В статье рассматриваются причины и способы борьбы с самоубийствами среди девочек-подростков в начале ХХ века, обсуждаемые на страницах периодических изданий «Вестник семьи и школы», «Русская школа» и «Новый журнал для всех», а также проводится анализ публикаций на основе их полезности и информативности для аудитории.
Ключевые слова: подростковые самоубийства, периодическая печать, педагогические журналы, семейные журналы.
Психическое здоровье — очень обширное и собирательное понятие, состоящее из психофизических функций организма, которые могли быть нарушены по той или иной причине, что было напрямую связано с плохим сном, следствием чего являлось общее недомогание, а также — с самоубийствами на нервной почве. Данная проблематика была рассмотрена педагогическими журналами «Вестник семьи и школы» (6 статей) и «Русская школа» (1 статья), а также в семейном периодическом издании «Новый журнал для всех» (4 статьи).
«Наши дети убивают себя! Маленькая рука, вчера так беззаботно игравшая в мяч, сегодня, не дрогнув, подносит к виску дуло револьвера, прехладнокровно поднимает стакан яду», — такой фразой начинал свою статью о детских самоубийствах автор из журнала «Вестник семьи и школы» С. Петров. Мужчина выделял основные мотивы самоубийств, исходя из статистики: нервные и душевные заболевания, проблемы в школе, неурядицы в семье, неразделенная любовь. Хочется отметить тот факт, что в своей статье автор упоминал про доктора Г. Гордона, статьи которого рассмотрены ниже. Петров обвинял Гордона в том, что в одной из статей, напечатанной в журнале «Образование», доктор привел неверную статистику самоубийств за 1905–1906 год, в результате чего на первом месте оказались школьные и романтические причины. Вероятно, доктор Гордон никак не отреагировал на данное обвинение и не стал вступать в полемику. Петров, как ни странно, видел глобальную причину самоубийств русских детей в том, что они чувствовали тяжелую социально-политическую обстановку в стране, пропуская через себя эмоциональное состояние своих родителей, поэтому лишали себя жизни [5, с. 10]. Данный вывод выглядит неубедительно, особенно на фоне статистики, которую приводил автор. Затем, в продолжение своей статьи, мужчина стал противоречить сам себе, потому что внезапно обвинил семью, как социальную ячейку, в том, что именно из-за нервной атмосферы внутри неё дети совершают так много самоубийств. Несчастные девочки и мальчики чувствовали себя одинокими от того, что даже дома никто не мог им помочь, поэтому, по мнению Петрова, родители должны были задуматься о том, что они знают о душевном состоянии своего ребенка и что они сделали для того, чтобы их сын или дочь не лишили себя жизни от безысходного одиночества [6, с. 15]? На этом автор не остановился, потому что в окончательной части своей статьи, растянувшейся на несколько номеров, он вновь поменял мнение и обвинил во всем школу. Петров настаивал на том, что нужно отменить экзамены и отказаться от формализма при получении знаний, а также стоило ввести новую систему отметок — удовлетворительно и неудовлетворительно, потому что знания нельзя оценивать по баллам, можно лишь сказать, усвоил ли ученик программу или нет. По мнению мужчины, учителя, которые ставили несчастным детям двойки, делали это просто из вредности, чтобы унизить ребенка, который потом мог пойти и сделать с собой что-нибудь. Также Петров был уверен в том, что личность учителя играла большую роль, поэтому, для профилактики распространения самоубийств среди школьников, следовало взять на место учителей-мужчин — учителей женского пола, потому что у них более мягкий стиль руководства, который способен благотворно повлиять на неустойчивую психику подростков [7, c. 10].
