В статье рассмотрены порядок ликвидации кредитной организации при признании её банкротом, процедура конкурсного производства, перечень задач и полномочия конкурсного управляющего. Ликвидация характеризуется как необходимая мера, позволяющая вывести из банковского сектора несостоятельные кредитные организации, но в то же время не являющаяся предпочтительной из-за длительности своей процедуры, что подтверждают приведенные в статье примеры из арбитражной практики последних лет.
Ключевые слова: кредитная организация, банкротство, конкурсное производство, арбитражный суд, временная администрация, Банк России.
В современных рыночных условиях ухудшение финансового состояния хозяйствующего субъекта, а в особенности кредитной организации как важнейшего элемента российского финансового рынка, может нанести крупный ущерб экономике государства, поэтому в целях антикризисного управления экономикой законодательно закреплен перечень мер, позволяющих восстановить её платежеспособность, предупредить несостоятельность или в случае неизбежности банкротства снизить негативные последствия для остальных участников рыночных отношений посредством реализации процедур банкротства.
В соответствии со ст. 189.13 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее: ФЗ «О банкротстве») одной из отличительных особенностей банкротства кредитных организаций в сравнении с банкротством иных юридических лиц является применение конкурсного производства как единственно возможной процедуры банкротства . Несостоятельность (банкротство) кредитной организации влечет ее ликвидацию и имеет следующий порядок : при выявлении признаков несостоятельности ЦБ РФ отзывает у кредитной организации лицензию; в арбитражный суд (далее: суд) подается заявление о признании кредитной организации банкротом (в соответствии с п.1 ст. 189.61 ФЗ «О банкротстве» заявление может подать как сам должник, так и кредиторы, и ЦБ РФ, и работники должника, в т. ч. бывшие); затем арбитражный суд выносит решение о признании ее банкротом (согласно ст. 189.64 ФЗ «О банкротстве» в случае отсутствия достаточных оснований суд может не возбудить производство, также суд может не принять заявление к производству в случае его несоответствия ряду обязательных требований); решение арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом влечет за собой открытие процедуры банкротства — конкурсного производства.
В качестве примера непринятого к производству заявления о признании кредитной организации банкротом можно привести заявление Банка России, которое было возвращено заявителю, поскольку оно было подано с нарушением п.3 ст.189.63 ФЗ «О банкротстве», а именно непредставление ряда необходимых документов (определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 июля 2016 г. по делу № А56–49417/2016 ). Позднее, 29 июля 2016 года, Банк России подал новое заявление, которое соответствовало всем требованиям законодательства ( дело № А56–52798/2016 ). В результате, решением суда от 3 апреля 2017 года (резолютивная часть от 29 марта 2017 г.) Акционерное общество «Русский торгово-промышленный банк» был признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство (функции конкурсного управляющего были возложены на ГК «АСВ»). Рассмотрение дела ещё не завершено. [6]
Как уже было отмечено, конкурсное производство открывается после вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и утверждении конкурсного управляющего (ст.ст. 189.73, 189.77 ФЗ «О банкротстве»). К моменту вынесения такого судебного решения кредитная организация не имеет лицензии, а поэтому ее управление осуществляет назначенная Банком России временная администрация , которая в соответствии с п. 3 ст. 189.27 ФЗ «О банкротстве» назначается с момента отзыва Банком России у кредитной организации лицензии [1] и функционирует до момента вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации несостоятельной и назначении конкурсного управляющего. В предусмотренный статьей 189.26 ФЗ «О банкротстве» перечень оснований назначения временной администрации входят: снижение капитала кредитной организации более чем на 30 % по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последний год, при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, [2] установленных Банком России; наличие оснований для отзыва лицензии; необходимость осуществления мер по предупреждению банкротства и др. Назначение временной администрации является обязательной мерой при любом типе ликвидации кредитной организации, в том числе при банкротстве. Сведения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (перечень обязательных для опубликования сведений содержится в п. 2 ст. 189.74 ФЗ «О банкротстве») включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и публикуются в газете «Коммерсантъ» [2] и в «Вестнике Банка России» (ст. 189.74 ФЗ «О банкротстве»). В соответствии со ст. 189.77 ФЗ «О банкротстве» при несостоятельности кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, конкурсным управляющим назначается Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее: АСВ), а в случае отсутствия таковой лицензии — арбитражные управляющие , аккредитованные при Банке России в качестве конкурсных управляющих и соответствующие требованиям ст. 20.2 ФЗ «О банкротстве» и Положению Банка России от 22.02.2017 N 578-П «О порядке рассмотрения заявлений об аккредитации при Банке России арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, аккредитации, аннулирования аккредитации, отказа в продлении аккредитации». По состоянию на 25.02.2021 при Банке России аккредитовано 50 арбитражных управляющих. [8]
Главной задачей конкурсного управляющего является формирование конкурсной (имущественной) массы несостоятельной кредитной организации за счет реализации и взыскания ее активов для максимально возможного удовлетворения требований кредиторов. Перечень прав и обязанностей конкурсного управляющего как лица, осуществляющего полномочия руководителя кредитной организации и иных органов ее управления закреплен в статье 189.78 ФЗ «О банкротстве». В соответствии со ст. 189.79 ФЗ «О банкротстве» конкурсный управляющий обязан регулярно предоставлять Центральному банку Российской Федерации и собранию (комитету) кредиторов отчет о результатах своей деятельности, о результатах проведения собраний (комитетов) кредиторов, о результатах проведения торгов и по прочим вопросам своей текущей деятельности по управлению кредитной организацией; также по первому требованию арбитражного суда конкурсный управляющий обязан предоставлять ему все сведения о ходе конкурсного производства. В случае отстранения аккредитованного при Банке России конкурсного управляющего или представителя АСВ от исполнения его обязанностей по осуществлению процедуры банкротства кредитной организации конкурсным управляющим назначается АСВ или другой представитель АСВ соответственно. Отстранение и последующее назначение конкурсного управляющего осуществляет арбитражный суд. Основания отстранения приводятся в п. 1 ст. 189.81 ФЗ «О банкротстве», в частности: ходатайство собрания или комитета кредиторов, или иного лица, участвующего в деле о банкротстве, аннулирование аккредитации конкурсного управляющего и проч.
Выступая в качестве представителя государственных интересов в сфере контроля за процедурой банкротства кредитных организаций, ГК « Агентство по страхованию вкладов» не только осуществляет непосредственные функции конкурсного управляющего, но и выявляет причины и условия, повлекшие банкротство кредитной организации, и направляет в Банк России предложения по предупреждению банкротства организаций в банковской системе. Для реализации своих полномочий АСВ привлекает специализированные аккредитованные при АСВ организации, заключая с ними договоры о взаимодействии после их победы в конкурсных отборах по различным номинациям: «Юридические консультанты», «Ведение бухгалтерского учета и сопровождение работы по рассмотрению требований кредиторов кредитных организаций», «Работа с активами кредитной организации», «Организация торгов» и другим номинациям в соответствии с Положениями АСВ о проведении отбора специализированных организаций.
В результате банкротства кредитной организации в ходе конкурсного производства в несостоятельных кредитных организациях начинает действовать особый порядок заключения и сопровождения договоров и соглашений, регулирующий процессы подготовки, визирования, подписания, регистрации, изменения, расторжения, хранения и изъятия гражданско-правовых договоров и соглашений, а также документов, подтверждающих их исполнение, заключаемых (составляемых), изменяемых и расторгаемых в ходе ликвидационных процедур. [3] Организационное обеспечение подготовки проектов договоров, их подписание, заключение, сопровождение, изменение и расторжение, хранение договоров, а также контроль за их исполнением возлагаются на представителя конкурсного управляющего (если иное не предусмотрено внутренними документами АСВ), который действует на основании доверенности от АСВ, в которой определен лимит на сумму договора, а если сумма заключаемого договора превышает утвержденный лимит, договор может быть заключен после согласования с заместителем Генерального директора АСВ, курирующим соответствующее структурное подразделение. Этот представитель (или назначенное им лицо) составляет реестр действующих договоров и дополнительных соглашений кредитной организации, затем дополняет его вновь заключаемыми договорами и соглашениями и ведет реестр до момента ликвидации кредитной организации.
