В статье проводится анализ творчества западноевропейских и китайских художников-анималистов.
Ключевые слова: анимализм, художники, Европа, Китай, искусство, животные, живопись, графика.
Анималистика — это один из древнейших жанров изобразительного искусства, особенность которого заключается в том, что главными героями произведений являются животные. Художественная анималистика существовала еще в каменном веке, когда люди изображали на скалах сцены охоты и жертвоприношений, а также в периоды расцвета Древнего Египта и Ассирии, позднее она появилась в Древнем Китае, где животных начали рисовать с натуры. В европейском изобразительном искусстве данное направление стало развиваться в период Средневековья, когда появились первые сборники зоологических статей — бестиарии.
Искусство изображения животных получило широкое распространение в Китае, где анималистика испытала влияние буддизма. Художники рисовали картины углем и тушью (черной и цветной) на бумаге и шелке, пытаясь максимально выразительно передать образ животного. Они чаще концентрировались на художественно-образных характеристиках, когда как их западноевропейские коллеги больше сосредотачивались на детализации, пытаясь сделать изображенного зверя как можно более реалистичным [4, c. 117]. В Западной Европе анималисты-живописцы использовали масляные краски, анималисты-графики — карандаши, вначале серебряные и свинцовые, а позже графитные.
Европейские анималисты тщательно соблюдали все правила анатомии, изображая животный мир. Например, в работах немецкого художника Альбрехта Дюрера мы можем увидеть, как усердно и реалистично прорисована шерсть у зайца, как математически точно соблюдены все пропорции в построении фигуры носорога. Его графика очень детализирована и выверена — то же можно сказать и о произведениях английского художника Джорджа Стаббса.
Чаще всего Стаббс изображал на своих картинах лошадей, иногда — собак и экзотических животных. Будучи являясь исследователем-анатомом, он серьезно подходил к передаче на холсте (и бумаге) изображаемых фигур, скрупулезно передавал объемы приёмами светотени, вырисовывал костную и мышечную структуру животных. Его живописные изображения лошадей можно назвать в достаточной степени фотореалистичными, а кенгуру, которого он рисовал по описанию, пусть и не соответствует в полной мере действительности, но все же выполнен очень натуралистично («Кенгуру из новой Голландии», 1772 г.). Кроме главных героев художник всегда подробно прорисовывал фон, чтобы максимально приблизить изображенное к реальности. Китайские же живописцы, наоборот, редко столь детально прорисовывают фон, их пейзажи более схематичны, в них больше размытых линий и много пустых пространств.
В похожей манере работал другой английский анималист-живописец — Джон Вуттон. Больше всего Вуттон любил рисовать лошадей и собак, и они у него практически не отличались от реальных. Вообще, стремление к «фотореалистичному», как мы бы сейчас это назвали, изображению характерно в большей мере именно для художников Западной Европы.
Китайские живописцы не подходили настолько скрупулёзно к прорисовке шерсти или анатомии животных, они в большей мере пытались выразить «дух» изображаемого, его «внутреннюю сущность», нежели внешнее сходство. Об этом говорил Чжан Дацянь, китайский живописец, который изображал пейзажи и животных цветной тушью и работал в стиле Сеи. Этот стиль предполагает свободную, грубую манеру письма и ставит своей главной целью передачу идеи, а не формы. На произведениях Чжан Дацяня часто фигурируют птицы, окруженные растительностью и горными пейзажами, он также изображает лошадей и собак на фоне долин и лесов. Его штрихи легкие и тонкие, нельзя сказать, что животные изображены не анатомично, но в них меньше деталей и подробностей, какие мы видели в картинах европейских анималистов.
Известны произведения Сюй Бэйхуна, который также работал в стиле Сеи и изображал тушью лошадей в окружении разнообразных пейзажей. Его картины отличаются еще меньшей детализированностью, легким и быстрым мазком, которым он динамично передавал основные формы и движение животных. Лошади в работах Сюй Бэйхуна и его манера их изображения — прямая противоположность живописи Джона Вуттона или Джорджа Стаббса, однако от этого животные китайского анималиста не теряют в «реализме», поскольку такое легкое и непринужденное изображение фигур живых существ (к тому же в динамике) требует глубоких познаний в анатомии и физиологии. Бэйхун пытается оживить лошадей, передать их «суть», «идею» (в чем и заключается стиль Сеи), и они действительно кажутся «живыми», в то время как Джон Вуттон прорисовывает своих животных до мельчайших деталей, и они кажутся «фотореалистичными».
