Проблема интерпретации гуманитарного знания на примере понятия «патриотизм» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №16 (358) апрель 2021 г.

Дата публикации: 18.04.2021

Статья просмотрена: 318 раз

Библиографическое описание:

Пигулевская, В. В. Проблема интерпретации гуманитарного знания на примере понятия «патриотизм» / В. В. Пигулевская, М. Ю. Шонин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 356-360. — URL: https://moluch.ru/archive/358/80150/ (дата обращения: 16.12.2024).



Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, преобразовывать его моральные и мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию в структуре каждой личности умений ориентироваться в мире, в смысле происходящего в нем. Его специфика подразумевает взгляд, осуществляющийся не с идеального места объективного наблюдателя, а с позиции собственных, зачастую, множественных установок и взглядов личности. Подобное обстоятельство явно демонстрирует неоднозначность данного знания и ставит перед нами задачу поиска методов его интерпретации.

Ключевые слова: патриотизм, контент-анализ, гуманитарное знание, существенные признаки.

В процессе многовековой истории существования человечества удалось сформировать обширный набор знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, системе умений и навыков, творческой деятельности, опыте и нормах эмоционально волевого отношения к миру, культуре и т.д. Эти знания условно можно поделить на гуманитарные и естественнонаучные.

Согласно В.В. Ильину, гуманитарное знание — это «знание о собственно человеческом в человеке, что сосуществует в нем вместе и наряду с его физическими, физиологическими и прочими натуралистическими определениями» [3, с. 24]. Носителями гуманитарного знания являются многие изучаемые науки — история, психология, политология и другие. К их числу относится и социология. Одно из базовых понятий социологии является патриотизм.

На его необходимость в жизнедеятельности любого человека указывает множество текстовых источников. Так Т.Р. Лыкова полагает, что патриотизм «представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей» [2, с. 779].

Вместе с тем, принимая во внимание, что патриотизм является приобретенным качеством, то для его качественного развития в структуре личности человека необходима более тщательная интерпретация, охватывающая существующие его понятия.

В данной статье предпринимаются попытки определения понятия «патриотизм» методом контент-анализа.

Основная часть

Вопрос определения и существования истины является одним из вечных вопросов гносеологии. Известный философ И.В. Гете указывал: «Мудрость лишь в истине». А значит, при построении какой-либо научной теории необходимо использовать понятийный аппарат, формирующий истину научного знания. В философии различают абсолютную и относительную истину.

Абсолютная истина есть такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания [3, с. 226]. Примером абсолютной истины могут послужить предложения, представляющие в себе констатацию факта, например: «число  есть отношение длины окружности к ее диаметру» или «Ю.А. Гагарин совершил полет в космос 12 апреля 1961 года».

Относительная истина — «это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения» [3, с. 226]. В качестве примера рассмотрим атом. В древности считалось, что данный физический объект неделим. В начале ХХ в. было установлено, что он «состоит» из электронов. На сегодняшний день выясняется, что он уже «состоит» из огромного количества элементарных частиц, число которых постоянно растет.

Таким образом, если истинность естественнонаучного знания подтверждается теоретическим путем, то истинность гуманитарного знания (относительная истина) трудно доказуема, что приводит к сложности трактовки гуманитарных понятий.

Однако, если даже такое достаточно наблюдаемое в реальной жизни понятие имеет множество определений, то существуют другие, более трудно диагностируемые и определяемые единицы гуманитарного знания, природа которых заложена глубоко в личности человека. К таким понятиям относится патриотизм.

Исследование феномена патриотизм имеет глубокую историю, понимание которого постепенно обогащалось в процессе накопления знаний и связано с особым расположением человека или социальной группы к родине, ее народу и культуре. Вместе с тем, патриотизм, в соответствии с неогуманистической концепцией, акцентирует внимание и на адекватной обратной связи — на любви отечества к своим согражданам, на уважении государством прав и свобод человека и т.п.

