Организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (355) март 2021 г.

Дата публикации: 29.03.2021

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Ляпина, О. В. Организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе / О. В. Ляпина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 269-271. — URL: https://moluch.ru/archive/355/79584/ (дата обращения: 18.04.2021).



В статье автор пытается определить условия формирования готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Ключевые слова: методическая работа, начальная школа, учебный процесс, тренинг, вид работы, здоровье учащихся.

Эффективность процесса формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе может быть обеспечена созданием комплекса педагогических условий:

— организацию методической работы с педагогами на основе разработанной модели формирования готовности педагогов к использованию здоровьесберегающих технологий;

— реализация программы тренинга с педагогами по развитию умения использовать здоровьесберегающие технологии в учебном процессе в начальной школе.

Понятие «методической работы» в научной литературе раскрывается по-разному. Анализ научной литературы выявил наиболее точное определение, которое будет считаться точкой зрения в нашем исследовании, К. Ю. Белой, по мнению которой под «методической работой» следует понимать «управленческую систему, включающую цель, задачи, функции, формы и методы» [1].

Для того, чтобы более ясно представить определение понятия «методическая работа» в подходах других учёных, была составлена сравнительная таблица 1:

Таблица 1

Научные подходы к определению понятия «методическая работа» в современной науке

Поэтому, анализируя материалы по проблеме методической работы, мы заключаем, что она считается ключевым условием профессионального роста педагогов. Это даёт нам основания утверждать, что стремление учителей сохранить здоровье учащихся наиболее эффективно развивается в методической работе.

В исследованиях К. Ю. Белой, Л. М. Денякиной представлены следующие формы методической работы [2]:

«— локальные — формы методической работы, организуемые внутри образовательной организации. К данным формам относятся семинар-практикум, индивидуальные и групповые консультации, открытые занятия и т. п.;

— интраактивные — формы методической работы, организуемые между образовательными организациями одного района. К данным формам относятся психолого-педагогические проблемные семинары, методические службы, деловые игры и т. п.;

— интерактивные — формы методической работы, организуемые на городском, областном и федеральном уровне. К данным формам относятся научно-практические конференции, фестивали, конкурсы и т. п». [1]

Выделяют формы методической работы по характеру ее осуществления. Такое деление предложено М. А. Беребиным, В. Н. Кеспиковым, С. Г. Молчановым [6]. Они выделяют административные и дидактические формы методической работы:

1. Административные формы:

1.1. Учебно-образовательные округа.

1.2. Ассоциация (педагогических работников по проблемам исследования).

1.3. Ассоциация (педагогических работников по учебной дисциплине).

1.4. Научно-методическая кафедра (по образовательной области или областям).

1.5. Методическое объединение (по образовательной области).

1.6. Методическая секция (по учебной дисциплине).

1.7. Индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование.

2. Дидактические формы:

2.1. Проблемные семинары.

2.2. Проблемно-проектные семинары.

2.3. Организационно-деятельные игры.

2.4. Репродуктивно-эвристические (педагогические чтения; научно-практические конференции).

2.5. Эвристико-продуктивные (фестивали педагогических идей, социально-педагогических инициатив, проектов; конкурсы профессионального мастерства).

2.6. Продуктивные (научные конференции; теоретические (методологические) семинары; повышение квалификации по индивидуальному плану; участие во ВНИК, ВТК; творческие отпуска; научные стажировки).

Репродуктивные (экстернат; практикум; научно-практические семинары; педагогические мастерские; семинары-практикумы; тренинги).

Методы активного обучения — это система методов, которые обеспечивают активность и разнообразие умственной и практической деятельности учащихся в процессе обучения знаниям, повышая их профессиональные навыки.

Особенности активных методов обучения:

— групповая форма организации работы участников учебного процесса;

— использование ориентированного на деятельность подхода к обучению;

— практический фокус участников в процессе обучения;

— игровой и творческий характер обучения;

— интерактивность учебного процесса;

— включение различных коммуникаций в работу;

— использование знаний и опыта воспитанников;

— участие в процессе обучения всех чувств;

— анализ процесса обучения его участников. [7]

Таким образом, на основе всего вышеперечисленного выстроилась система методической работы, ориентированная на формирование готовности учителей к проведению здорового процесса обучения.

Следующее условие — это проведение тренинга с педагогами по развитию умения использовать здоровьесберегающиt технологии в учебном процессе в начальной школе.

