По утверждению автора статьи, предупреждать и пресекать коррупцию, в том числе и в сфере государственного управления, невозможно, если не будет использован системный подход. Положительным результатом в данном направлении может стать участие разных институтов российского гражданского общества в проводимых антикоррупционных мероприятиях. Высказанное предложение позволило автору предложить на нормативном уровне закрепить разные формы взаимодействия органов, цель которых противодействовать коррупции, с институтами гражданского общества.
Ключевые слова: антикоррупционная работа, государственное управление, общество, коррупция, недоверие, причины, предложения.
According to the author of the article, it is impossible to prevent and prevent corruption, including in the field of public administration, if a systematic approach is not used. A positive result in this direction can be the participation of various institutions of Russian civil society in the ongoing anti-corruption activities. This proposal allowed the author to propose at the regulatory level to fix different forms of interaction between the bodies whose purpose is to counteract corruption with civil society institutions.
Keywords: anti-corruption work, public administration, society, corruption, distrust, reasons, proposals.
В настоящее время, в числе огромного количества проблем, переживаемых нашей страной, одной из главных является коррупция, которая может быть представлена «паразитом», имеющим множество форм и обличий, заразившим, практически, все сферы жизнедеятельности общества — государственное управление не является исключением. По справедливому замечанию российского президента В. В. Путина: «Больших изменений к лучшему мы пока не видим. Связано это, конечно, и с коррупцией на всевозможных уровнях, с низкой организацией этой работы и отсутствием должного контроля в этой сфере…» [3].
Тема коррупции волнует многих исследователей. Она становилась объектом изучения многих авторов, в числе которых, В. А. Васенин, С. А. Воронцов, С. Г. Зырянов, Е. К. Кузовлева, П. Ю. Кузнецова, Д. А. Мельцова, Т. Н. Михеева, Э. А. Прохоров, А. В. Понеделков, А. Ю. Рыманов, Е. А. Свининых, Н. М. Тюкалова, Д. П. Феклистова, О. Н. Ходасевич, Е. Ю. Шаламова, А. В. Шевцов, С. М. Яруллин и др. Высоко оценивая значимость имеющихся в науке исследований, в контексте затронутой тематики, нельзя не отметить, что многие вопросы до настоящего времени продолжают оставаться не решенными, затрудняющими борьбу с таким негативным явлением, как коррупция.
Коррупция в сфере государственного управления не только угроза верховенству закона, но и демократическим свободам и правам человека, а также социальной справедливости. Она подменяет публичные правовые действия и решения коррупционными отношениями, основу которых составляет преобладание частных интересов над общественными.
Коррупция затрудняет развитие государства и общества. Борьба с ней должна проводиться по всем направлениям: от совершенствования законодательства до воспитания в российских гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям данного социального зла.
Бесспорно, искоренить коррупцию возможно только в идеалистическом обществе, но предупреждать ее не только можно, но и нужно, а для этого необходимо оперировать терминологическим аппаратом и знать причины этого негативного явления.
Коррупция, являясь негативным феноменом, имеет множество определений, как в правовых документах, так и юридической науке. В представленной статье мы не будем затрагивать весь терминологический аппарат, а под коррупцией предлагаем понимать сложное, многоаспектное понятие, вобравшее в себя противоправные формы человеческого поведения: дача или получение взятки, коммерческий подкуп, использование (злоупотребление) должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, с целью получить для себя (для третьих лиц) выгоды как имущественного, так и материального характера.
Коррупция в государственном управлении является наиболее критикуемым общественным явлением. Критика общества возникла не случайно, почти ежедневно на страницах публицистической литературы поясняются новости о коррумпированности чиновников.