В современной науке доступны множества определений данного понятия. Вместе с тем следует отметить отсутствие единого подхода, направленного на определение «патриотизма». Это можно увидеть на примере некоторых его определений, порой нерядоположенных.

Например, патриотизм — это «деятельная любовь к своему страдающему народу» (В.С. Соловьев); «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является преданность к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» (М.И. Фролов); «важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа» (Д.С. Лихачев); «единое для всех народов Отечество» (В. Нахушев); «стремления к общим целям и интересам государства» (Г. Гегель); «эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов» (Политология: энциклопедический словарь); «любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям (Новый иллюстрированный энциклопедический словарь)»; «Чувство любви к Родине, идея, сознание гражданской ответственности, за судьбу Отечества, выражающееся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов» (Советская историческая энциклопедия); «Любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за историческое свершение народа» (Б.Т. Лихачев).

Кроме того, проведенный опрос учителей и обучающихся школы МОУ «Петропавловская СОШ» на предмет однозначного понимания патриотизма, не дал свой результат (рис. 1).

C:\Users\Максим\Downloads\IMG_7481.jpg

C:\Users\Максим\Downloads\IMG_7483.jpg

Рис. 1. Протоколы опросов учителей и обучающихся на понимание понятия «патриотизм» (фрагмент)

Выявление существенных признаков патриотизма позволит конструктивно рассмотреть его содержание. Для выделения существенных признаков патриотизма воспользуемся методом контент-анализа.

Первые упоминания контент-анализа датированы XVIII веком (Швеция) и связаны с содержательным анализом текста книг на предмет его «еретичности». Однако, всерьёз говорить о применении контент-анализа как полноценной методики можно лишь начиная с 30-х годов XX века в США. Термин «content analysis» впервые начали применять в конце XIX — нач. XX вв. американские журналисты Б.Мэттью, А.Тенни, Д.Спиид, Д.Уипкинс. У истоков становления методологии контент-анализа стоял также французский журналист Ж.Кайзер.

Контент-анализ — это «метод количественного анализа текстов и текстовых массивов для последующей содержательной интерпретации выявленных закономерностей» [1, с. 123].

Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования. К их числу относят: 1) понятия, выраженные в отдельных терминах; 2) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.; 3) имена, фамилии людей; 4) события, факты и т. п.; 5) смысл апелляций к потенциальному адресату.

Применительно к нашему исследованию в роли единиц выступают признаки понятия патриотизма. Признак — это «свойство, по которому познают или узнают предмет; определения, которые отличают одно понятие от другого» [1, с. 176].

Составим и рассмотрим таблицу признаков понятия патриотизма в соответствии с имеющимися исследованиями (табл. 1). В ее основу было положено более 30 определений понятия патриотизма. Источниками выборки выступали наиболее авторитетные издания и рукописи: энциклопедии и словари, монографии, статьи из научных журналов.

Таблица 1

Фрагмент таблицы «Признаки понятия патриотизм в различных определениях»

Определение

Источник

Признаки

1

«Чувство любви к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам»

Большая советская энциклопедия: в 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Сов. энцикл., 1969 — 1978.

Любовь к своему Отечеству; преданность Отечеству; стремление служить своему Отечеству.

2

«Социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу об ее интересах и готовность к ее защите от врагов»

Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. — М. : Большая рос. энцикл., 1993-1999.

Нравственность; любовь к своему Отечеству; забота об интересах страны; готовность защиты Отечества от врагов.

3

«Чувство преданности и любви к своему Отечеству, к своему народу»

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1997.

Преданность своему Отечества; любовь к своему Отечеству и народу.

4

«Чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей, защищать ее»

Словарь психолого-педагогических понятий / [авт.-сост.: Т.Г. Каленникова, А.Р. Борисевич]. — Минск: БГТУ, 2007.

Любовь к своему Отечеству; готовность подчинять свои интересы общим интересам страны и народа; защита Отечества от врагов.