Вопрос о подростковых самоубийствах не раз поднимался в «Новом журнале для всех». Автор одной из статей на эту тематику, доктор Г. Гордон приводил неутешительную статистику о том, что с лета 1908 по лето 1909 год в одном небольшом городе России совершили самоубийства 338 мальчиков и 438 девочек. Внимание читательниц обращали на то, что девочек явно больше, чем мальчиков. Это пытались объяснить тем, что у представительниц слабого пола менее устойчивая психика. Доктор Гордон был уверен в том, что причина такой неутешительной ситуации кроется в плохой наследственности, которая часто проявлялась в психических заболеваниях или в головных болях, которые буквально сводят ребенка с ума. Также одной из причин мужчина называл раннюю половую жизнь у девушек и юношей, а, следовательно — заболевание сифилисом в юном возрасте. Это событие, по мнению доктора, было способно подорвать психическое здоровье любого подростка. Ещё одной губительной причиной был детский алкоголизм, в результате которого психика молодого организма начинала страдать и быть менее устойчивой [3, с. 108]. В другой статье мужчина приводил статистику о том, что самоубийства из-за школы составляли примерно 36 % от всех самоубийств. Молодые юноши и девушки лишали себя жизни из-за экзаменов, проблем с учителями и успеваемостью. Стараясь привлечь внимание читательниц к данной проблеме, доктор приводил письмо одной из народных учительниц, которая совершила самоубийство, потому что больше не смогла жить в нищете и голоде. «Больше сил нет, жить — нечем. Третий день голодаю, даже чаю купить не на что. Ах, мама! Вырастет Ксения, не пускай её в учительницы. Хороший это, честный труд, но, Боже мой, как бессердечны люди! Какими нищенскими подачками оплачивают они тяжелый и святой труд учителя» [2, с. 112]. Г. Гордон явно сочувствовал девушке и призывал аудиторию внимательнее следить за психическим состоянием своих детей, особенно подростков.
Б. Швецов, автор статьи в журнале «Русская школа», очень подробно рассматривал статистику по подростковым самоубийствам, а затем пришел к выводу о том, что в 83 % случаев самоубийств у подростков была виновата школа. Юноши и девушки указывали в предсмертных записках, что они лишают себя жизни из-за плохой отметки, несданного экзамена или второгодничества. Также подростки лишали себя жизни из-за нестабильного психического состояния, проблем в семье и неразделенной любви. Девушки, в большинстве случаев, уходили из жизни с помощью огнестрельного оружия, отравления или утопления. Сам автор тоже винил во всем систему образования, которая отрицательно влияла на психическое здоровье юных учениц и учеников, поэтому Швецов призывал читающих как-то бороться с этим, чтобы сохранить жизни своих детей [11, с. 120]. Вероятно, подобная позиция напрямую зависела от педагогической направленности журнала.
В журнале «Вестник семьи и школы» в конце каждого номера были напечатаны небольшие и сухие заметки о новых случаях подростковых самоубийств. Самыми популярными причинами были: надоевшая жизнь [8, с. 46], плохая отметка в школе: «Воспитанница десяти лет, бросилась в Обводный канал и стала тонуть. Прохожие заметили это и ещё живой извлекли утопающую девочку. Придя в себя, она рассказала, что решила умереть из-за плохой оценки в школе», провал на экзаменах [9, с. 48], совращение: «Отравилась восемнадцатилетняя гимназистка, завлеченная в один из домов свиданий и там подвергшаяся обольщению» и семейные проблемы: «Гимназистка покончила жизнь самоубийством, узнавшая, что она не законная, а приемная дочь» [10, с. 78].
Доктор Я. Гайлин в своей статье в «Новом журнале» для всех попытался взглянуть на самоубийства с интересной стороны. Мужчина не очень лестно отзывался о России в целом, говоря, что у страны низкий культурный уровень, поэтому нет ничего удивительного в том, что люди здесь решают свести счеты с жизнью, да и, по мнению доктора, во всем виновата тяжелая русская зима, которая отрицательно влияла на чувствительных людей, особенно на женщин. Автор так же, как и его коллеги, был уверен в том, что самоубийство, как правило, совершают женщины, уже имеющие психические расстройства, но не получившие должную помощь. Он приводил статистику, в которой из 124 женщин, пытавшихся покончить с жизнью, только 1 оказалась психически здоровой, отчего Я. Гайлин делал вывод о том, что желание совершить самоубийство — это тоже, своего рода, болезнь, которую нужно лечить [1, с. 95].