Исследователи, работающие над обозначенной проблемой, в числе причин проявления коррупции, в сфере государственного управления, указывают на неэффективность кадрового отбора, не качественную проверку моральных качеств и принципов кандидатов, занимающих государственные должности, низкий уровень служебной дисциплины и др. Не меньший соблазн создает отсутствие руководящего контроля за деятельностью лиц, находящихся в подчинении [1]. Обращаем внимание на то обстоятельство, что нами не указывается в числе причин коррупции низкая оплата труда сотрудников государственного управления, поскольку не так давно денежное содержание лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы было повышено на 3 % [4]. Данная мера направлена, в числе прочего, на снижение коррупционной деятельности в сфере государственного управления.
Несмотря на причины, которые оказывают негативное воздействие на уровень и масштаб коррупции в государственном управлении, согласимся с М. Ю. Аграфоновым и А. А. Тирских, что все факторы нужно рассматривать индивидуально, применительно к каждой отдельной личности. Не нужно игнорировать наличие правового нигилизма и факт весьма низкого уровня доверия общества к государственному управлению, а также имеющие место провокационные отношения со стороны граждан, готовых давать взятки [2].
Коррупцию, поразившую практически все сферы деятельности, в числе которых и государственное управление, следует относить к системной проблеме, требующей если не экстренного решения, то хотя бы минимизирования. Если данную проблему не решать, то нет смысла в рассуждениях о последующим развитии всего общества, всей страны. Бороться с коррупцией нужно комплексно, уделяя внимание этой проблеме, не только на федеральном и региональном уровнях, но и на местах, привлекая к ней общественность [5]. Важным направлением в борьбе с этим негативным явлением, которое следует совершенствовать, считаем антикоррупционное образование. Антикоррупционное мировоззрение нужно развивать, начиная с учебной скамьи. Только уровень самосознания и правовой культуры позволит будущим и действующим государственным служащим «уберечься» от соблазнов взяток, подкупов и других преступлений коррупционной направленности.
Нельзя отрицать, что антикоррупционная работа в нашей стране проводится повсеместно с постоянным совершенствованием, однако останавливаться в данном направлении нельзя. С целью минимизировать проявления коррупции в государственном управлении нужно уделять внимание мерам предупредительного и воспитательного характера, сотрудничеству со средствами массовой информации.
Решение исследуемой проблемы видится в следующем:
– необходимо повышать профессиональные и личные качества служащих государственного управления, уделяя особое внимание антикоррупционному мировоззрению;
– формированию положительного имиджа госслужащих будет способствовать работа со СМИ в части широкого освещения положительных результатов в их деятельности.
Эффективно предупреждать и пресекать коррупцию, в том числе и в сфере государственного управления, невозможно, если не будет использован системный подход. Положительным результатом в данном направлении может стать участие разных институтов российского гражданского общества в проводимых антикоррупционных мероприятиях. Данный факт свидетельствует о потребности на нормативном уровне закрепить разные формы взаимодействия органов, цель которых противодействовать коррупции, с институтами гражданского общества. Данная деятельность, бесспорно, должна стимулироваться, к примеру, выплатами единовременного денежного вознаграждения, поощрениями нематериального характера.
Литература:
1. Адамова Т. И. Формы проявления коррупции в современном российском обществе // Отечественная юриспруденция. 2016. № 3 (5). С. 13.
- Аграфонов М. Ю. Профилактика коррупционных правонарушений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, с целью недопущения расторжения служебных отношений по основанию «утрата доверия» /М. Ю. Аграфонов, А. А. Тирских // Совершенствование деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции: материалы Всероссийского круглого стола (г. Казань, 9 декабря 2016 г.). — Казань: КЮИ МВД России, 2017. — С. 77–78.
- Пресс-конференция Президента РФ В. В. Путина // Информационное агентство РБК [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/ society/14/12/2017/5a3242139a7947315fd166b1 (дата обращения: 20.03.2021).
- Путин подписал указ об индексации окладов госслужащих на 3 % с 1 октября 2020 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/8955411 (дата обращения: 20.03.2021).
- Сидоров Б. В. Системный подход к решению проблем противодействия коррупции // ВЭПС. — 2017.- № 1. — С. 109.