В статье рассматривается правовая сущность понятий «общественный порядок» и «общественная безопасность», исследуются подходы ученых-правоведов к определению данных категорий, изучаются трактовки, закрепленные в законодательстве РФ.
Ключевые слова: безопасность, общественная безопасность, общественный порядок, социальные нормы.
The article examines the legal essence of the concepts of «public order» and «public safety», examines the approaches of legal scholars to the definition of these categories, studies the interpretations enshrined in the legislation of the Russian Federation.
Keywords: security, public safety, public order, social norms.
Критерием оценки функционирования правового государства и гражданского общества является уровень эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина, но данный процесс в России, на фоне возрастающей социальной активности населения, до настоящего времени остается незавершенным. В связи с этим, вопросы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности выходят на первый план среди объектов внимания правоохранительных органов, органов государственной власти и лиц, осуществляющих законотворческую деятельность в данной сфере.
Подходы к определению понятий «общественная безопасность» и «общественный порядок» достаточно разнообразны, поэтому в юридической науке и практике не сложилось единой трактовки данных понятий.
Рассмотрим поочередно подходы законодателя и ученых-правоведов к обозначенным понятиям.
Анализ законодательства и юридической литературы показывает, что термины «безопасность», «общественная безопасность», без раскрытия их основных значений, в различных законодательных и нормативно-правовых актах применяются достаточно часто. Так, в п. «м» ст.71 основного закона РФ (Конституции РФ), понятие «безопасность» приводится вместе с понятием «оборона», хотя является отдельным явлением, характеризующим определенное состояние человека и гражданина, свободное от внешних угроз. То есть, при наличии нормы об обеспечении данного состояния сущность понятий «безопасность» и «общественная безопасность» в Конституции РФ не раскрыта.
Упомянутые понятия достаточно часто встречаются:
– в федеральных конституционных законах, таких как: ФКЗ «О военном положении», ФКЗ «О чрезвычайном положении» и др.);
– федеральных законах (ФЗ «О безопасности», ФЗ «О противодействии терроризму», ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации», ФЗ «Об общественных объединениях» и др.);
– в кодифицированных законодательных актах УК РФ, КоАП РФ;
– Указах Президента РФ, распоряжениях Правительства РФ, регламентах и правилах (например, Правила обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований) и в иных нормативно-правовых актах.
Утративший в настоящее время силу Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I «О безопасности» [6], раскрывая понятие «безопасность» в п. 1. ст. 1, определял ее как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз», относя к жизненно важным интересам некую совокупность «потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства» (п.2. ст. 1).
В п. 3 ст.1. ФЗ N 2446-I были перечислены следующие основные объекты безопасности:
– личность (права и свободы);
– общество (материальные и духовные ценности);
– государство (конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность).
Приведенное определение безопасности представлялось неполным, поскольку в данном контексте безопасность отражала интересы перечисленных категорий и относилась к категории «угроза — защита».
Новый федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ (в ред. от 09.11.2020) [11], в ст.1. определяя основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, вообще не раскрывает сущность понятий «безопасность», «общественная безопасность», «личная безопасность», а лишь ограничивается их перечислением, не конкретизируя.
В ст. 2. ФЗ N 390-ФЗ среди основных принципов обеспечения безопасности особо выделен принцип «соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина».
Среди приоритетных направлений деятельности по обеспечению безопасности в ФЗ N 390-ФЗ указаны прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности; определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности (ч.3.).
Поскольку в многочисленных нормативно-правовых актах (НПА) МВД России достаточно часто употребляется понятие «общественная безопасность», рассмотрим, как представлено данное понятие в этих документах.
Как показал анализ, в большинстве НПА МВД не содержится определения данного понятия и не раскрывается его сущность. Определение общественной безопасности приводится только в утратившем силу приказе МВД РФ «Концепция развития службы общественной безопасности МВД РФ» от 15 марта 2002 г. № 240 [7].
Приведенное в Приказе № 240 определение общественной безопасности основано на дефиниции, которая была закреплена в утратившем силу Законе РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I «О безопасности», однако оно является более точным и емким: «Общественная безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от общественно опасных деяний и негативного воздействия чрезвычайных обстоятельств, вызванных криминогенной ситуацией в Российской Федерации, а также чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, пожарами, эпидемиями и иными чрезвычайными событиями».
