Рассмотрены вопросы целесообразности и практики работы библиотеки в социальных сетях.
Ключевые слова : библиотека, социальные сети, представительство библиотек в социальных сетях.
Еще несколько лет назад нужно было доказывать необходимость работы в социальных медиа, деятельность библиотекарей была неформальной и часто велась в нерабочее время. Сегодня ведение библиотечного представительства в социальных сетях является обязательным. Значит, все новым и новым библиотечным специалистам приходится на ходу осваивать тонкости виртуальной работы одновременно со своими традиционными обязанностями. На вопрос «А что это вы здесь делаете?» приходится отвечать регулярно и важно не только отвечать, но и самим это понимать. Давайте разделим вопрос на составляющие — где мы, зачем, что и как делаем в социальных сетях?
Где мы? И что происходит вокруг нас в онлайн-пространстве? Почему нужно владеть информацией об интернет-трендах, хотя бы отслеживать итоги года? Потому что это влияет на то, какие методы работы мы будем выбирать в социальных сетях. Ведь изменения здесь происходят стремительно.
– На сегодняшний день практически все пользователи интернета регулярно заходят в социальные сети (98 %), их число высоко даже в возрастной группе 55–64 года (94 %).
– Пользователи взрослеют и становятся старше.
– Две самые популярные соцсети в России: ВКонтакте и Instagram.
– Соцсети становятся менее социальными и более медийными. Примерно 40 % пользователей используют социальные медиа для поиска новостей так же часто, как для общения с друзьями. Многие ищут информацию для проведения досуга и развлечения.
– Алгоритм умной ленты приводит к тому, что падает охват постов, следовательно, чтобы публикации показывались чаще, подписчики должны реагировать на контент. Если раньше в моде была «накрутка» подписчиков, то теперь стараются избавиться от неактивных читателей.
– Продолжают быть на пике популярности видеоформаты и лонгриды. Причем в тренде не просто видео, а интерактивные трансляции, в которых пользователи могут принять участие: задать вопрос, написать мнение, поставить лайк.
– Набирает популярность игрофикация или геймификация со сложными многошаговыми механиками вовлечения от онлайн-марафонов до полноценных квестов.
– Главный тренд — нужно делать качественный контент, который интересен людям.
Зачем мы, библиотекари, пришли в социальную сеть? Основные цели:
– привлечение внимания к книге и чтению;
– рост авторитета библиотеки.
Но эти цели находятся за пределами нашего влияния, мы не можем сразу изменить отношение общества к библиотеке, сделав ее влиятельным и значимым учреждением, не можем сделать чтение частью жизни каждого человека. Но мы можем работать в этом направлении, используя в т. ч. социальные сети.
Какие задачи мы можем решить при этом?
– Показать, что библиотека существует, она активно работает и востребована местными жителями.
– Дать информацию о своих услугах и ресурсах, т. е. заинтересовать собой.
– Вовлечь в сферу своей жизнедеятельности окружающих, т. е. создать свое сообщество.
Что мы при этом делаем и как можно улучшить свою работу?
При планировании работы в сети необходимо ориентироваться на контент-план ваше расписание, заранее подготовленный список тем или материалов для публикации в сообществе. Его можно составить на неделю, месяц или на тот срок, который вам удобен. Лучше иметь постоянные рубрики или серии публикаций.
Для планов подходит любая форма: блокнот, список в Word, таблица Excel. Удобно использовать дополнительные сервисы, например, Google Календарь. Размещать материалы в запланированный срок поможет функция публикации отложенных сообщений, имеющаяся в самих социальных сетях или дополнительных сервисах. На помощь библиотекарям приходит PRO.Культура.РФ (АИС ЕИПСК) — бесплатная цифровая платформа для учреждений культуры и организаторов культурных мероприятий, которая позволяет настроить автоматическую публикацию контента. Здесь можно размещать информацию одновременно в несколько сообществ, дублировать посты на разные даты.