Кроме лошадей и собак художники-анималисты, конечно, изображают и других животных. В Европе на картинах анималистов часто фигурируют птицы, олени, зайцы (кролики), быки, иногда появляются экзотические животные вроде носорогов, жирафов и антилоп; одни художники изображают сцены охоты на оленей, кабанов, зайцев и фазанов, другие изображают уже пойманную дичь в виде натюрмортов. Например, фламандский живописец Франс Снейдерс знаменит своими натюрмортами, в которых он изображает тушки убитых во время охоты птиц и зайцев. Его картина «Рыбный рынок» (1621 г.) вмещает в себя более двадцати видов морских существ, включая тюленей, крабов, сомов и других животных. Таким разнообразием он, наверняка, хотел передать идею о многообразии подводного и вообще всего окружающего человека мира, показать обилие живых существ в природе, и, возможно, выразить какие-либо еще идеи через установленную символику.
Похожие натюрморты также создавали фламандцы Давид Конинк и Ян Фейт, которые иногда обращались к сценам охоты, а последний любил кроме прочего создавать сюжетные картины с животными и людьми, например, у него есть работа «Большая собака, карлик и мальчик» (1652 г.), где центром композиции является крупная белая собака, сильно выделяющаяся на темном, прорисованном фоне.
В Китае наиболее часто изображаемыми животными являются обезьяны, тигры, черепахи, журавли, рыбы и кошки [1, c. 57]. Последних особенно много рисовала художница Гу Йинчжи, которую даже называли «королевой кошек». Она, и другой живописец, изображающий в том числе кошек, И Юаньцзи, работали в стиле Гунби. Этот стиль традиционной китайской живописи, в отличие от упомянутого нами ранее Сеи, отличался тщательной и точной проработкой деталей, стремлением передать облик предмета как можно более ясно и четко.
Юаньцзи особо славился своими изображениями обезьян (напр., «Два гиббона на дубе»), которые у него получались достаточно реалистичными, несмотря на то, что по сравнению с западноевропейскими художниками, они не были настолько детализированными. Иногда художник изображал кошек, а иногда обезьян и кошек вместе, как на картине «Обезьяна и кошки» (XI в.), в которой он тщательно прорисовал волосы и морщинки на голове обезьяны, а также придал выражению ее лица человеческую эмоцию: обезьяна смотрит на зрителя с легкой улыбкой. Западноевропейские художники практически не наделяют животных антропоморфными чертами, за исключением поры средневековых бестиариев, когда живописным произведениям нередко были присущи сказочные и аллегоричные сюжеты.
Шерсть на животных у Юаньцзи прорисована тщательно, но не столь скурпулезно, (как, например, на «Зайце» Дюрера) она напоминает скорее легкий пушок, который при общем восприятии всей картины создает впечатление «мягкости», «пушистости» и «реальности» животного. Схожим образом изображал обезьян китайский живописец Чжу Чжаньцзи, который также часто обращался в своих произведениях к собакам.
Китайской живописи характерна особая цветовая и зооморфная символика, обусловленная культурой и философией этой страны. Неслучайно художники часто изображают обезьян и журавлей в своих работах, последние являются символом долголетия (журавль часто изображается рядом с сосной, которая также является символом долгой жизни), а обезьяна символизирует счастливое предзнаменование [2, c. 126].
Кроме реально существующих животных, художники-анималисты изображали на своих полотнах вымышленных существ: в Китае это были драконы (имеющие под собой символику добра и благодатности), волшебные птицы (Фэнхуан), единороги, девятихвостые лисы, а в Западной Европе — мантикоры, василиски, драконы (здесь выступающие символами хаоса, зла, несчастья), фениксы и многие другие животные, описанные в средневековых европейских бестиариях. Общей особенностью китайских и европейских бестиариев был тот факт, что вымышленные существа в них изображались вперемешку с реальными животными и описывались как существующие в действительности [3, c. 175]. Например, в европейском «Ротчестерском бестиарии» XIII в. леопард, антилопа и мантикора могли быть изображены на одной странице в одной среде обитания и подаваться как одинаково настоящие. Та же ситуация наблюдается в китайском «Каталоге гор и морей» (Шань хай цзин), где с одинаковой точностью изображены как реальные природа и животные Китая, так и выдуманные.
Таким образом, анималистика Западной Европы имеет некоторые схожие черты с художественной традицией изображения животных Китая, но в то же время между ними существуют некоторые различия, касающиеся степени прорисовки объектов и фонов, передачи их специфических черт и художественно-образных характеристик.
Литература:
- Дуайт, Д. Традиционная китайская живопись / Д. Дуайт. — М.: Ридерз Дайджест, 2013. — 192 с.
- Соколова, З. П. Культ животных в религиях / З. П. Соколова. — М.: Наука, 1972 г. — 214 с.
- Шичжун, Лю История традиционной китайской живописи / Лю Шичжун. — М., 2019. — 226 с.
- Суров, И. Н. Анималистика в синтезе изобразительных искусств // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: сборник статей XXVIII Международной науч.-практич. Конф. — 2020. — С. 111–120.