Автором была выбрана данная тема неспроста, я считаю, что именно процесс формирования личности является одним из самых многоплановых и самых интересных в психологии. Как все мы знаем, формирование личности — это самый первый этап становления личностных свойств индивида. Личностный рост имеет как социальные, так и биологические факторы. Социальные факторы роста это — принадлежность человека к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, личностные факторы включают в себя физические, биологические и генетические особенности каждого человека. Представления о «личности» многоплановы, она считается объектом исследования многих наук, таких как: философии, психологии, социологии, эстетики, этики и т. д.
Ключевые слова : личность, развитие личности, личностные качества, социализация личности.
Многие исследователи, анализируя особенности современной науки, выделяют сильное увеличение интереса к проблемам личности. Например, концепция Л. С. Выготского выделяет, что становление и развитие личности — целостно. Движущей силой развития личности является — обучение. Потому что развитие ребенка происходит с помощью таких выделенных форм и способов деятельности, которые уже были выработаны исторически, а именно через обучение. Сначала ребенок начинает взаимодействовать с взрослыми и друзьями — это и есть своего рода обучение. По мнению Л. С. Выготского, самыми первыми, как форма коллективного поведения ребенка, появляются высшие психические функции, а потом они уже становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Например, средство общения — речь, в ходе всего процесса развития она уже становится внутренней и после чего начинает выполнять и интеллектуальную функцию. [1]
Я знаю, что формирование самой личности это, прежде всего формирование новых мотивов и потребностей. [2] Любая личность будет развиваться не сразу, а постепенно, с каждым разом она будет переходить на все более и более сложные этапы развития.
А. Н. Леонтьев выделял два основных этапа формирования личности
Таблица 1
Первый этап |
Второй этап |
Данный этап относится к дошкольному возрасту |
Данный этап относится к подростковому возрасту |
Преобладает установление мотивов. Например, «эффект горькой конфеты». В данной ситуации воспроизводится борьба двух побуждений: один из них — будущая награда, а другой — социокультурный запрет. |
На этом этапе уже осознаются свои мотивы, происходит процесс самосознания. |
Можно сказать, что развитие личности представляет собой процесс взаимодействия множества деятельностей, которые могут взаимодействовать между собой в абсолютно разных системах отношения. Абсолютно любая деятельность имеет свою структуру. Так как у личности есть своя структура, и характеризуется она пятью потенциалами. Например, художественный потенциал можно определить с помощью интенсивности художественных проявления и потребностей и тем, как их можно удовлетворить. Познавательный потенциал определяется именно тем, какой информацией владеет человек, на сколько она качественна и какой у нее объем. Творческий потенциал обусловливается приобретенными человеком также без помощи других выработанными умениями и навыками. Коммуникативный потенциал можно определить мерой общительности человека, и контактами с другими людьми и т. д.
Можно сказать, что социализация — это сам процесс развития и формирования личности, которая начинается с самых первых минут жизни человека. Есть первичная и вторичная социализация. Даже одни и те же социальные ситуации будут восприниматься по- разному и переживать их люди будут тоже по-разному. Также можно сказать и про социальный опыт, он тоже может быть абсолютно разным, даже если будет выноситься из одинаковых ситуаций. [3] Социализацию, как двусторонний процесс определяет Г. М. Андреева, с одной стороны — это процесс активного воспроизводства человеком системы социальных связей за счет его деятельности, «включения» в среду, а с другой
усвоение человеком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей. [4]
Подводя итоги, можно сказать, что проблема формирования личности, личностных качеств человека, очень сложная и значимая. Проанализировав большое количество литературы, я могу сделать такой вывод, что личность является уникальной. Это может зависеть и от условий, в которых проживает человек и от наследственных особенностей человека. Личность — это максимально обширное понятие, включающее в себя индивидуальные свойства человека, а также и общие признаки. Личность не может появиться просто так, на пустом месте. Личность формируется в течение всей жизни, в социальном пространстве, в процессе изучения, воспитания и применения своих знаний на практике. Когда человек сможет с точностью определить свое место в жизни и обществе, когда он сможет принять себя как личность, он станет индивидуальностью. Человек после принятия себя становится свободным, у него все больше развивается чувство достоинства, это и поможет отличить его от любой другой личности.
Литература:
- Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М, 1960.
- Леонтьев А. Н.Формирование личности. Тексты — М, 1982.
- А. А. Реан «Психология личности» -М, 2016.
- Андреева Г. М. Социальная психология. — М, 2002.
- Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011.
- Столяренко Л. Д. Самыгин С. И. Психология личности.- Ростов н/Д, 2011.