Статьей 189.73 ФЗ «О банкротстве» установлено, что срок конкурсного производства составляет один год, а затем он может быть продлен не более чем на 6 месяцев, однако процедура конкурсного производства является длительной и может достигать более 10 лет: на официальном сайте АСВ и на сайте Банка России представлена информация о каждой ликвидируемой или ранее ликвидированной кредитной организации. К примеру, в настоящий момент продолжается процедура конкурсного производства АКБ «Московский залоговый банк» и банка «Банк ВЕФК — Урал», лицензии которых были отозваны в феврале 2009 года, но процесс удовлетворения требований кредиторов еще продолжается. [9] Стоит отметить, что в ходе рассмотрения дела в арбитражные суды поступает множество заявлений (ходатайств) о привлечении лиц к участию в деле, об ознакомлении с материалами дела, о признании какой-либо сделки недействительной и применении последствий ее недействительности, о включении лица в реестр требований кредиторов; также арбитражный суд выносит определения об отложении судебного заседания и о привлечении заинтересованных лиц, об исправлении описок, опечаток или арифметических ошибок; проводит судебные заседания по рассмотрению обоснованности требований кредиторов; принимает апелляционные и кассационные жалобы к производству.
В качестве другого примера можно привести дело № А55–9320/2016 о признании несостоятельным (банкротом) Акционерного общества «ФИА-БАНК» (далее: Фиа-Банк) было принято к производству 21 апреля 2016 года (по заявлению Банка России), а рассмотрение дела до сих пор не завершено. Решением Арбитражного суда Самарской области от 6 июля 2016 года (резолютивная часть от 4 июля 2016 г.) Фиа-Банк был признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него было открыто конкурсное производство (функции конкурсного управляющего также возложены на АСВ). По состоянию на 02.01.2021 страховые возмещения по вкладам составляют 99,62 %, требования кредиторов первой очереди удовлетворены на 43,66 %. [10] Срок конкурсного производства неоднократно продлевался: своим недавним определением от 24 декабря 2020 года Арбитражный суд Самарской области удовлетворил ходатайство конкурсного управляющего о продлении срока конкурсного производства и вынес соответствующее определение, в котором установлено, что была проведена инвентаризация имущества и выявлены неучтенное на балансовых счетах Фиа-Банка имущество и недостача, которая связана с отсутствием подтверждающих документов по кредитным и обеспечительным договорам, заключенным с физическими и юридическими лицами и с отсутствием договоров уступки прав требования, договоров банковских услуг, и ценные бумаги. В результате, конкурсным управляющим будет проводиться судебная работа по взысканию задолженности по кредитным договорам на основании имеющихся документов, несмотря на отсутствие оригиналов самих договоров, которые не были обнаружены в ходе инвентаризации активов банка. [7] Осуществляя полномочия конкурсного управляющего, АСВ продолжает направлять должникам Фиа-Банка уведомления о необходимости погашения задолженности (ввиду банкротства кредитной организации денежные средства должны перечисляться по реквизитам конкурсного управляющего). Взыскание задолженности с бывших клиентов Фиа-Банка осложняется тем, что в отношении ряда юридических лиц введены процедуры ликвидации: по 12 из 15 должников взыскание задолженности представляется невозможным в связи с исключением из ЕГРЮЛ и только в отношении 3 должников требования Фиа-Банка включены в их ликвидационные балансы. В результате проверки обстоятельств банкротства Фиа-Банка были выявлены основания для привлечения контролировавших банк лиц (бывшего председателя правления Банка и бывших членов правления Банка) к субсидиарной ответственности по обязательствам банка (гражданско-правовая ответственность); суд признал доказанным наличие оснований для их привлечения к субсидиарной ответственности, но рассмотрение соответствующего заявления конкурсного управляющего приостановлено до окончания расчетов с кредиторами. Следующее судебное заседание по рассмотрению отчета АСВ о проведении процедуры конкурсного производства назначено на 16 июня 2021 года. [4]
Требования кредиторов удовлетворяются за счет и в пределах конкурсной массы . Конкурсную массу составляет всё имеющейся у кредитной организации имущество (ст. 189.91 ФЗ «О банкротстве»). Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена статьями 134 и 189.92 ФЗ «О банкротстве», а срок и размер удовлетворения требований устанавливает конкурсный управляющий (ст. 189.85 ФЗ «О банкротстве»). Требования кредиторов каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, а если кредиторы заявили свои требования после закрытия реестра требований других кредиторов той же очереди, то их требования удовлетворяются после полного удовлетворения требований находящихся в реестре кредиторов этой очереди. После завершения расчетов конкурсного управляющего с кредиторами происходит согласование и утверждение ликвидационного баланса с Банком России (ст. 189.98 ФЗ «О банкротстве»), затем конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства . Суд в свою очередь оценивает данный отчет и выносит одно из определений: о завершении конкурсного производства или в случае погашения требований учредителями кредитной организации или третьими лицами определение о прекращении производства по делу о банкротстве (ст. 189.100 ФЗ О банкротстве»).
