Перспективы развития мировой логистики в постковидную эпоху | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 07.04.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Межова, А. В. Перспективы развития мировой логистики в постковидную эпоху / А. В. Межова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79811/ (дата обращения: 19.04.2021).



В статье автор рассматривает, как пандемия коронавируса нарушила привычные связи между производителями и потребителями, какие были внесены изменения в бизнес транспортных и логистических компаний.

Ключевые слова: логистика, мировая экономика, грузоперевозки, COVID-19.

Непростая эпидемиологическая ситуация, которая сложилась вследствие распространения вируса COVID-19, внесла определенные изменения во все сферы нашей жизни. Однако особо сильные изменения произошли именно в экономической сфере. Важность и значение анализа негативных последствий пандемии на российском рынке, выявления наиболее пострадавших отраслей экономики необходимы для определения перспектив и формирования стратегических направлений для дальнейшего развития мировой экономики.

Пандемия не обошла стороной и мировую логистику, «вызвав дисбаланс спроса, связанный с изменениями спроса, приостановкой производств и введённых ограничений», — сообщает руководитель практики по работе с транспортными предприятиями KPMG в России и СНГ Сергей Казачков. Эксперты оценили ситуацию на начало мая 2020 г.: «убытки Транспортного сектора в России превышают 230 млрд. рублей»

Из-за экономических последствий эпидемии снизился импорт товаров из стран Евросоюза и, наоборот, экспорт из России в страны ЕС. На границах стран ЕС образовались очереди, что затрудняет и значительно увеличивает сроки перевозок. В международной транспортно-логистической компании Kuehne + Nagel отмечают: «Приостановка деятельности некоторых компаний — как грузоотправителей, так и грузополучателей — привела к снижению объема перевозок, а также к необходимости сокращения частоты отправки отдельных рейсов и перестройке маршрутов» [1].

Логистические фирмы, которые участвуют в транспортировке и хранении товаров, были непосредственно затронуты пандемией COVID-19. Являясь неотъемлемой частью производственно-сбытовых цепочек, как внутри, так и за пределами международных границ, логистические фирмы содействуют торговле и помогают бизнесу доставлять свою продукцию клиентам. Перебои в цепочках поставок могут повлиять на конкурентоспособность и экономический рост, и создание рабочих мест.

Логистические компании связывают фирмы с рынками, предоставляя различные услуги, в том числе мультимодальные перевозки, экспедирование грузов, складирование и управление запасами. Они важны для глобального производства, которое является сложным. Например, телефон iPhone от компании Apple использует компоненты от более чем 200 поставщиков в 43 странах. В результате современные глобальные производственно-сбытовые цепочки требуют большей устойчивости и эффективности при перемещении товаров между странами и внутри стран [2].

Влияние пандемии сильнее всего ощущается в Китае, так как он играет важную в мировом обрабатывающем производстве (при этом Ухань, эпицентр пандемии, играет особенно значительную роль — более 200 из 500 фирм, входящих в рейтинг 500 крупнейших мировых компаний Fortune Global 500, присутствуют там) [3].

Перебои в производственном процессе в Китае охватили все глобальные производственно-сбытовые цепочки. В крупных контейнерных портах Китая было зарегистрировано отставание в перевозке грузов. Ограничения на передвижение привели к нехватке водителей грузовиков, которые могли бы забирать контейнеры, а океанские перевозчики отменяли рейсы. Возникший в результате дефицит комплектующих из Китая повлиял на производственные операции за рубежом. Это затронуло основные отрасли промышленности по всему миру, включая автомобилестроение, электронику, фармацевтику, медицинское оборудование и расходные материалы, а также потребительские товары.

Пандемия распространилась на весь остальной мир, что привело к блокировке и закрытию границ и, в свою очередь, ограничило передвижение товаров. Дополнительные протоколы (такие как социальная дистанция на складах), введенные для обеспечения безопасности работников, способствовали появлению некоторых проблем для грузовых перевозок. Например, в Европейском Союзе грузовики сформировали пробку длиной в 60 километров на шоссе А4 после того, как Польша закрыла свою границу с Германией в середине марта. В Индии эта блокировка привела к нехватке водителей грузовиков, в результате чего в портах скопилось более 50 000 контейнеров [4]

Мы можем наблюдать влияние на перевозки в трех ключевых глобальных транспортных сегментах — морские, наземные и воздушные перевозки.

