Проектирование индивидуальной образовательной деятельности студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 11.05.2020

Статья просмотрена: 1107 раз

Библиографическое описание:

Самсонова, А. А. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности студентов / А. А. Самсонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 617-619. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69942/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассматривается процесс проектирования индивидуальной образовательной деятельности студентов, даются определения основным проектам индивидуальной образовательной деятельности, раскрываются этапы их разработки.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная деятельность, профессиональная подготовка, будущие педагоги, студенты.

Постоянно меняющиеся социально-экономические аспекты развития общества предъявляют все новые требования к системе образования в целом, к целям и направлениям её реформирования, а именно: к увеличению уровня гибкости и открытости образования, к обеспечению условий для развития многообразия образовательных систем, к способности системы образования в достаточной степени учитывать индивидуальные требования и возможности учащихся. Перспективы развития современной системы образования все чаще видят в индивидуализации обучения, в увеличении перечня форм образовательной деятельности. Одним из способов, помогающем осуществлению индивидуальных образовательных потребностей и права обучающихся на выбор своего образовательного маршрута, является индивидуальная образовательная деятельность.

Байбородова Л. В. даёт понятию «Индивидуальная образовательная деятельность» следующее определение: «Процесс построения собственной образовательной траектории, который предусматривает развитие субъектом самого себя, направлен на решение актуальных образовательных проблем обучающегося, предполагает активность и субъектность студента в разрешении собственных образовательных проблем» [1].

Проектирование индивидуальной образовательной деятельности представляет особую значимость для обучающихся педагогического вуза, которые в процессе обучения приобретают умения построения не только собственного жизненного и профессионального маршрута и принятия самостоятельных решений, но и получают навыки, которые в дальнейшем будут полезны в профессиональной деятельности при проектировании индивидуальных программ обучающихся. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности ведет к пониманию собственных жизненных планов, самопознанию и самоанализу, формированию реальной самооценки и потребности в самосовершенствовании и самообразовании.

К основным проектам индивидуальной образовательной деятельности студента можно отнести [2]:

– индивидуальную образовательную программу; программу самообразования; программу развития качеств, которые необходимы для освоения нужных компетентностей и т. д.

– индивидуальный образовательный план; индивидуальный план педагогической практики; индивидуальный план подготовки к экзамену по дисциплине и т. д.

– индивидуальный маршрут освоения программы, плана деятельности, развития профессионально важных качеств и т. д.

Термин «индивидуальный образовательный маршрут» достаточно обширное понятие, оно довольно тесно связано с понятиями «индивидуальная образовательная программа», «индивидуальная образовательная траектория». Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой целенаправленно проектируемую вариативную образовательную программу, которая обеспечивает учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при оказании педагогической поддержки его самоопределения и самореализации со стороны преподавателей.

Индивидуальный образовательный маршрут формируется на основании образовательных потребностей, личными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующие стандарты содержания образования. Индивидуальный образовательный маршрут — способ реализации индивидуальной образовательной программы.

Индивидуальная образовательная траектория — индивидуальный образовательный путь обучающегося, особенностью которого, в отличие от индивидуального образовательного маршрута, является то, что цель и задачи, способы и средства реализации каждого этапа данного пути осознаны самостоятельно учеником либо при совместной деятельности с преподавателем.

Индивидуальная образовательная программа — это механизм индивидуализации образования, который объединяет в себе намерения, предполагаемый результат обучения и средства его достижения. Индивидуальная образовательная программа — технологическое средство реализации индивидуального образовательного маршрута. Реализованный индивидуальный образовательный маршрут является индивидуальной образовательной траекторией. Индивидуальная образовательная траектория не может быть реализована без индивидуальной образовательной программы.

Князькова Л.Н в своей работе «Проектирование индивидуальной образовательной деятельности студента в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин» выделяет семь этапов проектирования индивидуальной образовательной деятельности [3]:

  1. Подготовительный: преподаватель обучает студентов проектировать индивидуальную образовательную деятельность.
  2. Мотивационный: преподаватель объясняет студентам ценность умения проектировать индивидуальную образовательную деятельность для их дальнейшего развития как профессионалов.
  3. Диагностический: диагностика индивидуальных и профессиональных способностей студентов и уровня овладения им компетенций с последующим анализом диагностик преподавателем или самими студентами с целью получения рекомендаций к дальнейшей деятельности студентов.
  4. Проектировочный: студенты совместно с преподавателем формируют цели и задачи, обговаривают содержание, а также создают проект индивидуальной образовательной программы развития и обучения на перспективу и период изучения дисциплины.
  5. Организационный: преподаватель обсуждает со студентами варианты схем и методику составления индивидуальной программы, которая будет понятна, доступна и реальна для каждого. Уточнение и корректировка проекта программы совместно с преподавателем, согласование и доработка проекта.
  6. Содержательно-технологический: деятельность по выполнению индивидуальной программы и индивидуальных планов студентов при изучении дисциплин. Отслеживание результатов выполнения индивидуальных программ и планов студентами, корректировка проектов.
  7. Итоговый: повторная диагностика и самодиагностика, индивидуальное собеседование, рефлексию, отчет студентов, индивидуальное собеседование преподавателя со студентом о достижениях, проблемах, перспективных планах; коллективное обсуждение и анализ всеми участниками проектирования содержания и организации этого процесса, определение путей и способов его совершенствования

Вышеизложенная система проектирования может использоваться для проектирования индивидуальной образовательной деятельности в различных ситуациях: при изучении блока педагогических дисциплин, учебной дисциплины, конкретной темы, при подготовке к экзамену.

