К вопросу об иконописи. Учитель и ученик | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №35 (273) август 2019 г.

Дата публикации: 27.08.2019

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Туманова Е. А. К вопросу об иконописи. Учитель и ученик // Молодой ученый. — 2019. — №35. — С. 172-174. — URL https://moluch.ru/archive/273/62163/ (дата обращения: 08.12.2019).



Хорошим мастерам следует принимать учеников и учить их «всякому благочестию и чистоте» [4]. Об этом мы читаем в Стоглавом Соборе. Согласно его положениям, изографам воспрещается допускать в мастерскую людей с сомнительной репутацией. Ведь иконопись не терпит «дурной нравственности» и даже одной «злой мысли» [2]. Поэтому сперва мастер направляет каждого нового ученика к духовному отцу для обучения основам христианской жизни. Скорее всего, вместе с учениками он имеет общего духовника, что формирует единое мировоззрение всей мастерской, добиваясь одного взгляда на жизнь и творчество в профессиональной «духовной» семье. А это, несомненно, сплачивает учителя с учениками, приводит к их взаимному доверию. Далее, перед началом обучения, иконописец и подросток вместе возносят молитвы в мастерской, с ее патриархальным строем и высоким молитвенным духом, показывавшим, что иконопись являет собой великое, святое занятие. Ведь изограф возрастает в творчестве лишь «по мере духовного роста во Христе, в Боге» [2]. И его задача состоит в том, чтобы вырастить такого же хорошего мастера и «водворить древнее благочестие» в ученика. Думаю, добивается подобного иконник в процессе особого воспитания, когда при помощи мудрого совета и доброго слова «взращивает» в подростке кротость и набожность. Поэтому во время работы беседует он с ним о чудесах и Священном Писании. Подтверждение этому находим мы в повести Николая Полевого «Живописец», где рассказчик подчеркивает тот факт, что учитель часто прерывает работу и начинает читать жития святых [3]. Подобные действия всегда сопровождаются слезами: старый изограф стремится вызвать в сердце мальчика благоговейное отношение к святости, которую они изображают на иконах. Именно эту нелегкую задачу — задачу оказания помощи молящимся в укреплении в вере и любви — и учит решать иконописец ученика. [2, с. 159]. А в конце рабочего дня ученик обычно приступает к уборке мастерской, а иногда помогает в ведении домашнего хозяйства. К тому же изограф может посылать его на легкую работу — по ягоды, но лишь при необходимости и с согласия родителей. Однако это происходит редко, так как мастер может очень быстро лишиться учеников. [2, с. 256]. Учение длится несколько лет. Критерием готовности ученика начать самостоятельную деятельность служит соответствие требованиям в духовной чистоте. В. Лепахин утверждает, что в случае соответствия данным требованиям мастер приводит ученика к епископу и устраивает «экзамен», рассказывая епископу об ученике: об его духовной жизни, прилежании, поведении в процессе обучения иконописному делу. А затем показывает написанные учеником иконы. В том случае, если они отличаются мастерством и верностью церковным канонам, именно епископ, а не мастер, благословляет ученика на самостоятельную работу, воздавая ему такие же почести, как и его учителю. [2, с. 83]. Данное благословение можно сравнить с принесением врачами клятвы Гиппократа перед началом практической деятельности. Для иконописцев это не менее важный момент, так как они своим трудом отныне должны свидетельствовать об Истине от лица Церкви. Это огромная ответственность и служение.

Однако не всегда отношения между учителем и учеником были гладкими и «правильными». Стоглавый собор поднимал такую проблему, как проблема зависти учителя к талантливому ученику [5, с. 152]. Ведь, если данный вопрос поднимался Стоглавом, значит, мастер нередко хулил ученика, и постановление Собора было направлено на защиту талантливых учеников. Думается, порой учитель из-за зависти несправедливо принижал работы ученика и не допускал его к испытанию у епископа. Либо, по мнению Лепахина, намеренно шел на подлог [2, с. 84]. Беря в ученики сына или родственника, не обладающих способностями к иконописанию, на испытании епископу показывал не их лишенную мастерства икону, а икону талантливого ученика. И тем самым добивался разрешения члену своей семьи работать самостоятельно. Однако для иконописания был необходим талант. Поэтому церковь сразу замечала отсутствие способностей и неумение «мастера» передать внутреннее содержание иконы (одухотворенность ликов, бестелесность, нравственную чистоту Святых). В данном случае Собор призывал запрещать работать учителям таких иконописцев [5, с. 152].

