Общественно-политическое значение книгопечатания в Московии XVI века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 мая, печатный экземпляр отправим 26 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №16 (358) апрель 2021 г.

Дата публикации: 18.04.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Шевцов, Н. В. Общественно-политическое значение книгопечатания в Московии XVI века / Н. В. Шевцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/archive/358/80066/ (дата обращения: 09.05.2021).



В статье рассматриваются предпосылки и этапы развития книгопечатания в Московском царстве, начиная с изданий анонимной типографии 1550-х гг. и заканчивая государственной типографией, в которой Иван Федоров и Петр Мстиславец в 1564 году издали книгу «Апостол». В ходе работы проведён анализ этого государственно-церковного мероприятия, отмечены его цели и результаты.

Ключевые слова: Московия, Печатный двор, Иван Фёдоров, книга Апостол.

Посвящается памяти Ушенко (Грошенко) Анны Ивановны.

Русские первопечатники за работой

Рис. 1. Русские первопечатники за работой

Появление книгопечатания в Московском царстве связано с деятельностью царя Ивана Грозного, при котором происходили процессы усиления государственности и утверждения монархического централизованного государства. Московия укрепилась и во многом преодолела феодальную раздробленность, однако, отголоски ересей стригольников и жидовствующих по-прежнему давали о себе знать, а это представляло угрозу, как для государства, так и для церкви.

Созванный в Москве в 1551 году Стоглавый собор должен был решить многие государственные и церковные проблемы, поэтому на нём для обсуждения важнейших политических вопросов и проведения реформ, направленных на усиление центральной власти, собрались как представители светской власти, так и духовенства.

На соборе царём был поднят вопрос о богослужебных книгах, содержавших ошибки и о списках, которые с них делали писцы. Имевшиеся ошибки никто не исправлял, а в каждой последующей редакции их число увеличивалось. В итоге смысл книг значительно изменялся, что было благоприятной почвой для распространения ересей и для раскола внутри церкви.

Кроме того, на Стоглавом соборе также прозвучали мысли о создании сети школ и решении вопроса нехватки грамотных священников и госслужащих. Однако на самом соборе не было сказано, ни одного слова о книгопечатании, но именно там были подготовлены все условия для появления в Москве первой типографии, поскольку нехватку книг для церквей и будущих школ невозможно было решить с помощью переписывания книг от руки.

В ходе работы на печатном станке можно было проверить текст на наличие ошибок, а затем за короткий промежуток времени напечатать его во множестве экземпляров, что помогло бы предотвращению церковных смут и ересей. Также книгопечатание могло бы стать средством пропаганды политических идей, которые поспособствовали бы усилению Московского царства. При этом последующие события наглядно проиллюстрировала необходимость создания типографии.

Русское государство в дальнейшем присоединило к себе Казанское, Астраханское и Сибирские ханства, на территории которых предстояло вести миссионерскую деятельность среди местного населения. Там появлялись церкви и епархии, которым требовались в большом количестве богослужебные книги.

Поэтому после Стоглавого собора в Москве была создана первая типография, которой, предположительно, руководил придворный священник Сильвестр. Из-за того, что большинство людей из числа духовенства и переписчиков настороженно относились к печатному станку, существование этого предприятия приходилось держать в тайне. Поэтому на всех изданиях этой типографии нет указания кто, где и когда их напечатал, из-за чего она получила название анонимная.

Её деятельность во многом носила экспериментальный характер, так как в Московском царстве ещё не был накоплен опыт работы на печатном станке. Типографам и царским приближённым было необходимо полностью изучить процесс производства книг для выявления и устранения возможных ошибок, а также для проведения модернизации типографского оборудования.

В конце 1550-х гг. ситуация изменилась. Ивану Грозному надоела чрезмерная опека Сильвестра, теперь царь стремился к самостоятельности в государственных делах и поэтому в 1560 году священника, обвинённого в отравлении царицы Анастасии, насильно постригли в монахи и отправили в Кирилло-Белоозёрский монастырь. Принадлежавшие ему книгописная мастерская и типография, остались во владении его сына Анфима, но вскоре они пришли в упадок и были закрыты.

Опыт, приобретённый во время работы анонимного издательства, пригодился при организации новой, но уже государственной типографии. По приказу царя Ивана Грозного недалеко от Никольского монастыря в Москве построили Печатный двор, в котором впоследствии работали мастера Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец.

Иван Фёдоров тесно сотрудничал с церковью, которая была заинтересована в государственной типографии. Это подтверждают слова самого первопечатника о непосредственном одобрении митрополитом Макарием создания типографии в Москве и указании им одной из причин её появления — необходимость христианского просвещения Казанского царства.

