Деятельность тьютора в условиях инклюзивного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (354) март 2021 г.

Дата публикации: 15.03.2021

Статья просмотрена: 1838 раз

Библиографическое описание:

Ткач, Н. А. Деятельность тьютора в условиях инклюзивного образования / Н. А. Ткач. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 260-262. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79252/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматривается работа тьютора в инклюзивном образовании по сопровождению обучающегося с особыми образовательными потребностями при разработке индивидуального образовательного маршрута.

Ключевые слова: образовательная организация, образовательный процесс, учащийся, индивидуальный образовательный маршрут, образовательная среда, процесс обучения.

В настоящее время в России специальность «тьютор» внесена в реестр профессий «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 августа 2009 г.№ 593).

В инклюзивном образовании тьютор — это специалист, который сопровождает образовательную деятельность учащегося с особыми образовательными потребностями (ООП) и способствует созданию условий для его успешного включения в среду образовательной организации [4].

Особые образовательные потребности — это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные), которые может проявить ребенок с недостатками развития в процессе обучения [3].

Особые образовательные потребности определяют особую логику построения образовательного процесса, находят свое отражение в структуре и содержания образования.

Статья 34 Федерального закона № 273 РФ «Об образовании в Российской Федерации»подтверждает «предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи…», а так же «адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся».

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО ОВЗ), утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 № 1958, построение образовательного процесса для таких обучающихся, предполагает возможность разработки индивидуальных учебных планов и образовательных маршрутов.

При этом под индивидуальным образовательным маршрутом (ИОМ) ребенка с ООП в образовательной организации понимается система конкретных совместных действий администрации, педагогов, междисциплинарной команды, специалистов сопровождения, родителей в процессе включения ребенка с ООП в образовательный процесс.

ИОМ для учащихся с ООП разрабатывается ППК образовательной организации, реализуется командой специалистов, которые тесно взаимодействуют друг с другом, при этом определяется «ведущий специалист», который отвечает за реализацию индивидуального образовательного маршрута и координирует деятельность всей команды.

Педагог-психолог оказывает помощь в адаптации, развитие учебно-познавательных интересов и мотивации, пространственно-временных представлений, коммуникативных и эмоциональных компетенций, произвольной регуляции деятельности.

Учитель-логопед корректирует и развивает все компоненты речи, проводит профилактику нарушений чтения и письма.

Учитель-дефектолог осуществляет коррекцию и развитие познавательной деятельности, развитие мыслительных операций на основе изучаемого программного материала.

Принцип индивидуализации в работе тьютора позволяет определить потребности отдельного ученика с ОПП, адаптировать учебный материал, разработать и подобрать учебные задания, сформировать точные инструкции для дальнейшей индивидуальной работы.

В профессиональном стандарте (ПС) за тьютором закреплены следующие трудовые функции:

— Педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов [5].

— Организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов [5].

— Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов [5].

На каждом этапе проектирования, разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ООП, реализует различные трудовые действия, на основе полученных знаний и умений.

Деятельность тьютора в рамках сопровождения обучающегося с особыми образовательными потребностями (ООП) предполагает:

— анализ среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития личности ребенка и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития,

— определение психологических критериев эффективного обучения и развития личности,

— приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат [5].

Работа тьютора начинается с беседы, в ходе которой можно выявить важные стороны образовательной направленности, как мотивация обучающегося, его познавательную активность, интересы, способы достижения поставленных целей.

Вторым шагом может быть наблюдение за учеником во время урока, в ходе которого выявляется индивидуальный стиль обучения, где учитывается:

1) темп обучения на уроке

2) оптимальный способ обучения:

— по уровню развития мышления — наглядно-действенный, наглядно-образный, словесно-логический

— по модальности восприятия — аудиальный, визуальный, кинестетический

— по способу закрепления- письменный, устный, схематический, эмоциональный

— по форме обучения- индивидуальный, групповой, в мини-группе

3) свойства памяти

4) особенности активности и работоспособности

5) аффективные особенности- реакция на неудачу и успех

По завершению этих этапов можно выделить сильные и слабые стороны учащегося, ведущие и второстепенные проблемы, которые должны учитываться при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута.

Результатом такой диагностики может стать ресурсная карта обучающегося. Ресурсная карта — это наглядное представление того, что может помочь ученику в реализации ИОМ.

Диагностика индивидуальных особенностей ребенка поможет решить следующие задачи:

— проектирование индивидуальной образовательной траектории учащегося с ОПП и разработки программы психолого-педагогического сопровождения, работу специалистов и контроль за динамикой обучения и развития ребенка.