При наличии достоинств и недостатков рассматриваемого определения, следует отметить, что в действующем законодательстве дело обстоит намного хуже: законодатель вообще не приводит общей трактовки понятия «общественная безопасность».
В отдельных нормативно-правовых актах закреплены видовые определения понятия «безопасность», то есть, приводятся трактовки понятий личной, информационной, экономической, военной, экологической, пожарной, международной и иных видов безопасности по предмету охраны и защищаемых интересов. Все перечисленные виды, как составные части, безусловно, должны входить в общее понятие общественной безопасности, однако законодателем это не учтено.
Большая часть ученых-правоведов определяют понятие общественной безопасности как совокупность и систему нормальных и стабильных общественных отношений, установленных законами и НПА, обеспечивающих достаточный уровень личной безопасности членов общества, самого общества и государства.
Главным смыслом, при трактовке рассматриваемого понятия, является то, что общественная безопасность представляется как определенное стабильное состояние объекта (личности, общества, государства) во взаимосвязи с совокупностью определенных воздействующих факторов (синергией), которые могут обеспечить ее сохранение, защищенность от внешних и внутренних угроз.
Таким образом, можно предложить следующее определение понятия «общественная безопасность»: это система отношений, обеспечивающая стабильное состояние личности, общества, государства, основанная на безукоризненном соблюдении юридических норм и организационно-технических правил, и учитывающая противодействие негативным факторам, а также своевременную защиту от внешних и внутренних угроз.
Понятие общественной безопасности неразрывно связано с понятием «общественный порядок».
Вообще, необходимость анализа термина и сущности категории «общественный порядок» заключается в том, что это может иметь практическое значение для работников органов полиции общественной безопасности (при выявлении и предотвращении административных правонарушений), работников прокуратуры (при квалификации преступлений), для судей (при обосновании и вынесении приговоров и судебных решений), для общественных объединений, осуществляющих его (общественного порядка) охрану.
Как и при определении понятия «общественная безопасность» при трактовке понятия «общественный порядок» существуют различные подходы.
Основное определение общественного порядка было сформулировано еще в 1973 году И. Н. Даньшиным [4]. В определении автора достаточно хорошо просматриваются следующие составляющие общественного порядка:
– сознательное волеизъявление, выраженное с стремлении к поддержанию нормального функционирования общественных отношений;
– неукоснительное соблюдение правил поведения и юридических норм всеми членами общества;
– общее стремление к стабильности и безопасности.
С точки зрения В. М. Боера, общественный порядок включает в себя всю систему общественных отношений в совокупности» [3]. При этом автором отмечается, что такая система общественных отношений должна сложиться в результате усвоения и принятия членами общества определенных социальных норм, таких как:
– нормы морали и права;
– нормы закона и права;
– исторические социальные нормы (обычаи, традиции и ритуалы);
– нормы современного общества и его организации.
В более широком смысле трактует понятие общественного порядка
А. И. Парубов: общественный порядок определяется автором как конгломерат всех социальных связей и отношений, которые складываются под воздействием совокупности социальных норм [8]. Рассматривая понятие общественного порядка А. И. Парубов отграничивает его от понятия правопорядка, который, согласно мнения автора, включает только те отношения, которые напрямую регулируются юридическими нормами.
Согласно предлагаемому подходу, можно сделать вывод о том, что категория «общественный порядок» является по отношению к категории «правопорядок», более объемлющей, и по сути, вбирает в себя данное понятие.
Представители общей теории права, такие как В. С. Афанасьев [1],
М. И. Байтин [2], Р. Т. Мухаев, [5], И. В. Тимошенко [9] и другие, к рассмотрению категории «общественный порядок» подходят с позиции организации связей в обществе, полагая, что он (общественный порядок) есть категория социальная, которая охватывает всю систему волевых, идеологических общественных отношений, предопределенных экономическим базисом. Следовательно, общественный порядок характеризуется взаимообусловленностью и взаимозависимостью поведения участников сформировавшимся и принятым в обществе социальным и правовым нормам.
При этом все представители общей теории права включают в содержание понятия «общественный порядок» исключительно социально значимые общественные отношения, возникающие при нахождении людей в общественных местах.
