Взаимодействие педагогов ДОУ в организации работы с детьми с ОВЗ по направлению художественно-эстетическое развитие | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Андреева, О. В. Взаимодействие педагогов ДОУ в организации работы с детьми с ОВЗ по направлению художественно-эстетическое развитие / О. В. Андреева, Н. П. Назарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77538/ (дата обращения: 16.12.2024).



Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования учитывает особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. «Содержание коррекционной работы инклюзивного образования включается в Основную образовательную программу, которая охватывает следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие”. [1]

Образовательная деятельность педагогов детского сада, работающих с детьми с ОВЗ, связана с идеей дать детям интересную полную ярких впечатлений и красок жизнь. Создание педагогических условий для полноценного развития детей — задача, которую мы каждодневно решаем, выбрав для ее реализации художественно-эстетическое направление.

Дети с особенностями в развитии не такие как все, они имеют свой мир, отличный от мира сверстников и взрослых, порой закрытый и непонятный нам. И мы понимаем необходимость поиска индивидуального подхода к таким детям.

Имея достаточный педагогический опыт, пришли к выводу, что художественно- эстетическое направление в воспитании — успешная среда для развития. Это синтез всех видов деятельности детей: музыка, изобразительное искусство, художественная литература. Мы понимаем, что именно творческая деятельность представляет большую ценность и интерес для ребят с особенностями в развитии, это тропинка в мир чувств и эмоций, источник человеческого общения, средство выразить себя на доступном ребенку уровне.

Наблюдая за ребятами с ОВЗ после проведения диагностических исследований, мы отметили серьезные недостатки в познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательных сферах, и с учетом специфики пришли к поиску разнообразных форм, методов и средств эстетического обучения и воспитания.

Проблема коррекции воспитания, обучения детей с ОВЗ (ОНР) в ДОУ решается комплексно, совместными усилиями учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, при осуществлении тесного контакта с родителями.

Работая с детьми с ОВЗ в группе компенсирующей направленности, с диагнозом тяжёлое нарушение речи, постоянно трудимся над исправлением и совершенствованием произношения. Формирование устной речи представляет собой сложный и длительный процесс даже у детей без речевых нарушений.

Планирование работы идёт в соответствии с определёнными лексическими темами, в зависимости от них наполняется содержанием непосредственно организованная деятельность, режимные моменты, работа с родителями.

Весной в комплексно-тематическом планировании выделяется лексическая тема «Птичкина неделя». Художественно-эстетическое направление данной лексической темы наполнено следующим содержанием работы с детьми: занятия по изобразительному искусству, конструктивно-модельная деятельность, музыкальная, художественная.

Дети с большим удовольствием выполнили аппликацию «Весенние птахи», практическую работу предваряло художественное слово, стихотворение А. С. Пушкин «Птичка», трудились под классическую музыку Л. Бетховена «Весенняя соната», позже под эту музыку ребятам была продемонстрирована слайд-презентация, которая включила картины известных художников. Разнообразие материала позволяло держать воспитанников во внимании и заинтересованности, классика всегда благоприятно воздействует на формирование личности. Художественный труд для данной категории детей наиболее значим. «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В. А. Сухомлинский) . Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? «Дело в том, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с различными зонами головного мозга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность”. [1,3] Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Тренировка движений пальцев рук повышает внимание, развивает память, слух и зрение. Одно из любимых занятий наших детей — рисование верёвочкой. Используем авторскую методику А. В. Никитиной. Она привлекательна занимательностью содержания, направленностью на результат. Желание самостоятельно достичь цели заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность. Данная технология является хорошей тренировкой для тонких движений пальцев рук. Как известно от сформированности мелкой моторики зависит уровень развития речи ребёнка. Создание работ обогащает развивающую среду, формирует эстетическое восприятие окружающего мира. В «Птичкину неделю» выполнили работу «Ласточка», предваряя чтением стихотворения А. Плещеева «Ласточка», эмоционально настроив детей на радостно-весенний лад. Работа выполнялась под музыку Ф. Шопена «Весенний вальс», такое сопровождение создавало радостное настроение, позитивная обстановка способствовала отличному выполнению задания,

дисциплине в группе, дружескому взаимодействию. Комплексное воздействие музыки, художественного слова, изобразительного искусства даёт, несомненно, прекрасные результаты.

