Применение творческих элементов технологии критического мышления на уроках химии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (354) март 2021 г.

Дата публикации: 18.03.2021

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Польшина, Л. Н. Применение творческих элементов технологии критического мышления на уроках химии / Л. Н. Польшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 253-254. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79232/ (дата обращения: 21.04.2021).



В статье рассматривается один из методов технологии критического мышления — элемент литературного творчества в химии.

Ключевые слова: учебные действия, вещества, свойства.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В основе всего образовательного процесса лежит принцип личностно-ориентированного обучения

Каждый учебный предмет или совокупность учебных предметов являются отражением научного знания о соответствующей области окружающей действительности. При этом универсальные учебные действия формируются в результате взаимодействия всех учебных предметов и их циклов. В предметах естественно-математического цикла, к которому относится химия, ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия [1].

Технология критического мышления позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлекать в процесс обучения его личностное начало. Одна из основных целей технологии развития критического мышления — научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию.

Различные элементы творчества (эссе, синквейны и т. д.), которые присущи технологии, способствуют повышению интереса обучающихся к урокам химии, познавательной активности, учебной мотивации и т. д.

Межпредметная связь с литературой позволяет ученику осмыслить суть и глубину химических процессов, характер веществ, их свойства (химические или физические).

После изучения главы или раздела учебного предмета «Химия» можно обобщить полученные знания, написав сказку, басню, рассказ, статью — расследование. К литературному творчеству можно привлечь группу обучающихся, где каждый будет описывать отдельные свойства, характер взаимодействия веществ, последствия реакции, вывод или послесловие. Можно дать на выбор индивидуальные задания по теме. Но в каждом случае перед началом работы необходимо составить план или речевое клише, где будут обозначены ключевые моменты повторения.

Например: тема для обобщения знаний «Генетическая связь неорганических соединений».

Определяем литературный жанр: рассказ.

Формулируем тему «Кислоты и щёлочи. Классовая борьба».

План (что необходимо отразить в литературной работе):

– классовое происхождение кислот и щелочей;

– характер кислот и щелочей (описать лидеров с ярко выраженными свойствами и слабых представителей классов);

– союзники и противники (вещества, с которыми представители классов взаимодействуют и вещества, которые в реакцию с ними не вступают);

– как отличить «своих» от «чужих» (о действии на индикаторы);

– причины классовой неприязни;

– какой характер носит классовая борьба;

– последствия борьбы классов;

– эпилог.

План можно дополнять, интерпретировать, но обозначенные пункты плана обязательно следует описать в литературной работе, так как в нём отражены ключевые характеристики классов.

Как в любом литературном произведении, в работе должны быть главные действующие лица. Они должны иметь имена (созвучные номенклатурным названиям). Описание событий необходимо представить аналогично сути и результатам химических процессов.

Особенно удавшиеся работы можно использовать на мероприятиях предметной недели, на фестивалях творческих идей, во внеурочной деятельности.

Одной из таких работ я хочу поделиться. Тема: «Кислород. Аллотропные модификации кислорода и их свойства».

Сказка о сыновьях Его Величества Кислорода

Давным-давно, на белом свете, когда жизнь на Земле ещё только зарождалась, жил Его Величество Кислород. Сердце его состояло из шестнадцати протонов, и окружали это сердце подвижные электроны. Их тоже было шестнадцать. Кислород долго жил один, пока два неспаренных электрона Его сердца не объединились с электронами сердца юной красавицы. Так у Кислорода появился сын, которого он назвал своим именем — Кислород.

Характер у сына был лёгкий, покладистый. Кислород — младший стал водить дружбу с Водородом и вместе они создали Воду. В Воде появились первые живые организмы. Так на земле зародилась жизнь. Любознательный Кислород проник в землю, растворился в воде. Он сдружился с Азотом, Углекислым Газом, Аргоном. Их компанию стали называть Воздухом.

Когда на земле появился человек, Кислород всячески старался помочь ему выжить. Он помог поддержать огонь, он перерабатывал опавшие с деревьев листья и полёгшую траву, чтобы земля, которую человек научился обрабатывать, давала урожаи.

Но как-то во время грозы у Его Величества Кислорода родился ещё один сын. Он сразу обратил на себя внимание, потому что был резким, заносчивым. Где бы он ни появился, его сразу замечали, и он очень этим гордился. За пахучесть все его стали называть Озоном.

Младший сын Кислорода недолюбливал своего брата, но тот не держал на него зла. Скромный Кислород продолжал дружить с Водородом и с компанией Воздуха. Вместе они творили добрые дела, и Земля с каждым днём становилась краше.

По ней текли реки: бурные и тихие, били ключами родники. Капельки росы умывали по утрам цветы и деревья, которые жадно впитывали Углекислый Газ и выделяли его, Кислород. Верхом на ветерке он летел ранним утром в окна домов, чтобы возвестить о начале нового дня. Люди вдыхали его полной грудью, и у них прибывало сил. Кислород был счастлив от того, что дарит людям радость.

А коварный Озон злился и негодовал. Улучив момент, он пробрался в компанию Воздуха (ведь у него быстрая реакция), и стал доказывать: кто сильнее. От его присутствия у людей кружилась голова, их одолевала слабость, случалось даже, что у них был обморок. Птицы и насекомые гибли. Озон чувствовал себя непобедимым. Кислород обеспокоился. Он пытался прекратить беспредел брата, но признал, что по силе ему уступает, и решился на хитрость.

Сошлись Кислород с Озоном в чистом поле силой меряться, а Кислород и давай хвалить брата: «Был я среди людей, мимо которых ты прошёл: одобряют тебя, восхищаются. Запах твой и свежесть от недугов многих вылечил. Благодарят тебя, низко кланяются. Пришлось побывать и там, где ты задержался… Нет там ни души, даже птиц не слышно. А о тебе слова сказать некому, потому что уснули все от запаха твоего пьянящего. Полчища Ультрафиолета сожгли там всё живое: ни цветка, ни травиночки не осталось.

Ты сильный, ты могучий! Ты один можешь защитить Землю от его палящих лучей. Все на тебя надеются и рассчитывают на твою помощь!».

Честолюбивый Озон был польщён таким признанием и дал Кислороду слово, что будет оберегать Землю от Ультрафиолета. С тех пор так они и живут: Кислород незаметно творит добро на Земле, а Озон защищает её своим щитом от палящих лучей. Младший брат Кислорода поселился в сосновом бору и на берегу моря. Он стал лечить людей от болезней. А летом, когда идёт тёплый дождь, Озон спускается на его тонких серебряных нитях на Землю, и, смешиваясь с запахом цветов, вливается в компанию Воздуха. И так уж повелось, что люди вслух восхищаются запахом Озона, чтобы подчеркнуть его величие.

Источники:

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/08/09/tekhnologiya-razvitiya-kriticheskogo
Основные термины (генерируются автоматически): Кислород, Земля, компания Воздуха, критическое мышление, Величество Кислорода, классовая борьба, литературная работа, литературное творчество, Углекислый Газ, учебный предмет.


Задать вопрос