Представляя свою работу, в первую очередь мы публикуем материалы о библиотечных мероприятиях. Если необходимость размещения афиш и объявлений о предстоящих мероприятиях сомнению не подвергается, то публикация отчетов о прошедших встречах вызывает споры. Ответьте себе — кому и зачем нужны такие публикации, тогда станет понятно, есть ли в них необходимость. Я, например, отвечаю так:
– жители города — наши реальные или потенциальные читатели, которые видят, что происходит в библиотеке;
– представители учебных или социальных учреждений — для них это возможность или доказательство сотрудничества с вашим учреждением;
– люди, работающие в СМИ, для которых наше сообщество — источник информации;
– представители городской администрации — для них это доказательство посещаемости подведомственного учреждения. Сейчас социальные сети активно мониторятся и СМИ, и местными властями.
Отклик может найти и пара предложений о проведенном клубном заседании, и подробный рассказ о литературном вечере. Самое главное — не писать в стиле официальных отчетов.
Обычно подобные публикации сопровождаются фотографиями, это вполне правомерно, т. к. библиотека проводит публичное мероприятие в месте, открытом для посещения. Но библиотекари редко задаются правовыми вопросами, а наши посетители обычно не высказывают недовольства фотографиями. Но ситуация меняется, поэтому лучше предусмотреть все. Есть три правила свободного размещения фотографий:
– вы снимаете публичные персоны. Публичная фигура — это человек, который занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области.
– съемка велась на публичном мероприятии, а объект — не главный предмет в кадре, т. е. участников мероприятия не снимают крупным планом.
– модели получили за съемку вознаграждение.
Если человек в центре кадра, то лучше взять его разрешение на использование фотографии. Если сам посетитель опубликовал фотографии, безопаснее, все-таки спросить у него разрешение (достаточно, чтобы человек подтвердил разрешение в переписке).
Создание контента может объединить реальную и виртуальную работу библиотеки. Разнообразие форм публикаций поможет библиотечному представительству быть понятным и интересным любому. Несколько идей для того, чтобы разнообразить информацию, посвященную книге и библиотеке:
– Возьмите актуальный информационный повод и узнайте по нему комментарии коллег или читателей.
– Опубликуйте интересную находку. Можно из самого элементарного — совет, цифра дня, сервис недели. Можно сделать это постоянной рубрикой.
– Создавайте чек-листы при помощи онлайн-конструктора, например, чек-лист «Вопросы для вдумчивого чтения книг» или трекер «Полчаса чтения в день».
– Попробуйте разнообразить материалы, создавая инфографику или онлайн-игры из уже существующего контента.
– Конвертируйте документы Word, интернет-контент и другую информацию в доступные для скачивания PDF-файлы.
– Публикуйте обзоры ссылок: люди любят подобный контент, так как он экономит их время.
– Используйте профессионально сделанные видеоролики, например, циклы стихов в исполнении артистов.
Некоторое время назад считалось, что пользователи предпочитают краткую информацию, выхватывают только заголовки и начало публикаций, т. е. растущий дефицит внимания приводит к сокращению постов. Это действительно так, но одновременно с этим сейчас оказывается, что пользователи любят читать длинные статьи, что больше всего репостов — именно у длинного, подробного, детального контента. Поэтому стали так популярны лонгриды.
Если можете показать то, о чем пишите — показывайте. Если не можете показать — ищите метафору. Метафору можно найти в искусстве, реальной жизни — ограничений нет. При поиске иллюстраций по данному методу проверяйте наличие открытой лицензии или используйте качественные фотостоки.
Помните о пользе контента для читателя — публикации должны быть качественными и легко читаемыми. Ведь главный тренд — быть интересным.
Обратите внимание на создание «долгоиграющих» материалов. Это тексты, которые не привязаны к актуальным, быстро устаревающим новостям, не теряют информационной ценности. К ним можно отнести:
– материалы литературной и краеведческой тематики (статьи, списки, гайды, подборки, обзоры, руководства и т. п.);
– созданные вами электронные продукты (виртуальные выставки, буктрейлеры, интерактивные плакаты, виртуальные экскурсии и т. д.);
– публикации о библиотеке (исторические факты, как нас найти, правила записи, инструкции, например, как работать с электронным каталогом, библиотека в лицах и т. д.).
Таким образом, можно использовать один и тот же материал несколько раз, конечно, через определенные промежутки времени. Но пост нельзя просто так взять и опубликовать ещё раз, так он получит значительно меньший охват, чем первоначальная публикация. Можно изменить картинку, написать новую «подводку», увеличить или уменьшить количество пунктов в списке.