Область художественно — эстетического развития включает также конструктивно– модельную деятельность ребёнка. По данной лексической теме ребятам было предложено сконструировать домики для птиц, используя развивающие игровые пособия блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Подобная работа формирует пространственное мышление ребёнка, воображение, фантазию. Предварительно воспитатель познакомил со стихотворной подборкой разных поэтов, посвящённых скворцам и прилетающим птицам, продемонстрированы фотографии, иллюстрации. Под впечатлением узнанного воспитанники дружно принялись за работу. Трудовой процесс возможно сопровождать читоговорками. «Чтобы разговаривать, надо выговаривать, всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать! Мы будем выговаривать! Всё правильно и внятно, чтоб было всё понятно!». [5,2] Иногда с ребятами мы сочиняем сами смешные стихи, помогающие чётко произносить слога, ну а затем и слова. Например: «Рец-рец-рец — летит скворец. Рца-рца-рца — мы видели скворца. Рец-рец-рец — живёт в скворечнике скворец. Рцы-рцы-рцы — скворчат вывели скворцы”. Это очень нравится детям, они с удовольствием придумывают и произносят чистоговорки, что несомненно благоприятно сказывается на формирование речи. Стихи–небылицы один из нестандартных приёмов по развитию внимания, мышления. Они учат думать, рассуждать, т. е. стимулируют переход к логическому мышлению. Например, такое: Весна. «Прилетели птицы с юга, значит, скоро будет вьюга», — думал старый воробей. Ну а ты его умней?» [4,16]

В воспитательно-образовательном процессе часто используются артикуляционная гимнастика, упражнения для речевого дыхания, силы и высоты голоса, пальчиковая гимнастика. Данные технологии включаются в творческую деятельность детей, их грамотное чередование способствует эффективному выполнению задания и получаемому результату, а также формированию определённых качеств и личности ребёнка в целом.

В данную лексическую неделю проходят занятия по музыкальному развитию. На музыкально-коррекционных занятиях мы не ставим себе целью развитие у детей с ОВЗ собственно музыкальных способностей или овладение ими навыков музыкально-практической деятельности.

Основные элементы занятий направлены на решение значимых для жизни ребенка проблем:

— развитие эмоциональной сферы личности;

— стимулирование собственной игровой, коммуникативной и речевой активности;

— развитие и коррекцию психических процессов, моторики;

— формирование произвольной регуляции поведения.

Осознавая важность и эффективность индивидуальных занятий, предпочтения отдаются все-таки групповым формам музыкально-коррекционных занятий с детьми с ОВЗ Проведя мониторинг, мы пришли к выводу, что концентрация внимания у ребят очень слабая, поэтому занятия целесообразно строить, равномерно распределяя психофизическую нагрузку. Музыкальные занятия строятся по следующей схеме:

1. Приветствие

2. Свободное движение

3. Ритмическая разминка

4. Упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для развития речевых и мимических движений; логоритмические игры.

