Мировой опыт системы государственного заказа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 апреля, печатный экземпляр отправим 28 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 07.04.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Плеханова, А. И. Мировой опыт системы государственного заказа / А. И. Плеханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — URL: https://moluch.ru/archive/357/79815/ (дата обращения: 14.04.2021).



В статье рассмотрены контрактные системы развитых стран мира с позиции применения способов определения поставщиков. Автором проведен анализ используемых способов размещения заказа в странах мирового сообщества для государственных закупок товаров, работ, услуг.

Ключевые слова: контрактная система, размещение заказов, определение поставщиков, государственные закупки, способы определения поставщиков, государственные нужды, международный опыт закупок.

Одной из основных задач развития системы государственных закупок в России является создание и развитие единой электронной системы госзаказа. Если российские специалисты лишь недавно пришли к реализации этой идеи, то в странах Европейского Союза уже давно применяют высокие технологии [7].

В странах Европейского Союза создана единая система национального законодательства. Ее основными целями являются:

– оптимизация закупок для государственных нужд при минимизации расходов;

– обеспечение равных условий конкуренции при заключении контракта, в том числе обеспечение равноправной конкуренции на национальных рынках и в целом на рынке Евросоюза;

– соблюдение требования публичности;

– содействие осуществлению честного и открытого бизнеса;

– помощь малым и средним предприятиям в получении правительственных заказов.

При разработке в Евросоюзе процедур, способов и методов проведения закупок для государственных нужд, основ построения их информационного обеспечения использовался Американский опыт проведения закупок для государственных нужд. Подобная деятельность в Европейском Союзе началась намного позднее, и создание наднационального законодательства для регулирования данной сферы явилось более сложным и трудоемким процессом, в связи с расхождениями и различиями в законодательствах стран, входящих в Евросоюз.

Основные информационные ресурсы, обеспечивающие процесс закупок и содержащие сведения о заключенных контрактах стран — членов ЕС, включают все сведения, которые касаются предложений о закупках и должны быть обязательно опубликованы в «Официальном журнале ЕС».

В странах ЕС есть две доминирующие модели организации закупочной деятельности: распределенная (децентрализованная) и централизованная. При распределенной модели каждое подразделение (департаменты, министерства и т. д.) проводит необходимые для удовлетворения своих нужд закупки самостоятельно. С этой целью в его структуре создаются специализированные закупочные отделы или иные штатные структуры, осуществляющие данную деятельность. Централизованная модель предусматривает создание своеобразного закупочного центра, куда стекаются заявки на закупки от различных ведомств и структур. В случае максимального уровня централизации формируется специальное ведомство, отвечающее за все государственные закупки, или соответствующий закупочный департамент.

Плюсы и минусы обеих систем следующие: распределенная модель является гибкой, но весьма затратной [2]; централизованная модель, обеспечивающая более низкие цены за счет крупнооптовых закупок, менее мобильна и не всегда учитывает все нюансы в заявках на приобретение необходимых товаров и услуг. Наиболее эффективным оказывается комбинирование двух моделей, когда общее руководство закупочной деятельностью сосредоточено в одном ведомстве (например министерстве финансов), а конкретные закупки осуществляются специализированными закупочными структурами. Именно такую структуру имеет система госзакупок в Великобритании, где помимо главного координирующего ведомства — Казначейства — действую специализированные закупочные службы (к примеру, National Health Service Supplies — служба закупок для системы государственного здравоохранения).

Анализ мирового опыта применения различных закупочных процедур показывает, что одной из наиболее эффективных форм организации крупных закупок товаров и услуг является проведение открытых конкурсов (тендеров).

Тендеры лежат в основе государственных закупок в подавляющем большинстве развитых стран. Правила закупок, главным методом которых являются конкурсные процедуры, одобрены экспертами ООН и ВТО. Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) разработала типовой закон о закупках товаров (работ) и услуг, который является базисом для законодательства по государственным закупкам [8]. Требования по закупкам к странам-членам Всемирной торговой организации зафиксированы в многостороннем соглашении о государственных закупках в рамках ВТО [1].