Помимо этого, порой учитель не передавал ученикам мастерства «по существу» либо набирал в мастерскую большое количество учеников, что, несомненно, говорило о почете и доходе. Однако, по мнению Лепахина, не всегда спешил «передавать им секреты мастерства» [2]. Предполагаю, что он обучал их лишь второстепенным операциям, оставляя главные приемы в тайне. Поэтому он должен был подвергнуться наказанию [2, с. 85]. В данном положении проявлялась забота не только об учениках, но и о самом иконописце. Потому что иконописец, утаивая знания, данные ему Богом, грешил дважды: сначала искажал мастерство и отказывался от его передачи ученикам, а потом принимался за иконописание, в полной мере используя имеющийся опыт и знания. А значит, отказывался от преемственности традиций и намеренно ее избегал, что полностью противоречило требованиям к его нравственной жизни и лишало способности выполнять священное изображение и быть достойным таинства своего служения. [1, с. 9].

Однако потребность в иконах постоянно возрастала. Подобный спрос на иконы приводил к тому, что появлялись «мастера-самоучки», не прошедшие школы обучения иконописи. Поэтому Стоглав призывал их учиться у «добрых мастеров» [5, с. 152]. В этих мастерских происходил художественный отбор. В случае обнаружения у «самоучек способностей, им дозволяли обучаться иконописанию. В случае если они продолжали показывать свою бесталанность и после завершения обучения, им запрещали писать [2]. Однако не всегда «самоучки» могли смириться с данным запретом. Ведь для многих из них занятие иконописью было единственным способом заработка. Но Собор настаивал на том, чтобы лишенные таланта иконописцы обучались другому ремеслу [5, с. 153]. В случае невыполнения положения наступало царское наказание. [2, с. 86].

Таким образом, приходим к выводу о том, что каждому «доброму» мастеру предписывалось иметь учеников и передавать им знания и умения «по существу», в полном объеме. Учитель-иконописец должен был воспитывать в ученике нравственные качества на собственном примере и примере святых, жития которых он должен был зачитывать в момент работы. Нередко подобные действа сопровождались благоговейными слезами, что вызывало в сердце ученика преклонение перед святостью. Ведь, не испытав чувства сопричастности судьбам святых людей, изограф не мог изобразить Иисуса Христа и его сподвижников одухотворенными, не мог передать иконе особый внутренний заряд, который был необходим ей как «библии для неграмотных». Поэтому главной задачей мастера являлось обучение ученика видеть и чувствовать святость, которая укрепляла бы молящегося в вере. Но, несмотря на нравственные требования, не всегда иконописцы были справедливыми по отношению к ученикам. Поэтому отношения между ними регулировал Стоглавый Собор [5, гл. 43].

Литература:

  1. Алексеев С. В. Иконописцы Святой Руси. Духовные основы древнерусского иконописания. / С. В. Алексеев. — СПб.: Ладан; Троицкая школа, 2008. — 256 с.
  2. Лепахин В. В. Образ иконописца в русской литературе XII-XX веков. / В. В. Лепахин. — М.: Русский путь, 2005. — 472 с.
  3. Полевой Н. А. Живописец. / Н. А. Полевой // LibFox. — URL: https://www.libfox.ru/623758–8-nikolay polevoy-zhivopisets.html#book (дата обращения: 22.08.2019).
  4. Стоглав. — СПб: Д. Е. Кожанчиков, 1863. — 336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ученик, Стоглавый Собор, том, мастерская, мастер, иконописец, икона, епископ, талантливый ученик, учитель.


Похожие статьи

Историко-иконологический метод установления истории бытования...

Изучение истории Успенского собора позволило установить условно три периода бытования иконы

По рисункам того же архитектора мастером Шороховым был устроен предалтарный

Они принадлежали к династии художников-иконописцев, мастерская которых находилась в...

Проблемы сохранения памятников иконописи и возрождения...

Эти иконы помещались в новопостроенные храмы и на многие века становились почитаемыми святынями. Русские мастера делали с них

Проблема сохранения древнерусских памятников иконописи является относительно новой, интерес к ней возник вновь лишь с конца 80-х годов...

Технология создания икон: история и современность

Иконопись — это искусство на плоскости, но, по глубине своего содержания, оно далеко превосходит самую талантливую картину, лишь иллюзорно вводящую в бесконечные дали пространства и открывающую самые возвышенные мысли и чувства художника.

Основы копийного мастерства как формы обучения...

Андрея Рублева в иконах ведущих иконописцев Петербурга (А.Стальнов, Г.Гашев).