  1. Морские перевозки. Логистическая компания Agility Logistics сообщает о значительных ограничениях в морских перевозках по всему миру, что отражается как на ключевых экспортерах, таких как Бразилия, Китай, Индия и Мексика, так и на импортерах, таких как Европейский союз. По мнению международной компании экспресс-доставки грузов и документов DHL, слабый спрос будет продолжать оказывать негативное влияние на маршруты между Азией и Европой, США и Латинской Америкой. В связи с этим в ближайшее время ожидается увеличение количества незаполненных рейсов.
  2. Наземные перевозки: В отличие от морских и воздушных перевозок, наземный транспорт, как правило, остается частично доступным во всем мире, так как дороги остаются в рабочем состоянии, за исключением стран, находящихся в тяжелой ситуации. Грузоперевозки перегружены из-за дополнительного спроса на их услуги — особенно транспортировку продуктов питания и медикаментов. Спрос на железнодорожные перевозки вырос из-за более высоких тарифов на грузовые авиаперевозки и более длительного транзитного времени для грузовиков.
  3. Воздушные перевозки: Объемы перевозок в марте 2020 года упали на 19 % из-за резкого сокращения пассажирских рейсов и падения производства в Китае. В середине апреля 2020 года наблюдалось увеличение пропускной способности, а также восстановление объемов перевозимых грузов [5].

Однако не все сегменты будут затронуты в равной степени — компании, обслуживающие электронную коммерцию, отмечают рост активности, поскольку потребители предпочитают покупать предметы первой необходимости через Интернет, в то время как компании, обслуживающие другие сектора (такие как автомобилестроение и производство потребительских товаров), столкнутся с экономическим спадом. Одно из смягчающих последствий: рекордно низкие цены на топливо должны в определенной степени облегчить работу.

Чтобы логистическая отрасль продолжила функционировать, нужно снизить введение ограничений и принять различные меры: организовать бесплатные парковки и выделить отдельные полосы движения для транспорта, восполнить налоговые отчисления, расходов на топливо и арендной платы, снизить штрафы для юридических лиц и т. д. В данной отрасли останутся только сильнейшие игроки: рынок покинут мелкие и некоторые средние участники, не успевшие накопить достаточно средств на покрытие расходов. Многие компании начнут объединяться и, таким образом, усиливать свои позиции на рынке. Логистические компании в связи с ростом курса валют и ухудшением эпидемиологической ситуации будут отказываться от обновлений автопарка, в связи с чем будут востребованы услуги ремонта и технических обслуживаний автомобилей. Однако уже сейчас развивается и бесконтактная курьерская доставка, и внедряются IT-технологии. В нынешней более спокойной обстановке становится легче выполнять перевозки, и компании, которые следят за изменениями и умеют быстро адаптироваться к различным меняющимся обстоятельствам, смогут справиться со сложившейся ситуацией и усилят свои позиции в бизнесе.

Литература:

  1. Транспорт движется сквозь карантин. [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/4320861 (дата обращения: 20.03.2021)
  2. We traced what it takes to make an iPhone, from its initial design to the components and raw materials needed to make it a reality. [Электронный ресурс] URL:https://www.cnbc.com/2018/12/13/inside-apple-iphone-where-parts-and-materials-come-from.html (дата обращения: 20.03.2021)
  3. COVID-19 managing supply chain risk and disruption [Электронный ресурс] URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/global/Documents/About-Deloitte/gx-COVID-19-managing-supply-chain-risk-and-disruption.pdf (дата обращения: 28.03.2021)
  4. Trucks are forming 37-mile-long queues at European borders after authorities started closing them to stop the coronavirus spread [Электронный ресурс] URL: https://www.businessinsider.com/coronavirus-europe-borders-shut-trucks-traffic-jam-2020–3 (дата обращения: 28.03.2021)
  5. Effects of Novel Coronavirus (COVID‐19) on Civil Aviation: Economic Impact Analysis[Электронный ресурс] URL: https://www.icao.int/sustainability/Documents/COVID-19/ICAO_Coronavirus_Econ_Impact.pdf (дата обращения: 28.03.2021)
  6. Логистические тренды 2020–2021 года: влияние пандемии COVID-19 на перевозки [Электронный ресурс] URL: https://www.retail.ru/articles/logisticheskie-trendy-2020–2021-goda-vliyanie-pandemii-covid-19-na-perevozki/ (дата обращения: 28.03.2021)
  7. Логистический коллапс: ситуация накаляется [Электронный ресурс] URL: https://www.retail.ru/articles/logisticheskiy-kollaps-situatsiya-nakalyaetsya/ (дата обращения: 28.03.2021)
Основные термины (генерируются автоматически): Китай, перевозка, компания, Россия, DHL, KPMG, Европейский союз, мировая экономика, нехватка водителей грузовиков.


Задать вопрос