В статье раскрывается актуальность использования новых методов, способствующих формированию прогностических компетенций у будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. На основе изучения опыта работы высших военных образовательных учреждений сделан вывод, что наиболее оптимальной формой формирования прогностических компетенций будут выступать новые методы, ориентирующие курсантов правильному воспитанию и обучению в повседневной деятельности. Конечной целью исследования будет выступать применение данных методов на практике, в формировании прогностических компетенций у будущих офицеров, с целью успешного выполнения ими, возложенных на них служебно-боевых задач.
Ключевые слова: прогностическая компетентность, ориентиры дальнейшего развития, система образования, профессиональные компетенции, государственная и общественная безопасность.
The article reveals the relevance of the use of new methods that contribute to the formation of predictive competencies of future officers of the National Guard of the Russian Federation. Based on the study of the experience of higher military educational institutions, it is concluded that the most optimal form of forming predictive competencies will be new methods that orient cadets to correct education and training in everyday activities. The ultimate goal of the study will be the application of these methods in practice, in the formation of predictive competencies of future officers, in order to successfully perform their assigned service and combat tasks.
Keywords: predictive competence, guidelines for further development, education system, professional competencies, state and public security.
На сегодняшний день принцип исследования состоит в рассмотрении профессиональных компетенций, позволяющих будущим офицерам гарантировать и предоставлять государственную и общественную безопасность, защиту прав и свобод человека и гражданина.
На основе проведенных исследований развернута и сформирована модель формирования прогностических компетенций будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. В связи с тем, что в Вооруженных силах Российской Федерации устойчиво закрепились современные тенденции, усложняющие социальные процессы, расширяющие и формирующие функции профессиональной военной деятельности, происходит ускорение темпа принятия и реализации решений в вопросах выполнения служебно-боевых задач. Важнейшей профессиональной компетентностью становится «прогностическая».
Курсанты в процессе получения высшего образования в военных образовательных учреждениях, заблаговременно подготавливаются к практике принятия различного рода решений, основываясь в тщательном и глубоком понимании содержания самого прогнозирования, ее специфики и уникальности в профессиональной военной деятельности на сегодняшний день.
Подготовка будущих офицеров, которые способны профессионально решить и выполнить служебно-боевую задачу, во многом предопределена образовательными стандартами военного образования. С другой стороны курсанты, выполняя поставленную задачу, опираются на ее характер, специфику и особенности, именно в этом случае, у будущего офицера начинает работать «прогностическая компетентность». Если разобраться более точно с данным понятием прогностической компетенции, можно сделать определенный интересный вывод, позволяющим разобраться в данном направлении.
Компетенция — это своего рода набор различных средств, с помощью которых человек благополучно выполняет различные задачи определенной классификации, а компетентность — это его способность выполнять задачи, возникающие в ходе повседневной деятельности, либо же поставленные ему старшим начальником. Сопоставив оба данных понятия, вытекает заключение о том, что «прогностическая компетентность» — это огромный потенциал, реализующий процессы познания и оценки всевозможных вариантов будущего (возможного, вероятного, желательного), формирования представления о дальнейших действиях, с применением особенностей и правил предосторожности, предугадать возможные негативные последствия действий, включая риск и происхождение изменений в самом процессе выполнения.
Далее необходимо разобраться в том, что представляют собой методы, формирующие прогностическую компетентность у будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации.
Методы формирования прогностических компетенций — это набор подходов и средств в осуществлении целого взаимосвязанного набора компонентов личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), осуществленных по отношению к расположенному ему процессу обучения, а также приемов, отражающих форму взаимодействия обучаемых и командиров в современном образовательном процессе.
На сегодняшний день различают методы воспитания и методы обучения прогностической компетенции.
Современными новейшими методами обучения прогностической компетенции выступают гиперинформационный, поисково-логический и интерактивно-сетевой.
Гиперинформационный метод — это совокупность информационных условий и ресурсов, позволяющих наглядным способом реализовывать совместную деятельность командира и обучающихся. Командир, выступающий в роли педагога, преподносит готовую обобщенную информацию обучаемым, а те в свою очередь фиксируют и отображают ее у себя в памяти. Вся информация преподносится с помощью электронных ресурсов на групповых занятиях, лекциях и семинарах.
Поисково-логический метод — проводится в процессе диалога, данный метод организации образовательного процесса направлен на поиск и решение определенного рода задач, в ходе которого вся преподносимая информация изучается посредством создания специальных проблемных ситуаций.
Интерактивно-сетевой метод — это получение информации в процессе научной деятельности на конференциях и вебинарах, где учитывается овладение определенной информации посредством активного взаимодействия между будущими офицерами и преподавателем (командиром).
К современным методам воспитания прогностических компетенций будет относится: оптимизация социального проектирования и трансформационные игры.
Трансформационные игры — подразумевают групповой формат обучающих игр. Данные игры строятся на основе социальной реализации в процессе общения между игроками, и относятся к модели межличностного общения. Общим для большинства трансформационных игр является то, что они объединяют в себе игротехнику, психотерапию и коучинг. Игровая форма позволяет создать безопасное пространство, где у игрока есть право на ошибку, где формируется атмосфера принятия и взаимодействия, что очень важно для развития, раскрытия потенциала, поиска ограничений и расширения границ возможного. Данные игры входят в раздел обучающих, так как несут в себе огромный потенциал, способствующий развитию речевых навыков и умений, в процессе которого у будущего офицера моделируется общение в различных речевых ситуациях и четкая передача информации с помощью языковой речи.
Оптимизация социального проектирования рассматривается как побуждающий элемент и организационный прием, формирующий прогностическую компетенцию в современном образовательном процессе. Так же, как и в трансформационных играх, оптимизация социального проектирования строится на межличностном отношении между военнослужащими. Социальное проектирование — это главный способ, выражающий идею, улучшение определенных целей и задач, конкретных мер и действий по их достижению, а также важную практическую организацию замысла и создание поставленной цели.
Подводя итог, можно сделать вывод, что методы прогностических компетенций — это важная неотъемлемая часть деятельности будущего офицера войск национальной гвардии Российской Федерации, ведь сам не подозревая того, он использует методы данной компетенции в своей повседневной деятельности, независимо от планирования задач, их постановки и решения. Лишь благодаря эффективному изучению и тщательному профессионализму компетенций, достигается их результат.
Литература:
1. Зайцев Н. Н. Сущность педагогического сопровождения развития управленческой компетентности командиров подразделений курсантов в вузе внутренних войск МВД России // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. 2013. № 5 (Май). ART 1993. [Электронный ресурс] — URL:http://www.emissia.org/offline/2013/1993.htm. — [дата обращения 07.10.2020].
2. Лаврентьева З. И. Методологические ориентиры современных педагогических исследований // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 2. С. 213–21
3. Цалко Е. В. Прогностическая компетенция будущих актеров-преподавателей: к проблеме определения понятия // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал0. 2015. № 15 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prognosticheskaya-kompetentsiya-buduschih-akterov-prepodavateley-k-probleme-opredeleniya-ponyatiya/viewer (дата обращения 20.02.2020).