Несмотря на подробную проработанность процедуры ликвидации кредитной организации, она не всегда является предпочтительной мерой, поскольку процесс выплат кредиторам затягивается на годы, к тому же конкурсной массы обанкротившейся кредитной организации может не хватить для удовлетворения требований всех кредиторов (существует так называемый риск неполного взыскания задолженности), а максимальный размер страхового покрытия для вкладчиков и вовсе не превышает 1,4 млн. рублей. Поэтому более предпочтительной для сохранения стабильности финансового рынка мерой является недопущение банкротства кредитной организации посредством закрепленных в ФЗ «О банкротстве» мер по предупреждению банкротства или иных необходимых в текущих условиях мер государственной поддержки или со стороны заинтересованных лиц.
Литература:
- Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 30.12.2020; с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации, 28.10.2002, N 43, ст. 4190;
- Распоряжение Правительства РФ от 21.07.2008 N 1049-р «Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 30, 28.07.2008, (ч. II), ст.3674;
- Порядок заключения и сопровождения договоров в ходе конкурсного производства (ликвидации) в отношении финансовых организаций (утв. решением Правления ГК «Агентство по страхованию вкладов» от 04.12.2017, протокол N 138) (ред. от 04.03.2019). — Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284755/ (дата обращения: 12.01.2021);
- Арбитражное дело № А55–9320/2016. — Текст: электронный // Информационная система «Картотека арбитражных дел» // URL: https://kad.arbitr.ru/Card/94e30afe-f999–46fe-ae35–302f1213e319 (дата обращения: 20.02.2021);
- Арбитражное дело № А56–49417/2016. — Текст: электронный // Информационная система «Картотека арбитражных дел»: [сайт]. — URL: https://kad.arbitr.ru/Card/4b8bcd69–0be1–4813-af39-cf4e67785e78 (дата обращения: 20.02.2021);
- Арбитражное дело № А56–52798/2016. — Текст: электронный // Информационная система «Картотека арбитражных дел»: [сайт]. — URL: https://kad.arbitr.ru/Card/1ebbb467-c075–4845–9b23-a9de413c2b04 (дата обращения: 20.02.2021);
- Определение Арбитражного суда Самарской области по делу № А55–9320/2016 от 24.12.2020– Текст: электронный // Информационная система «Картотека арбитражных дел»: [сайт]. — URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/94e30afe-f999–46fe-ae35–302f1213e319/87c9e3c7-a62b-47f8-b46b-d2cb877e7bf3/A55–9320–2016_20201224_Opredelenie.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 20.02.2021);
- Ликвидация кредитных организаций. — Текст: электронный // Банк России: [сайт]. — URL: https://cbr.ru/banking_sector/likvidbase/ (дата обращения: 02.03.2021);
- Ликвидация и конкурсное производство. — Текст: электронный // Агентство по страхованию вкладов: [сайт]. — URL: https://www.asv.org.ru/banks?category=liquidation (дата обращения: 02.03.2021);
- «ФИА-Банк» (АО). — Текст: электронный // Агентство по страхованию вкладов: [сайт]. — URL: https://www.asv.org.ru/banks/fia-bank-ao(дата обращения: 12.02.2021).
[1] Порядок лицензирования и перечень выдаваемых Банком России лицензий на осуществление банковских операций регламентируются Инструкцией Банка России от 02.04.2010 N 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», Положением Банка России от 11.08.2005 N 275-П «О порядке выдачи Банком России лицензии на осуществление банковских операций кредитной организации, производство по делу о банкротстве которой прекращено в связи с погашением ее обязательств учредителями (участниками) или третьим лицом (третьими лицами)», Положением Банка России от 23.04.1997 N 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями»
[2] Перечни и методика расчета обязательных нормативов, а также правила надзора со стороны ЦБ РФ за их соблюдением регламентируется следующими актами: Инструкцией Банка России от 29.11.2019 N 199-И «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией», Инструкцией Банка России от 06.12.2017 N 183-И «Об обязательных нормативах банков с базовой лицензией»