— даст рекомендации учителю класса и педагогам дополнительного образования по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с ребенком.

В разработке и реализации ИОМа детей с ООП можно выделить следующие этапы:

— Подготовительный этап

На подготовительном этапе образовательная организация разрабатывает нормативно- правовую базу, создает локальные акты для успешного включения в образовательный процесс школы «индивидуального маршрута ученика».

На данном этапе тьютор обеспечивает взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, разрабатывает и подбирает им такие методические средства, которые будут способствовать альтернативной коммуникации между ними.

— Этап определения образовательных потребностей обучающегося

Перед разработкой индивидуального маршрута тьютор проводит диагностический этап своей работы, на этом этапе он знакомится с ребенком, с семьей. В ходе беседы тьютор выделяет индивидуальные особенности ученика, его потребности, способности, интересы. Родители могут рассказать какие трудности могут возникнуть у ребенка в процессе обучения.

Тьютор смотрит какие ресурсы образовательной среды он может задействовать в своей работе с учеником и обеспечивает координацию всех участников данного процесса.

— Уточняющая диагностика

Изучив документы психолого-педагогической диагностики специалистов, определив возможности образовательной среды, а так же возможности нашего ученика тьютор определяет ресурсы, которые он может задействовать в своей работе.

Ресурсы можно разделить на внешние и внутренние.

Самый главный ресурс — это внутренний ресурс ребенка. Его способности, увлечения, мотивация к обучению. Это все максимально будет задействовано в образовательном пространстве ученика, в той среде, которая создаст организация.

К внешним ресурсам мы можем отнести желание семьи, их мотивацию в дополнительном развитии ребенка, это те секции, кружки, в которые будет ходить ученик во внеурочное время. Образовательная среда при реализации коррекционной направляющей может использовать возможности сторонних организаций, других школ, центров детского творчества, спортивных секций в предоставлении дополнительных услуг.

— Этап предварительного планирования

В этот период проектируется индивидуальный способ обучения, выбираются приемы и способы обучения, дидактический материал.

Каждый участник обозначает свою зону ответственности, педагоги и специалисты определяют объем работы, периодичность встреч, а также формы активности, долю ответственности обучающегося и родителей.

— Этап реализации

На этапе реализации тьютор ведет своего ученика с особыми образовательными потребностями к конечной цели. Конечная цель, это достижение результата в урочной и неурочной деятельности.

В своей работе тьютор выполняя трудовые действия должен реализовать все меры, для создания комфортных условий для обучения. Только в комфортных условиях, наш ученик реализует свой потенциал и способности.

В процессе работы тьютор будет искать и выстраивать альтернативные способы коммуникации, вводить ребенка в коллектив, налаживать способы взаимодействия между всеми участниками процесса, семьей, педагогами, специалистами.

Тьютор строит свое сопровождение с учетом возрастных особенностей ребенка, его ведущей деятельности, в рамках работы создавая необходимый климат и благоприятную обстановку.

В ходе работы с ребенком тьютор шаг за шагом реализует потребности самого ученика, ведет его от цели к цели, решая на своем пути возникшие задачи.

Тьютор учит анализировать ученика свои ошибки, рефлексировать над результатами своей работы, хвалить и поддерживать его.

Совместно с педагогами тьютор будет выстраивать такую деятельность, которая будет комфортна ребенку, осуществляя взаимодействие в рамках учебного процесса, адаптируя материал и применяя щадящие методы обучения.

— Завершающий(диагностический) этап

На данном этапе подводятся итоги по ИОМ и определяется его результативность. Этот этап позволяет педагогам, тьютору и ученику подвести итоги проделанной работы за определенной период времени. Посмотреть, какие намеченные цели были выполнены, а какие еще предстоит выполнить.

Результатом работы тьютора будет индивидуальная образовательная программа, которая поможет ученику, его родителям, специалистам четче представить цели и задачи учебного процесса.

Для детей с ООП разработка индивидуального образовательного маршрута дает целый перечень преимуществ, при котором их обучение будет успешным в образовательном учреждении:

— реализуем право ребенка и его семьи на достижения личностно-значимых результатов,

— дадим возможность ребенку выбрать и реализовать тот вид деятельности, который будет учитывать его мотивы и потребности,

— соединим в единый инструмент все компоненты обучения, такие как целевой, содержательный и технологический,

— ребенок научится воспроизводить «социально приемлемые» формы поведения,

— в процессе обучения сможет пользоваться альтернативными способами коммуникации, расширяя свои базовые учебные и метапредметные знания,

— войти в коллектив сверстников, социализироваться в нем и усвоить нормы поведения,

— научится принимать помощь взрослого и своих сверстников.