Сетевые акции — отличный способ не только объединить онлайн и оффлайн работу, но и подготовить долгоиграющий контент для социальной сети. Например, в рамках акции «С именем Горького» на портале «Вики-Сибириада» участники создавали городские, книжные, библиотечные и свои собственные истории, связанные с именем писателя. Были представлены различные формы (видеоролики, презентации, интерактивные плакаты и др.), наибольшей популярностью пользовались плейкасты и виртуальные выставки. Создаваемые в рамках акций работы источник «долгоиграющего» контента литературной и краеведческой направленности.
Как библиотеке можно «убить нескольких зайцев» при организации сетевой акции или участии в ней? Приурочить мероприятие, вовлечь читателей в коллективную работу, заняться обучением интернет-сервисам, работать в социальной сети и т. д. Три примера из нашего опыта:
– После мероприятия юные читатели рисуют иллюстрации по произведениям М.Горького, библиотекарь на их основе создает онлайн-пазлы, которые размещаются в библиотечной группе. Участники группы получают интерактивный игровой контент.
– Местные поэты предоставляют свои стихи подходящей тематики, библиотекари подбирают визуальный и музыкальный ряд и создают плейкасты — мультимедийные открытки, которые поэты могут представить своим поклонникам в социальной сети. Продвижение творчества местных авторов в интернет-среде.
– Библиотекарь отправляется вместе со своими читателями на экскурсию по городу, во время которой все делают фотографии окружающего или селфи (фото размещается в социальных сетях). После возвращения участники экскурсии создают совместный интерактивный плакат или карту, самостоятельно размещая сделанные фото и добавляя услышанную или найденную в книгах информацию.
Совсем необязательно создавать весь контент самостоятельно, с этой задачей вполне справятся ваши подписчики. Но это направление тесно связано с созданием неформального активного сообщества. Работа эта длительная, тесно связанная с реальным объединением людей вокруг конкретной библиотеки. Выстроить диалог с заинтересованной целевой аудиторией, чтобы не быть назойливым, но при этом постоянно быть на виду, задача достаточно сложная. Но люди гораздо охотнее идут на контакт с реальным человеком, поэтому так активно сейчас продвигают личные бренды и персональные истории. Общество хочет открытости и откровенности. Удачным ходом будет взять в качестве своего героя конкретного библиотекаря, который охотно общается с посетителями. Доверие к рекомендациям и отклик на обращения конкретной Елены Ивановны, любимой читателями вашей библиотеки, будет гораздо выше. Чтобы стать неплохим комьюнити-менеджером, для начала достаточно иметь хорошо подвешенный язык и эмпатию. Всему остальному можно научиться потом.
Сообщество имеет главный характерный признак — плотная сетка связей внутри между участниками сообщества. Если это аудитория, у которой связи между собой нет, они не знакомы друг с другом и связаны между собой исключительно тем, что они просто подписаны на вашу группу в соцсетях, это не сообщество. Сообщество — это именно про связи между людьми. Все остальное — просто аудитория.
Среди приемов, которые используют в своей работе опытные комьюнити-менеджеры:
– Приветствие новых участников, причем желательно делать это через личные сообщения.
– Обсуждение. У любого сообщества должны быть три повестки: прикладная (общее занятие или создание чего-либо), внешняя (новости или материалы из сети), внутренняя (все, что касается самого сообщества).
– Вовлечение. Упоминайте тех, кто может высказаться по теме, пишите провокационные посты и т. д.
– Активация. Нужно регулярно выявлять неактивных участников сообщества и писать им лично.
– Создание. Периодически создавайте какой-либо совместный проект или продукт, например, общая встреча, цикл статей, акция или концерт.
– Объединение. Устраивайте совместные встречи, наблюдайте за укреплением связей и помогайте людям знакомиться.
Сегодня в руках специалистов сотни инструментов продвижения в социальных сетях и главная задача — не внедрение каждого, а грамотное распределение сил на инструменты с точки зрения наших целей. Приоритетами работы библиотеки в социальных сетях становятся создание качественного «долгоиграющего» контента, выстраивание длительных отношений и организация взаимодействия с участниками нашего сообщества, объединение реальной и виртуальной деятельности.