Е. И. Умрихиной общественный порядок характеризуется как «определенная система общественных отношений, нашедших закрепление в правовых нормах, нормах морали, а также в правилах человеческого общежития» [10]. С точки зрения Е. И. Умрихиной, общественный порядок является той системой, которая может через определение прав и круга обязанностей участников общественных отношений, обеспечить им основные конституционные права.
Как видно из приведенных авторских трактовок понятия «общественный порядок», главным различием является критерий, положенный в основу круга общественных отношений в данной сфере. Так, с точки зрения М. И. Еропкина, критерием общественного порядка является место возникновения общественных отношений, а с точки зрения
А. В. Серегина сама система общественных отношений, включающая их содержание и развитие.
Из рассмотренных подходов следует, что содержанием общественного порядка является сама система общественных отношений, которые складываются в результате соблюдения и исполнения членами общества норм морали, права и иных социальных норм. При этом, общественный порядок составляет не само установление социальных и правовых норм, а фактически возникающие, изменяющиеся и развивающиеся на их основе общественные отношения.
Таким образом, учитывая мнения всех представленных авторов, можно сформулировать следующее определение общественного порядка: общественный порядок – это урегулированная нормами морали и права, система общественных отношений, учитывающая интересы всего народа, возникающая, складывающаяся и развивающаяся в процессе нахождения членов социума в общественных местах и вне их, и позволяющая обеспечить соблюдение и защиту основных конституционных прав и свобод всем участникам общественных отношений.
Как показал анализ сущности понятий «общественный порядок и общественная безопасность», в научной литературе существует достаточно большое количество подходов к их толкованию. Современное действующее законодательство данных понятий не закрепляет. В связи с этим предлагается авторский подход к определению понятия «общественная безопасность», под которой понимается система отношений, обеспечивающая стабильное состояние личности, общества, государства, основанная на безукоризненном соблюдении юридических норм и организационно-технических правил, и учитывающая противодействие негативным факторам, а также своевременную защиту от внешних и внутренних угроз.
Также, предлагается следующая трактовка понятия «общественный порядок», под которым понимается урегулированная нормами морали и права, система общественных отношений, учитывающая интересы всего народа, возникающая, складывающаяся и развивающаяся в процессе нахождения членов социума в общественных местах и вне их, и позволяющая обеспечить соблюдение и защиту основных конституционных прав и свобод всем участникам общественных отношений.
Литература:
- Афанасьев, В. С. Общая теория права и государства: учебник / Под ред. В. В. Лазарева. — Москва: Юристъ, 2001. —297 с. – Текст: непосредственный.
- Байтин, М. И. Сущность права. / М. И. Байтин. — Саратов: СГАП, 2001. — С.402. – Текст: непосредственный.
- Боер, В. М. Теоретико-правовое обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в современных условиях / В. М. Боер, // Проблемы экономики юридической практики, 2012 – Текст: электронный — URL: cyberleninka.ru›Грнти›n/14515254 (Дата обращения: 12.01.2021).
- Даньшин, И. Н. Уголовно-правовая охрана общественного порядка / И. Н. Даньшин.– Москва: Юрид. лит., 1973. — 200 с. – Текст: непосредственный.
- Мухаев, Р. Т. Теория государства и права. / Р. Т. Мухаев. — Москва: Юристъ. — 2005. — 508 с.
- О безопасности: Закон Российской Федерации от 5 марта 1992г. № 2446–1 // СЗ РФ 2002, № 30, ст.3033 (утратил силу). – Текст: непосредственный.
- Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 02.01.2013 N 1 (утратил силу). –Текст: непосредственный.
- Парубов, А. И. Организационно-правовое обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности в региональных подсистемах предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: дисс. канд. юрид. наук12.00.14 / А. И. Парубов. – Саратов, 2002. – 198 с. – Текст: непосредственный.
- Тимошенко, И. В. Теория государства и права: учебник / И. В. Тимошенко. — Ростов н/Д.: Март. – 2003. — С. 484. – Текст: непосредственный.
- Умрихина, Е. И. Безопасность как философско-правовая категория / Е. И. Умрихина // Философия права.– 2010. – № 4. – с. 99.101– Текст: непосредственный.
- О безопасности : Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ (в ред. от 09.11.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2011 г. – N 1. – ст. 2. – Текст : непосредственный.