5

«Чувство любви к Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде»

Абрамов, А.В. Современный российский патриотизм: каков он? [Текст] / А.В. Абрамов // Электронный журнал «Вестник МГОУ». 2013. № 4. С. 2-10

Любовь к своему Отечеству, к культурной среде.

6

«Чувство любви к родине, привязанность к месту своего рождения, месту жительства»

Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 2-е изд., прераб. и доп. — М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия»; Спб.: «Норинт», 1997.

Любовь к своему Отечеству; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.

7

«Чувство любви к Отечеству, привязанность к своей культурной среде или к родной гражданственности»

Исторический словарь галлицизмов русского языка — М: ЭТС, 2010

Любовь к своему Отечеству к культурной среде.

8

«Чувство любви к своему Отечеству, преданность своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины»

Военная энциклопедия. — М.: Воениздат, 2002.

Любовь к своему Отечеству; преданность народу; готовность к личным жертвам, подчинять свои интересы общим интересам страны и народа.

9

«Чувство любви к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям»

Энциклопедия культурологии: электронный // Искусствоед.ру — сетевой ресурс об искусстве и культуре, 2016.

Любовь к своему Отечеству; привязанность к месту своего рождения, к культурным традициям.

…………………………………………………………………….

38

«Нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство, выражающееся и реализующееся в своих поступках глубокое чувство уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, ее народу»

Лыкова Т.Р. Анализ понятия «Патриотизм»: Педагогический аспект// Фундаментальные исследования, 2013. № 11-4. — С. 778-782.

Любовь к своему Отечеству и народу, к ее истории и культуре.

Среди совокупности признаков выделяют множество существенных признаков. Существенные признаки позволяют довольно легко отличить предмет не только от явно несходных с ним предметов, но также и от предметов сходных, но не точно совпадающих с тем самым, о котором идёт речь.

Анализируя имеющиеся признаки, с учетом частоты их употребления в определениях, получим, что к числу существенных признаков относятся:любовь и преданность к своему Отечеству, готовность подчинять свои интересы общим интересам страны и народа, привязанность к месту своего рождения, к культурным традициям, готовность защиты Отечества от врагов.

Таким образом, рассмотрение содержания столь сложного и неоднозначного понятия методом контент-анализа позволило его уточнить, что, несомненно, даст почву для рассуждения работникам образовательной сферы деятельности.

Кроме того, учитывая, что отбор признаков осуществляется индивидуально каждым, то и их совокупность, а значит и множество существенных характеристик будет вполне унифицировано.

Литература:

  1. Ильин В.В. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с.
  2. Лыкова Т.Р. Анализ понятия «Патриотизм»: Педагогический аспект// Фундаментальные исследования, 2013. № 11-4. — С. 778-782.
  3. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н. и др. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 836 с.
Основные термины (генерируются автоматически): чувство любви, Отечество, гуманитарное знание, культурная среда, любовь, общий интерес страны, патриотизм, метод контент-анализа, народ, относительная истина.


Ключевые слова

патриотизм, контент-анализ, гуманитарное знание, существенные признаки

Похожие статьи

Исследовательская деятельность как эффективная форма построения образовательного пространства для развития личности

В статье рассматривается проблема формирования учащегося-исследователя, способного самостоятельно ставить проблемы и разрешать информационно-познавательные противоречия, участвовать в открытых дискуссиях, отстаивать собственную точку зрения. Вопросы,...

Применение лингвокультурного концепта в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в вузе

Данная статья раскрывает педагогический потенциал лингвокультурных концептов в развитии гуманитарной культуры студентов вуза. Включение лингвокультурного концепта в содержание учебного материала, подобранного с учётом разножанровости источников, спос...