Данное условие позволит актуализировать имеющиеся знания педагогов, использовать здоровьесберегающие технологии, в своей работе, без утомления вызвать интерес, который позволит быстро добиться результатов.

Отчётливо признана ответственность школы за образование молодого поколения. Не все педагогические средства используются в области образования и развития ребёнка. Таким средством образования является тренинг: «его основными структурными элементами являются: моделируемый объект учебной деятельности, совместная деятельность участников, правила тренига, принятие решений в изменяющихся условиях, эффективность принятого решения. Тренинг имеет важную черту: в нём когнитивная деятельность участников — это само движение, потому что информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности» [3, с. 251–252].

«Тренинг — это одно из тех занятий, которое используется для воспитания личности, обучения участников различным видам деятельности предметами, методами и средствами коммуникации. В тренинге участник развивается как личность, он формирует те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успех его профессиональной деятельности, отношения с людьми» [4; 5; 6;]. Главное отличие тренинга от другой деятельности заключается в том, что его предмет — сама человеческая деятельность.

По мнению П. И. Пидкасистого: «тренинг — активные мероприятия для моделирования изучаемых систем, явлений, процессов; коллективная, целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены решением основной задачи и направляют свое поведение к результату» [4, с. 251].

«Педагогический тренинг для учителей начальной школы направлен на развитие таких качеств, как эффективный индивидуальный стиль профессиональной деятельности, способность успешно общаться с коллегами и руководством, учениками и их родителями, а также с членами их семей. Тренинг помогает развивать такие качества, как позитивное отношение к ребёнку, эмоциональное признание младшим учеником, средства коммуникации, способы качественной саморегуляции» [1].

«Основная особенность тренинга с учителями начальной школы заключается в том, что обучение представлено как игровая система, целью которой является достижение гармоничной атмосферы в коллективе» [4;5].

Важно, чтобы это стало системой, которая не используется время от времени. Если ведущий считает этот вид работы обязательным и необходимым, правильно организует свою совместную деятельность, это будет способствовать тому, что каждый из участников тренинга попадет в ситуацию успеха, которая снизит психологический стресс, повысит самооценку, улучшит настроение, что, в свою очередь, положительно повлияет на отношения как внутри коллектива, так и с родителями учеников, и с администрацией. С достойной организацией занятий за 2–3 недели можно осуществить положительную динамику в межличностном процессе общения участников тренинга и окружающих их людей.

Таким образом, мы рассмотрели организационно-педагогические условия процесса формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе: организацию методической работы с педагогами на основе модели формирования готовности педагогов к использованию здоровьесберегающих технологий; реализация программы тренинга с педагогами по развитию умения использовать здоровьесберегающие технологии в учебном процессе в начальной школе.

Литература:

  1. Белая, К. Ю. Методическая работа. Анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. — Текст: непосредственный // — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 96 с.
  2. Богачев, А. Н. Формирование готовности будущих педагогов к здоровьесберегающей деятельности / А. Н. Богачев. — Текст: непосредственный // EurasiaScience. — 2017. — С. 105–107.
  3. Брехман, И. И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Брехман. — Текст: непосредственный // — М.: Физкультура и спорт, 2010. — 208 с.
  4. Булгакова, М. Б. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе и во внеурочное время / М. Б. Булгакова, О. А. Уханова. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2010. — № 1. — С. 216–220.
  5. Вилкова, К. К. Готовность будущих педагогов к здоровьесбережению: состояние и перспективы / К. К. Вилкова, Л. А. Акимова. — Текст: непосредственный // Педагогика здоровья и безопасность жизнедеятельности. — Оренбург, 2018. — С. 18–21.
  6. Григорьева, Л. Г. Воспитательные возможности игровых технологий в развитии творческой самостоятельности младших школьников / Л. Г. Григорьева. — Текст: непосредственный // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 61–63.
  7. Дудина, Л. И. Управление научно-методической работой как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения инновационного типа (гимназия): диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Л. И. Дудина. — Текст: непосредственный // — УралГАФК. — Челябинск, 1996. — 181 с.
Основные термины (генерируются автоматически): методическая работа, начальная школа, учебный процесс, процесс обучения, развитие умения, тренинг, научная литература, образовательная область, профессиональная деятельность, учебная дисциплина.


Ключевые слова

тренинг, начальная школа, учебный процесс, методическая работа, вид работы, здоровье учащихся
Задать вопрос