Таким образом, проектирование индивидуальной образовательной деятельности студентов окажется возможным и в достаточной степени полезным при учете требований ФГОС высшего образования и работодателей, соблюдении необходимых этапов, создании благоприятных условий, плодотворной и ответственной работе всех участников образовательного процесса.

Литература:

  1. Байбородова, Л. В. принципы организации индивидуальной образовательной деятельности студентов в педагогическом вузе / Л. В. Байбородова. — Текст: непосредственный // Ярославский педагогический вестник. — 2016.
  2. Байбородова, Л.В., Белкина, В.В., Харисова, И. Г. Психолого-педагогическое сопровождение детей в системе дополнительного образования: учебное пособие / под ред. Л. В. Байбородовой, А. В. Золотаревой. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014.
  3. Князькова Л. Н. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности студента в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин / Князькова Л. Н. — Текст: непосредственный // Ярославский педагогический вестник. — 2010. — № 4, том II.
  4. Игнатович В. К., Игнатович С. С., Гребенникова В. М., Бондарев П. Б. Проектирование индивидуального образовательного маршрута: проблема готовности субъекта: монография / под науч. ред. В. К. Игнатовича. — М: Ритм, 2015. — 144 с.
Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальная образовательная деятельность, индивидуальная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут, студент, индивидуальная образовательная траектория, индивидуальная программа, преподаватель, проектирование.


Похожие статьи

Проектирование индивидуальной образовательной...

«Индивидуальная образовательная траектория — это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании». Из определения следует, что путь человека в образовании определяется не только логикой предметов и областей знания, но в...

Проектирование индивидуальных образовательных...

Баринова, Т. П. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий различных категорий учащихся на основе организационной модели

образовательный процесс, индивидуальная образовательная программа, студент, учреждение, индивидуальная...

Модель проектирования индивидуального плана обучения

Индивидуальная образовательная траектория и индивидуальный образовательный маршрут, на наш взгляд являются смежными понятиями, которые определяются как направление, индивидуальный процесс продвижения к намеченной образовательной цели...

Индивидуальный образовательный маршрут как способ...

Индивидуальный образовательный план и индивидуальная образовательная программа сходны по своей семантике, однако имеют

Программа – это план деятельности, работы. Однако понятие «программа» шире чем понятие «план». Маршрут в лексическом значении...

Индивидуальный образовательный маршрут как способ...

Индивидуальный образовательный маршрут – это путь индивидуального движения студента в ходе самообразования к «саморазвивающемуся» специалисту. Развитие самообразования в образовательном процессе вуза должно учитывать индивидуальность...

Индивидуальная образовательная программа как ресурс...

индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный план обучения, индивидуальная образовательная

Индивидуальная образовательная траектория ученика (ИОТ) – это тот путь, по которому каждый конкретный ученик продвигается в учебном...

Индивидуальный образовательный маршрут как способ...

Индивидуальная образовательная траектория и индивидуальный образовательный маршрут, на наш взгляд являются смежными понятиями, которые определяются как направление, индивидуальный процесс продвижения к намеченной образовательной цели...

Индивидуальная образовательная траектория...

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся участие в выборе, разработке и реализации образовательной программы при осуществлении...

индивидуальная образовательная траектория...

Индивидуальная образовательная программа — один из

Определение образовательной программы как индивидуальной траектории является ее ведущей

Выбор осуществляет как преподаватель, так и студент, но выбор студента корректирует преподаватель, куратор...

Похожие статьи

Проектирование индивидуальной образовательной...

«Индивидуальная образовательная траектория — это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании». Из определения следует, что путь человека в образовании определяется не только логикой предметов и областей знания, но в...

Проектирование индивидуальных образовательных...

Баринова, Т. П. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий различных категорий учащихся на основе организационной модели

образовательный процесс, индивидуальная образовательная программа, студент, учреждение, индивидуальная...

Модель проектирования индивидуального плана обучения

Индивидуальная образовательная траектория и индивидуальный образовательный маршрут, на наш взгляд являются смежными понятиями, которые определяются как направление, индивидуальный процесс продвижения к намеченной образовательной цели...

Индивидуальный образовательный маршрут как способ...

Индивидуальный образовательный план и индивидуальная образовательная программа сходны по своей семантике, однако имеют

Программа – это план деятельности, работы. Однако понятие «программа» шире чем понятие «план». Маршрут в лексическом значении...

Индивидуальный образовательный маршрут как способ...

Индивидуальный образовательный маршрут – это путь индивидуального движения студента в ходе самообразования к «саморазвивающемуся» специалисту. Развитие самообразования в образовательном процессе вуза должно учитывать индивидуальность...

Индивидуальная образовательная программа как ресурс...

индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный план обучения, индивидуальная образовательная

Индивидуальная образовательная траектория ученика (ИОТ) – это тот путь, по которому каждый конкретный ученик продвигается в учебном...

Индивидуальный образовательный маршрут как способ...

Индивидуальная образовательная траектория и индивидуальный образовательный маршрут, на наш взгляд являются смежными понятиями, которые определяются как направление, индивидуальный процесс продвижения к намеченной образовательной цели...

Индивидуальная образовательная траектория...

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся участие в выборе, разработке и реализации образовательной программы при осуществлении...

индивидуальная образовательная траектория...

Индивидуальная образовательная программа — один из

Определение образовательной программы как индивидуальной траектории является ее ведущей

Выбор осуществляет как преподаватель, так и студент, но выбор студента корректирует преподаватель, куратор...

Задать вопрос