Правы, конечно, те психологи, которые в своих суждениях объясняют периоды возникновения и происхождения, а также проблемы развития личности, ссылаясь на теории и труды З.Фрейда, А.Адлера, К.Юнга, К.Роджерса, А.Маслоу, Р.Немова, П.Жане, математические исследования Г.Олнорта, Р.Кеттелла и др., пытаясь раскрыть более точную позицию в определении целостной концепции сущности личности.
В теории личностной психологии больше внимания уделяют задачам организации сохранений в памяти, соотношений словесно-образных презентаций, в частности, обобщенным структурам и в реализацию различных вариантов активного поведения личности.
Существуют самые разнообразные подходы к классификации теорий и концепций личности. Причем с этими различиями мы можем столкнуться не только в научных работах, но и в учебных пособиях. Так, Р. С. Немов насчитывает по крайней мере 48 теорий личности, каждая из которых может быть оценена по пяти параметрам, являющимся основанием для классификации.
В учебнике по психологии отмечено, что по способу объяснения поведения все существующие теории личности можно разделить на психодинамические, социодинамические и интеракционистские. (1:419)
Еще одним основанием для классификации теорий личности является то, на что в них обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки. Так, можно выделить теории черт. Согласно положениям данной группы теорий, все люди отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание личности можно получить на основе тесто-логического или другого способа выявления и описания личностных черт, например на основе обобщения жизненных наблюдений разных людей за данным человеком. (1:420)
Личность — это человек, который постоянно находится во взаимодействии с социальными контактами, воздействуя на среду, выстраивает свои отношения с окружением. И тем самым отдавая себе отчет в своих отношениях.
Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества. (2:51)
Понятно, что изучение личности с позиции определения психологических и философских взглядов приведет к познанию исторического содержания общественного развития личности. В конечном итоге нормативно-смысловому результату, указывая на научный или иной путь теоретического опыта.
Совместно, интегрируя существующие связи в условиях понимания общественных нужд личности, тем самым рассматривая общественные отношения с общественно-исторических точек зрения. При том, исследуя предпосылки роста и развития личности в общественном понимании с научной трактовкой.
Личность — это не просто умеющий мыслить аналитически человек, основываясь на информации и отбирая наиболее нужное, но существенно упрощающий сам процесс мышления с позиций физиологической науки, тем самым отождествляя общение.
Как показывает наш анализ, опыт социального формирования личности приводит к активизации межличностных отношений, что является характерной особенностью в организации среды, усиливая адаптацию и консолидацию личности.
Конечно, психологический настрой и ориентировка должны быть направлены на «взаимовыгодные» связи с соответствующими объектами, где формируется личность.
Учитывая существенные характеристики поведения и полярности личности на воспитательных ступенях, мы рассматриваем только задачи формирования у него общественных навыков «выживания», с неопределенными целями и личными установками по удовлетворению потребностей.
Чего хочет личность? Благ, успеха, развития и т. д. и т. п.? Но это область сугубо индивидуального подхода к ценностям, традициям, устоям, мировоззрению, дальше больше. А процесс достижения каких-то благ, пусть даже рационально нравственных, соответствует терпению, обучению, убедительности, последовательности, эффективности целей и т. д.
Мы рассуждая о личности в целом, не должны упускать из вида цикличность формирования и развития психических процессов, об их базовом соотношении и предназначении. И в целом, логически зависящих от друг друга жизненно важных и необходимых материалов, которые содержат категории, очередности, теоретических аксиом. И приоритеты направленности психических процессов, которые иногда независимы в период протекания, как эмоции, аффекты и т. п.
Чаще всего остается открытым вопрос поэтапной социализации личности в историко-философском описании, как формирование таких качеств, которые помогают «входит» в общественную систему или мягко говоря «в коллектив». В условиях социальных отношений успешное управление особенностями личности и обеспечение её «практическими» функциями потребует немалых сведений, а если с исторической линии, то и житейской мудрости, гибкости влияющих на общественные нормы поведения. Это как раз те принципы, которые возможно, будут учтены при оценке процедур становления характера личности.
Рассмотрение частного опыта личности включает на определенном уровне не только объективное содержание общественно-исторического опыта, как своеобразные формы сознания, но и использование его в индивидуальном опыте с точки зрения оценки эффективности достижений или пересмотра ряда мотиваций.
Литература:
- Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)
- Сластенин В. А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 576 с.