В современной иконописи Москвы стилизация чаще всего встречается в иконостасах и храмовых иконах, связанных с семантикой конкретного церковного пространства (Софийский собор в г...

Научно-исследовательская работа и реставрация иконы...

Вместе с тем реакция каждого из учеников на увиденное чудо, запечатленная в их позах и жестах, соответствует давней традиции: Петр (слева) — «характер смелый и

2. Исследование техники и технологии иконописи икон южного иконостаса церкви Троицы в Никитниках.

Оклад иконы Божией Матери «Всем скорбящим радость» из...

Исследуемый оклад с иконой поступили в мастерскую на консервационно-реставрационные работы.

Это говорит о том, что мастер не счел нужным сделать акцент на орнаментальность прорези.

Иконописец же сводит декор к минимуму. Возможно, художник знал, что для иконы...

Мифологические структуры в творчестве В. Набокова

Для романтической эстетики принципиально важным был тот факт, что искусство мифологично. Мифология сама по себе является для романтика символической структурой. Через любую мифологическую структуру в мире явлена бесконечность.

Художественные связи России и Армении в старообрядческом лубке

Иконы Псоглавца писали старообрядцы, находились они в их домах и тайных молельнях. Ни облик святого с пёсьей головой, ни предание о том, как он

Лубок делал иконописец, поэтому изображение плоскостно, переходы объёмов отмечены цветом, купол показан изнутри храма и...

Учреждение на Руси праздника перенесения мощей Николая...

Особым свидетельством того Лев считал учреждение Праздника перенесения мощей. Подчеркивалось, что Св. Николай, явившись одному барийскому священнику, сам пожелал покинуть Миры, опасаясь осквернения язычниками, и перебрался под покровительство...

Похожие статьи

Историко-иконологический метод установления истории бытования...

Изучение истории Успенского собора позволило установить условно три периода бытования иконы

По рисункам того же архитектора мастером Шороховым был устроен предалтарный

Они принадлежали к династии художников-иконописцев, мастерская которых находилась в...

Проблемы сохранения памятников иконописи и возрождения...

Эти иконы помещались в новопостроенные храмы и на многие века становились почитаемыми святынями. Русские мастера делали с них

Проблема сохранения древнерусских памятников иконописи является относительно новой, интерес к ней возник вновь лишь с конца 80-х годов...

Технология создания икон: история и современность

Иконопись — это искусство на плоскости, но, по глубине своего содержания, оно далеко превосходит самую талантливую картину, лишь иллюзорно вводящую в бесконечные дали пространства и открывающую самые возвышенные мысли и чувства художника.

Основы копийного мастерства как формы обучения...

Андрея Рублева в иконах ведущих иконописцев Петербурга (А.Стальнов, Г.Гашев).

В современной иконописи Москвы стилизация чаще всего встречается в иконостасах и храмовых иконах, связанных с семантикой конкретного церковного пространства (Софийский собор в г...

Научно-исследовательская работа и реставрация иконы...

Вместе с тем реакция каждого из учеников на увиденное чудо, запечатленная в их позах и жестах, соответствует давней традиции: Петр (слева) — «характер смелый и

2. Исследование техники и технологии иконописи икон южного иконостаса церкви Троицы в Никитниках.

Оклад иконы Божией Матери «Всем скорбящим радость» из...

Исследуемый оклад с иконой поступили в мастерскую на консервационно-реставрационные работы.

Это говорит о том, что мастер не счел нужным сделать акцент на орнаментальность прорези.

Иконописец же сводит декор к минимуму. Возможно, художник знал, что для иконы...

Мифологические структуры в творчестве В. Набокова

Для романтической эстетики принципиально важным был тот факт, что искусство мифологично. Мифология сама по себе является для романтика символической структурой. Через любую мифологическую структуру в мире явлена бесконечность.

Художественные связи России и Армении в старообрядческом лубке

Иконы Псоглавца писали старообрядцы, находились они в их домах и тайных молельнях. Ни облик святого с пёсьей головой, ни предание о том, как он

Лубок делал иконописец, поэтому изображение плоскостно, переходы объёмов отмечены цветом, купол показан изнутри храма и...

Учреждение на Руси праздника перенесения мощей Николая...

Особым свидетельством того Лев считал учреждение Праздника перенесения мощей. Подчеркивалось, что Св. Николай, явившись одному барийскому священнику, сам пожелал покинуть Миры, опасаясь осквернения язычниками, и перебрался под покровительство...

Задать вопрос