При участии царя и митрополита Макария было принято решение о том, что первой книгой, вышедшей из стен государственной типографии, должен стать «Апостол», включающий в себя Деяния, Соборные послания, послания апостола Павла и Откровение.

Этот выбор был обусловлен тем, что данную книгу ещё со времён Древней Руси использовали для обучения духовенства, так как в ней заключены первые образцы толкования Священного Писания учениками Иисуса Христа. А на ранее проходивших Московских соборах церковные иерархи выступали с осуждением ересей, искажавших толкование Священного Писания. В этом отношении издание «Апостола» имело государственно-национальное значение в борьбе со смутой путём церковного просвещения.

И вот 1 марта 1564 года Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец напечатали первую русскую датированную книгу «Апостол». В ходе набора и печати этой книги перед мастерами возникали немалые сложности. Им предстояло соорудить оборудование, отлить шрифты, изготовить гравюры, а также вместе с митрополитом Макарием отредактировать текст «Апостола».

Кроме гравюры с изображением евангелиста Луки интерес для исследователей представляет послесловие этого издания. Из него мы узнаём, что дьяк Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец осуществляли работу над ним с 19 (29) апреля 1563 по 1 (11) марта 1564 года. В результате русские первопечатники добились того, что по качеству набора, технике печати и оформлению эта книга получилась лучше анонимных изданий, но начертание букв, сходство мотивов и инициалов заставок позволяет сказать, что Иван Фёдоров использовал опыт предыдущей типографии, и даже возможно работал в ней.

В 1565 году Иван Федоров и Петр Мстиславец в двух изданиях напечатали в Москве богослужебную книгу «Часовник», содержащую чинопоследования Вечерни, Утрени и некоторых других служб. Эта книга, как и «Апостол» исполняла роль учебного пособия, но уже не для духовенства, а для детей. Но после издания «Часовника» русские первопечатники прекратили свою деятельность и вскоре покинули пределы Московского царства.

Достаточно сложно назвать однозначную причину их отъезда. Говорили о преследовании со стороны властей и о специальном отправлении Ивана Фёдорова по просьбе гетмана Ходкевича в Литву с целью поддержки православия. Однако вероятнее всего, переписчики книг, испугавшись конкуренции со стороны первопечатников, поспособствовали их изгнанию, так как в случае повсеместного внедрение печатного станка большой штат писцов мог бы попросту остаться без работы.

Таким образом, центральным властям и Православной церкви удалось создать типографию и наладить производство книг в Московском царстве. Работая сообща, они смогли реализовать часть задач поставленных на Стоглавом соборе путём внедрения книгопечатания. Так удалось добиться успеха в политике просвещения и борьбы с еретическими учениями, однако план по созданию сети школ не был реализован. Печатный двор не смотря на отъезд Фёдорова и Мстиславца, не прекратил свою работу, поскольку ученики первопечатников продолжили дело своих учителей.

Литература:

  1. Апостол / Столярова Л. В., Каштанов С. М. Книга в Древней Руси (XI–XVI вв.)/ Л. В. Столярова, С. М. Каштанов. М., 2010. С.367.
  2. Бахтиаров А. А. История книги на Руси: со многими рисунками в тексте. СПб., 1890. 277 с.
  3. История книги / Под. Редакцией А. А. Говорова, Т. Г. Куприяновой. М.,2001. 399 с.
  4. Гаврюшин Н. К. «Начаша изыскивати мастерства печатных книг…» // Прометей: Ист.-биогр.альбом. сер. «Жизнь замечат. людей». Т.16: Тысячелетие русской книжности/ Сост. е. Бондарева. М., 1990. С.237.
  5. Карамзин Н. М. История Государства Российского / Н. М. Карамзин. М., 2012. 1024 с.
  6. Макарий / Литература Древней Руси: Библиогр. словарь / Сост. Л. В. Соколова; под ред. О. В. Творогова. М., 1996. C.115.
  7. Немировский Е. Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания. М., 1991. 221 с.
  8. Стоглав: Собор бывший в Москве при великом государе, царе и великом князе Иване Васильевиче (в лето 7059). Лондон, 1860. 239 с.
  9. Чёрный В. Д. Искусство средневековой Руси: Учебное пособие. М., 1997. 432 с.
  10. Шапошников А. Е. История чтения и читателя в России (IX-XX вв.): Учебно-справочное пособие для библиотек всех систем и ведомств. М., 2001. 79 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Москва, Московское царство, государственная типография, печатный станок, Стоглавый собор, Грозный, книга, печатный двор, Священное Писание, создание сети школ.


Ключевые слова

Московия, Печатный двор, Иван Фёдоров, книга Апостол
Задать вопрос