoVB0HXwRwTQ0tFjl7InVybCI6InlhLW1haWw6Ly8xNzU2NDAzODU0Njc0NTg5MDEvMS4yIiwidGl0bGUiOiIwMlBETU41MTcucGRmIiwibm9pZnJhbWUiOmZhbHNlLCJ1aWQiOiIzMzM4NjU3NjMiLCJ0cyI6MTYxOTM4OTA4MTM2NiwieXUiOiI5NjU5Mzk1MTIxNTc1MzcwNzE2In0 %3D (Дата обращения: 22.04.2021).
  2. Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку/ И. А. Зимняя. — М.: Русский язык, 1989. — 219 с.
  3. Тесленко, В. И. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание: монография / В. И. Тесленко, С. В. Латынцев. — Красноярск: ГПУ 2007–255 с.: ил., табл. — ISBN 978–5–85981–226–4.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетенция, задача, профессиональная деятельность, профессиональное образование, главная задача.


Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка

В данной статье рассматриваются методы и приемы, способствующие активизации коммуникативных технологий и их использование в образовательном процессе.

Формирование коммуникативных умений у студентов в образовательном процессе

Рассматривается сущность проектной деятельности, как одного из способов стимулирования личностного роста и социального становления человека. Анализируется принцип и условия организации проектной деятельности при работе со студентами.

Ситуационные задачи как средство формирования профессиональных компетенций студентов

В статье рассматривается роль ситуационных задач в практическом обучении студентов, также описывается роль практико-ориентированных заданий в процессе формирования профессиональных компетенций обучающегося.

Проектно-исследовательская деятельность как условие формирования гражданской идентичности студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для формирования гражданской идентичности. Представлен опыт участия обучающихся профессионального образования в инициации и внедрении технических, исследовател...

Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя

В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Подготовка студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся в условиях глобального общества

В статье исследуется проблема подготовки студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся, как способа гармонизации межнациональных отношений. Описываются основные психолого-педагогические условия развити...

Некоторые направления совершенствования профессиональной подготовки магистров образования

В статье особое внимание уделяется проблеме совершенствования профессиональной подготовки магистров образования: формирование их профессиональной компетентности. Перспективным направлением решения указанной проблемы является разработка специальных ин...

Информационно-коммуникационные образовательные технологии в реализации проектной деятельности

В ходе данного исследования автор рассматривает теоретические аспекты и современные требования к образовательному процессу, с учетом использования информационно-коммуникационных образовательных технологий в реализации проектной деятельности,

Условия обеспечения эффективной подготовки будущих педагогов к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки будущих учителей к развитию творческой активности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Описываются полученные экспериментальные данные по определению творческих и креативных способностей студентов.

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка

В данной статье рассматриваются методы и приемы, способствующие активизации коммуникативных технологий и их использование в образовательном процессе.

Формирование коммуникативных умений у студентов в образовательном процессе

Рассматривается сущность проектной деятельности, как одного из способов стимулирования личностного роста и социального становления человека. Анализируется принцип и условия организации проектной деятельности при работе со студентами.

Ситуационные задачи как средство формирования профессиональных компетенций студентов

В статье рассматривается роль ситуационных задач в практическом обучении студентов, также описывается роль практико-ориентированных заданий в процессе формирования профессиональных компетенций обучающегося.

Проектно-исследовательская деятельность как условие формирования гражданской идентичности студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для формирования гражданской идентичности. Представлен опыт участия обучающихся профессионального образования в инициации и внедрении технических, исследовател...

Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя

В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Подготовка студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся в условиях глобального общества

В статье исследуется проблема подготовки студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся, как способа гармонизации межнациональных отношений. Описываются основные психолого-педагогические условия развити...

Некоторые направления совершенствования профессиональной подготовки магистров образования

В статье особое внимание уделяется проблеме совершенствования профессиональной подготовки магистров образования: формирование их профессиональной компетентности. Перспективным направлением решения указанной проблемы является разработка специальных ин...

Информационно-коммуникационные образовательные технологии в реализации проектной деятельности

В ходе данного исследования автор рассматривает теоретические аспекты и современные требования к образовательному процессу, с учетом использования информационно-коммуникационных образовательных технологий в реализации проектной деятельности,

Условия обеспечения эффективной подготовки будущих педагогов к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки будущих учителей к развитию творческой активности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Описываются полученные экспериментальные данные по определению творческих и креативных способностей студентов.

Задать вопрос