Литература:

  1. Карпенкова И. В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребёнка с особенностями развития. Из опыта работы — 2ое издание, переработанное дополненное. — М.: АНО «Наш Солнечный Мир», 2017. — 116 с.
  2. Карпенкова И. В., Самсонова Е. В.,Алехина С. В., Кутепова Е. Н..Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования/ под ред. Е. В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2017. — 173 с.
  3. Котова С. А., Цветков В. В./Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута./Школьные технологии,№ 3.-2017
  4. Методические рекомендации с моделями тьюторского сопровождения по обучению детей с ОВЗ / сост. Вишнякова Е. А. — Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2017. — 66 с.
  5. Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45406)
Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальный образовательный маршрут, образовательная организация, образовательная среда, образовательный процесс, ребенок, потребность, процесс обучения, работа, ученик, этап.


Похожие статьи

Особенности организации обучения по индивидуальным...

Анализируя процесс обучения, исследуя социальный заказ общества, занимаясь поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, можно сделать вывод в необходимости обучения по индивидуальным образовательным маршрутам (ИОМ), где...

Индивидуальный образовательный маршрут как способ...

 Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут; образовательный процесс; содержание образования.

Понятие ИОМ возникло сравнительно недавно в педагогической науке, однако, проблема организации ИОМ в образовательном пространстве...

Модель проектирования индивидуального плана обучения

Индивидуальная образовательная траектория и индивидуальный образовательный маршрут, на наш взгляд являются смежными понятиями, которые определяются как направление, индивидуальный процесс продвижения к намеченной образовательной цели...

Индивидуальный образовательный маршрут как способ...

Индивидуальный образовательный план и индивидуальная образовательная программа

Период прохождения данного этапа приходится на время обучения на выпускном курсе.

Индивидуальный образовательный маршрут – это путь индивидуального движения...

Индивидуальный образовательный маршрут как способ...

Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа...

Индивидуальный образовательный маршрут как обязательное...

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) должен иметь цель, которая ориентирована на освоение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут как средство...

Индивидуальный образовательный маршрут- это целенаправленно дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями...

Проектирование индивидуальной образовательной...

В статье рассматривается процесс проектирования индивидуальной образовательной

Байбородова, Л. В. принципы организации индивидуальной образовательной

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — это целенаправленно проектируемая...

Индивидуальные образовательные маршруты...

Индивидуальные образовательные маршруты в педагогической работе детского сада.

Вся работа строилась вне образовательной деятельности, как правило, это была вторая половина дня, когда большая часть детей уходит на дополнительные образовательные услуги.

Похожие статьи

Особенности организации обучения по индивидуальным...

Анализируя процесс обучения, исследуя социальный заказ общества, занимаясь поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, можно сделать вывод в необходимости обучения по индивидуальным образовательным маршрутам (ИОМ), где...

Индивидуальный образовательный маршрут как способ...

 Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут; образовательный процесс; содержание образования.

Понятие ИОМ возникло сравнительно недавно в педагогической науке, однако, проблема организации ИОМ в образовательном пространстве...

Модель проектирования индивидуального плана обучения

Индивидуальная образовательная траектория и индивидуальный образовательный маршрут, на наш взгляд являются смежными понятиями, которые определяются как направление, индивидуальный процесс продвижения к намеченной образовательной цели...

Индивидуальный образовательный маршрут как способ...

Индивидуальный образовательный план и индивидуальная образовательная программа

Период прохождения данного этапа приходится на время обучения на выпускном курсе.

Индивидуальный образовательный маршрут – это путь индивидуального движения...

Индивидуальный образовательный маршрут как способ...

Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа...

Индивидуальный образовательный маршрут как обязательное...

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) должен иметь цель, которая ориентирована на освоение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут как средство...

Индивидуальный образовательный маршрут- это целенаправленно дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями...

Проектирование индивидуальной образовательной...

В статье рассматривается процесс проектирования индивидуальной образовательной

Байбородова, Л. В. принципы организации индивидуальной образовательной

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — это целенаправленно проектируемая...

Индивидуальные образовательные маршруты...

Индивидуальные образовательные маршруты в педагогической работе детского сада.

Вся работа строилась вне образовательной деятельности, как правило, это была вторая половина дня, когда большая часть детей уходит на дополнительные образовательные услуги.

Задать вопрос