Закупочная деятельность стран Европейского сообщества регламентируется соответствующими правовыми актами ЕС.

В европейских странах предметы государственных закупок разделяют на товары, работы и услуги. Законодательное регулирование различных категорий закупок различается, причем в первую очередь — в части используемых тендерных процедур и способов определения победителей.

Помимо открытых и закрытых одно- и двухэтапных конкурсов, методов запроса котировок и закупки у единственного источника, в некоторых странах используют также методы запроса предложений и конкурентных переговоров. Запросы предложений направляются не менее чем трем потенциальным поставщикам. Заказчик заблаговременно устанавливает критерии для оценки предложений. Данные критерии оценивают управленческую и техническую компетентность поставщика, эффективность представленного им предложения, а также его цены. В данной ситуации допустимо проведение переговоров, запрос или разрешение заказчиком пересмотра предложений. Переговоры носят конфиденциальный характер, и возможность участвовать в них предоставляется всем претендентам, которые внесли предложения и которые не были отклонены. Затем заказчик предлагает поставщикам представить к определенной дате свои окончательные варианты, из которых затем выбирает наилучший.

Мировой опыт осуществления закупок показывает, что конкуренция выступает действенным механизмом обеспечения экономической эффективности развития народного хозяйства и экономики, а ее уровень является основным фактором, определяющим эффективность закупочной деятельности [4].

Применяя конкурентные способы определения поставщиков, заказчик стремится осуществить наиболее рациональный выбор выгодных предложений как с точки зрения цены, так и других технических и коммерческих условий. Использование указанных инструментов при государственных закупках позволяет достичь нескольких решений — снизить стоимость необходимой заказчику продукции, обеспечить более высокий уровень прозрачности и подконтрольности процесса купли-продажи и в конечном итоге противостоять коррупции [5].

В России использование указанных способов также имеет свои особенности и недостатки:

– значительное количество закупок осуществляется посредством применения электронного аукциона;

– общий порядок применения способов определения поставщиков для гражданской и оборонной продукции;

– законодательство о закупках учитывает международное законодательство о государственных закупках [6] — Типовой закон Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), который не рекомендуется применять при осуществлении закупок для национальной обороны и национальной безопасности.

С целью дальнейшего совершенствования применения способов определения поставщиков, используемых в государственных закупках в России, устранения имеющихся недостатков необходимо изучение передового опыта их применения в наиболее развитых странах мирового сообщества.

В международной практике применения способов определения поставщиков для государственных нужд лидирующее место занимают конкурентные переговоры и закрытые конкурсы (оборонная промышленность). Указанные системы закупок имеют свою специфику, которая позволяет осуществлять их с наибольшей эффективностью. Изучение мирового опыта применения различных способов определения поставщиков для государственных нужд позволит устранить имеющиеся недостатки контрактной системы России и сформировать оптимальные правила осуществления государственных закупок.

Литература:

  1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
  2. Государственные и муниципальные закупки — 2009. Сборник докладов IV Всероссийской практической конференции-семинара. — Москва: Юриспруденция, 2010. — 416 c.
  3. Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли. Справочник Юнситрал / Вена: Издание Организации Объединенных Наций, 2007. — 51 c.
  4. Нестерович Н. В. Эффективность государственных закупок — конкуренция / Н. В. Нестерович // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. — 2015. — No 41. — С. 8–15.
  5. Покровская В. В. Современный зарубежный опыт в области развития государственных закупок / В. В. Покровская, Е. А. Ускова // Мировая экономика. — 2008. — № 3. — С. 25–39.
  6. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг». — Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/arhiv/a_dz_6.nsf/ByID (Дата обращения: 25.03.2021)
  7. Храмкин А. А. Настольная книга госзаказчика / А. А. Храмкин, О. М. Воробьева, Н. Евсташенков и др. — 10-е изд. — Москва: Юриспруденция, 2015. — 576 c.
  8. Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг и Руководство по его принятию (1994 год)


Задать вопрос