Особенности перевода эмоционально окрашенной лексики и основные аспекты её межъязыковой передачи

Представленная статья рассматривает одну из наиболее важных и актуальных на сегодняшний день особенности перевода — передачу эмоционально-окрашенной лексики. Перевод как таковой можно рассматривать как комплексную форму общения. Эмоционально-окрашенн...

Структурирование содержания образования в современной школе в рамках ФГОС

Данная статья отражает основные области системного подхода к организации моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока нужно учитывать возмо...

Солидарность и конфликт в информационном обществе

В статье рассматривается феномен конфликта и солидарности в контексте управления социальными процессами и в условиях современного технологического уклада. Также рассматриваются эволюционно сложившиеся особенности мышления объектов воздействия, исполь...

Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...

Самостоятельная работа студентов по созданию собственных образовательных продуктов как средство компетентной профессиональной деятельности будущего учителя в условиях продуктивного обучения

В статье рассмотрены история, предпосылки (международные, отечественные), способствующие возникновению и развитию феномена «продуктивное обучение». Представлены сущностные характеристики и особенности исследуемого понятия. Раскрыты содержательные асп...

Отправные пункты формирования ресентимента

Настоящая статья посвящена изучению отправных пунктов формирования ресентимента, в особенности, условий и факторов, влияющих на его генезис. В ходе исследования мы рассматриваем различные позиции классиков и современных социологов в отношении концепц...

Личностные и психоэмоциональные особенности людей творческих профессий

Феномен творчества долгое время ускользал от точного психологического эксперимента, так как реальная жизненная ситуация не укладывалась в его рамки, всегда ограниченные заданной деятельностью, заданной целью. Для понимания творчества в целом необход...

Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста

Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а т...

Похожие статьи

Исследовательская деятельность как эффективная форма построения образовательного пространства для развития личности

В статье рассматривается проблема формирования учащегося-исследователя, способного самостоятельно ставить проблемы и разрешать информационно-познавательные противоречия, участвовать в открытых дискуссиях, отстаивать собственную точку зрения. Вопросы,...

Применение лингвокультурного концепта в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в вузе

Данная статья раскрывает педагогический потенциал лингвокультурных концептов в развитии гуманитарной культуры студентов вуза. Включение лингвокультурного концепта в содержание учебного материала, подобранного с учётом разножанровости источников, спос...

Особенности перевода эмоционально окрашенной лексики и основные аспекты её межъязыковой передачи

Представленная статья рассматривает одну из наиболее важных и актуальных на сегодняшний день особенности перевода — передачу эмоционально-окрашенной лексики. Перевод как таковой можно рассматривать как комплексную форму общения. Эмоционально-окрашенн...

Структурирование содержания образования в современной школе в рамках ФГОС

Данная статья отражает основные области системного подхода к организации моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока нужно учитывать возмо...

Солидарность и конфликт в информационном обществе

В статье рассматривается феномен конфликта и солидарности в контексте управления социальными процессами и в условиях современного технологического уклада. Также рассматриваются эволюционно сложившиеся особенности мышления объектов воздействия, исполь...

Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...

Самостоятельная работа студентов по созданию собственных образовательных продуктов как средство компетентной профессиональной деятельности будущего учителя в условиях продуктивного обучения

В статье рассмотрены история, предпосылки (международные, отечественные), способствующие возникновению и развитию феномена «продуктивное обучение». Представлены сущностные характеристики и особенности исследуемого понятия. Раскрыты содержательные асп...

Отправные пункты формирования ресентимента

Настоящая статья посвящена изучению отправных пунктов формирования ресентимента, в особенности, условий и факторов, влияющих на его генезис. В ходе исследования мы рассматриваем различные позиции классиков и современных социологов в отношении концепц...

Личностные и психоэмоциональные особенности людей творческих профессий

Феномен творчества долгое время ускользал от точного психологического эксперимента, так как реальная жизненная ситуация не укладывалась в его рамки, всегда ограниченные заданной деятельностью, заданной целью. Для понимания творчества в целом необход...

Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста

Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а т...

Задать вопрос