Для укрепления нервов читательницам советовали купить некий лекарственный препарат «Санатоген Бауэр», разрекламированный в «Новом журнале для всех». Данное лекарство содержало в себе фосфорный белок, который должен был способствовать обновления мышечных и нервных тканей. Для большего эффекта, женщинам сообщали о том, что этим средством давно пользуются в Европе, поэтому им тоже стоит попробовать, ведь оно продается в любой аптеке [4, с. 2].
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что авторы видели различные причины подростковых самоубийств и способы борьбы с ними.
Автор единственной статьи по данному вопросу, напечатанной в журнале «Русская школа», Б. Швецов, рассказывая о причинах подростковых самоубийств, винил во всём школу, но не давал никаких практических рекомендаций на тему того, какие шаги стоит предпринять родителям, чтобы оградить своего ребенка от самоубийства.
Позиция журнала «Вестник семьи и школы» по данному вопросу не однозначна. Автор нескольких статей, С. Петров, менял свое мнению относительно главного «виновника» в детских самоубийствах. Сначала мужчина утверждал, что на детей давит тяжелая социально-политическая ситуация в стране, затем — семья, а в конце концов — школа. При этом, мужчина не давал никаких практических советов о том, что нужно делать в подобной ситуации. Он лишь рассуждал, что, в случае со школой, требовалось отменить экзамены и изменить оценочную систему, чтобы сохранить психическое и душевное здоровье детей, но никаких дальнейших действий явно не следовало. Также в журнале имелась небольшая новостная сводка о свежих случаях самоубийств, где максимально сухим языком сообщалось о том, кто лишил себя жизни, как и по какой причине.
В отличие от других периодических изданий «Новый журнал для всех» рассматривал вопрос не только о самоубийствах подростков, но и взрослых. Отличительной чертой данного журнала являлось то, что авторы заявляли о том, что часто самоубийцы, особенно женщины, психически не здоровы, поэтому дело вовсе не в том, что у них проблемы в семье, в школе или на работе, а в том, что они больны и нуждаются в лечении. Это очень важная информация, потому что другие журналы стояли на позициях того, что на человека влияла только окружающая среда, вынуждая его лишить себя жизни. Также «Новый журнал для всех» был единственным журналом, в котором рекомендовали хоть какие-то успокоительные лекарственные препараты, пусть и рекламного характера. По этим причинам, данный журнал выглядит компетентнее других по данному вопросу.
Литература:
- Доктор Гайлин Я. О самоубийствах // Новый журнал для всех. — 1910. — № 19. — С. 93–98.
- Доктор Гордон Г. Самоубийцы и их письма // Новый журнал для всех. –1911. — № 28. — С. 107–114.
- Доктор Гордон Г. Самоубийства молодёжи и её нервно-психическая неустойчивость // Новый журнал для всех. –1912. — № 9. — С. 106–110.
- Объявления. Санатоген Бауэр укрепляет нервы // Новый журнал для всех. –1910. — № 18. — С. 2.
- Петров С. Детские самоубийства и борьба с ними // Вестник семьи и школы. — 1910. — № 2. — С. 10–19.
- Петров С. Детские самоубийства и борьба с ними // Вестник семьи и школы. — 1910. — № 3. — С. 12–21.
- Петров С. Детские самоубийства и борьба с ними // Вестник семьи и школы. — 1910. — № 4. — С. 8–14.
- Печальные случаи из жизни семьи и школы // Вестник семьи и школы. — 1910. — № 1. — С. 46–47.
- Печальные случаи из жизни семьи и школы // Вестник семьи и школы. — 1910. — № 3. — С. 46–49.
- Печальные случаи из жизни семьи и школы // Вестник семьи и школы. — 1910. — № 6–7. — С. 78–79.
- Швецов Б. Самоубийства в средней школе // Русская школа. — 1906. — № 10. — С. 117–127.