Инфраструктура аэропортовых комплексов Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 29.03.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Саутенкова, Е. В. Инфраструктура аэропортовых комплексов Российской Федерации / Е. В. Саутенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 97-98. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79590/ (дата обращения: 21.04.2021).



В статье автор оценивает современное положение инфраструктуры аэропортовых комплексов Российской Федерации.

Ключевые слова: аэропортовый комплекс, воздушный транспорт, аэропортовая инфраструктура, гражданская авиация.

На сегодняшний день инфраструктуру можно рассматривать как отдельный и самостоятельный вид предпринимательской деятельности, поскольку она выполняет не только вспомогательные функции по производству и оказанию услуг. Доказательством этого является транспортная инфраструктура.

Транспортная инфраструктура является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры, в связи с этим ее успешное функционирование — необходимое условие устойчивого темпа экономического роста всего государства, целостности его территории и пространственной безопасности, а также повышения качества жизни населения. При этом необходимо отметить, что состояние и темпы модернизации транспортной отрасли, а также экономический и технический уровни инфраструктуры транспортной отрасли Российской Федерации в настоящее время не полностью удовлетворяют потребности общества, что проявляется в наличии несоответствия между качеством функционирования транспортной инфраструктуры, ее недостаточным уровнем и постоянным ростом общественного спроса на транспортные услуги. Как правило, инфраструктурные отрасли занимают монопольное положение на рынке, а также находятся собственности государства (или же жестко им контролируются). Но так как в условиях современных рыночных отношений государство зачастую не может в одиночку обеспечить эффективное и непрерывное функционирование инфраструктуры, существует необходимость в поиске новых методов и форм управления ее объектами совместными силами с частными предпринимателями и в общих общественных интересах.

Инфраструктура воздушного транспорта играет особое значение в качестве средства обеспечения дальних, средних и ближних грузовых и пассажирских перевозок. Невозможно переоценить это значение для Российской Федерации, в которой воздушный транспорт, помимо выполнения первостепенных социальной и экономической функций, является также мощным инструментов обеспечения политического и территориального единства всего государства.

«Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» определяет основные направления созданий транспортных условий для авиационного развития страны и повышения качества жизни ее граждан [2]. Модернизация и развитие наземной инфраструктуры воздушного транспорта и, в первую очередь, национальной опорной сети аэродромов, занимает особое место в этом документе.

В настоящее время большая часть аэропортов страны находится в сложном экономическом положении и не имеет достаточного количества объема работ, который гарантировал бы привлекательность данного бизнеса в долгосрочной перспективе. Кроме того, значительная часть аэропортов находится в частной собственности, несмотря на то, что государство направляет довольно значительные инвестиции на их развитие, которые невозможно сопоставить с размерами частных инвестиций.

Из вышесказанного становится понятным, что воздушный транспорт Российской Федерации требует надежного технического обновления, в целом, так же, как и вся инфраструктура гражданской авиации, которая в крайние десятилетия испытывает затяжное недофинансирование, а также практически не обновлялась. Не стоит забывать также и о том, что основные технические решения закладывались более 50 лет назад.

Инфраструктура воздушного транспорта в настоящее время включает в себя:

— аэродромы, вертодромы, обустроенные места для приводнения и причаливания воздушных судов, прочие объекты, необходимые для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

— аэровокзалы (терминалы) и иные объекты, в том числе объекты капитального строительства, необходимые для посадки на воздушное судно и высадки из него пассажиров, погрузки, разгрузки и хранения грузов, перевозимых воздушным судном, обслуживания и обеспечения безопасности пассажиров и грузов;

— объекты единой системы организации воздушного движения;

— наземные объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции и ремонта аэропортов, аэродромов и вертодромов, подземные сооружения и инженерные коммуникации;

— здания, сооружения, расположенные на территориях аэропортов, аэродромов, вертодромов и предназначенные для авиационной безопасности, оказания услуг, обеспечения государственного контроля (надзора) в области использования воздушного пространства [1].

Цель аэропортовой деятельности — создание условий для эффективного функционирования воздушного транспорта, обеспечения безопасности полетов и предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность аэропорта, безопасности для жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды, защиты интересов государства, общества и его граждан.

О развитии аэропортовой инфраструктуры в стране можно говорить лишь в том случае, если она имеет законодательно оформленное определение и систему управления [3]. При этом стоит отметить, что, к примеру, аэродромный имущественный комплекс аэропортов гражданской авиации (так в нормативных документах именуется аэропортовая инфраструктура) на данный момент не имеет четкой законодательной базы. Сооружения аэродромов по российскому законодательству не подлежат приватизации, в связи с чем находятся под управлением собственника федерального имущества в лице соответствующих территориальных подразделений Росимущества, а значит, на них распространяется правовой режим государственной казны. Так что все вопросы управления аэродромными имущественными комплексами находятся в ведении Росимущества.

Здание аэропорта и прилегающие к нему подъездные пути по российской практике в настоящее время, как правило, приватизированы. Такая существующая юридическая коллизия также дополняется тем, что отсутствует правовое обеспечение экономического режима коммерческой эксплуатации аэродромов в большинстве регионов страны, что усложняет ситуацию в еще большей степени.

Для разрешения сложившейся ситуации требуется создать такую эффективную систему управления аэропортовым имущественным комплексом, которая обеспечит государственные интересы в области безопасности и реализацию общественных потребностей в авиаперевозках, а также поспособствует формированию рынка конкурентоспособных услуг в сфере аэропортового бизнеса.

Достижение такой цели возможно при условии решения двух задач. Во-первых, государству необходимо продолжать развивать федеральные аэродромные комплексы, учитывая обеспечение безопасности полетов, а также предоставления потребителям государственно значимых услуг по авиаперевозкам. Во-вторых, следует привлекать внебюджетные средства (средства частного бизнеса) для такого развития аэродромных, а также аэропортовых комплексов совместного базирования и использования, например, в форме государственно-частного партнерства. В дальнейшем это вызовет изменение правового и экономического статуса федеральных аэродромных комплексов и включения их в сферу гражданского оборота. При такой ситуации элементы инфраструктуры аэропортовых комплексов можно будет рассматривать как объекты самостоятельного вида бизнеса с соответствующими ему целями, задачами, функциями и формами управления.

Литература:

  1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 08.06.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021).
  2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р.
  3. Фисенко А. И. Эффективность управления инфраструктурой аэропортов малой интенсивности полетов в условиях формирования государственно-частных партнерств на воздушном транспорте / А. И. Фисенко, В. В. Комарова, А. В. Милая. — Текст: непосредственный // Транспортное дело России. — 2011. — № 10. — С. 113–116.
Основные термины (генерируются автоматически): воздушный транспорт, Российская Федерация, аэропортовая инфраструктура, гражданская авиация, транспортная инфраструктура, государство, обеспечение безопасности полетов, оказание услуг, транспортная отрасль, форма управления.


Ключевые слова

гражданская авиация, воздушный транспорт, аэропортовый комплекс, аэропортовая инфраструктура
Задать вопрос