5. Пение

6. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах

7. Танцы, хороводы

8. Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам

9. Прощание

С учетом поставленных целей части варьируются по содержанию. У таких детей должно быть задействованы все виды восприятия: аудиальное (слуховое), визуальное (зрительное) и кинестетическое (ощущать). Мы убедились, что строить свою работу нужно с учетом этих особенностей. Так, на проводимой в детском саду «Птичкиной неделе» ребята на музыкальном занятии слушали пьесу «Скворушки» Старокадомского и «Птички на проталинке», отметили особенности музыки, ее характер, средства музыкальной выразительности (быстрый темп, прием «стакатто», передающий прыгающий образ птиц, скачкообразный характер мелодии) [6.39], поиграли пальчиками в игру «Скворечник», и «мастерили домики» под музыкально-логоритмическую игру «Строим птичкам дом большой» [9.25], затем педагогом была предложена музыкальная игра «Скворушки», где ребята имитировали полет птичек, перелетающих с веточки на веточку. Игривый веселый музыкальный образ летающих и прыгающих птичек вдохновил ребят взять в руки палочки и подойти к металлофонам, чтобы поиграть как птички. Так, отстукивая ритм под звучащую музыку палочками на металлофоне, они изображали птичек, клюющих зернышки, проговаривая при этом логоритмическое упражнение «Клю, клюю, клюю, как я зернышки люблю”. [7.19] Несомненно, не все и не всегда у ребят получается. Важно понимать, что только сконцентрировав слуховое внимание и слуховую память, осязание и осязательную память, тактильные ощущения и тактильную память, зрительное внимание и зрительную память, воображение и творческую фантазию детей, можно добиться результата. По принципу от простого к сложному через элементарные упражнения на слух, на зрение, на осязание дети незаметно для себя оказываются вовлеченными в педагогический процесс, грамотно организованный педагогом. Для воспитанников с ОВЗ, как было отмечено ранее, необходимо все яркое и привлекательное. Не обошлись без внимания дошкольников и музыкальные инструменты, предложенные музыкальным руководителем на музыкальном занятии. Яркость музыкальных инструментов их очень привлекает, а цветовая система в обучении помогает легко научить детей музицировать. Овладевая способами звукоизвлечения методом «Рука в руке», ударяя по пластинкам то красного, то желтого цветов, дети воспроизводят простые музыкальные образы: капельки дождя, птиц, ручеек. C:\Users\User\Desktop\Новая папка\IMG_20190318_153429.jpg C:\Users\User\Desktop\Новая папка\IMG_20190318_153313.jpg

Надо видеть счастливые лица детей, увлеченных капельками весеннего дождика, звучащими на цветных диатонических колокольчиках. Ощущая ритм в движении колокольчиков, они наслаждаются своими умениями и красотой сложившегося образа. Двигаясь по кругу в «Весеннем хороводе», взявшись за руки, дети пели веселую песню, в которой снова радовались весне и солнышку, а на проигрыш кружились, как легкий ветерок и прыгали на носочках, как маленькие птички.

Надо сказать, что занятия детям очень нравятся, так как они проходят в увлекательной игровой форме. В гости к ребятам приходят игрушки, они разговаривают с детьми, предлагают послушать песенку, приносят музыкальные инструменты, побуждают поиграть и потанцевать.

Средствами театрализованной игры ребята вовлекаются в процесс слушания музыкального произведения и приобщаются к процессу восприятия музыки и пониманию ее художественного образа. Такая деятельность для ребят становится осознанной и интересной и вызывает эмоциональный отклик.

Важной частью работы с детьми является организация и проведение детских праздников и развлечений. Ведущий создает без оценочную атмосферу особо доверительных отношений, где возможно быть принятым окружающими без всяких условий. Присутствие родителей очень воодушевляет ребят, дает уверенность и поддержку. Родители знакомятся с музыкальным материалом, осваивают приёмы взаимодействия с ребёнком, наблюдают за возможностями и динамикой его развития, непосредственно и сами участвуют в праздниках. Мы обратили внимание, что такие совместные формы работы приносят положительные результаты. Родители постепенно стали осознавать значимость своего участия в педагогическом процессе. Обучая наших воспитанников и их родителей, мы обучаемся и сами.

Несомненно родители должны стать помощниками в процессе социализации детей. Дома мы рекомендуем родителям давать для прослушивания музыку. Особенно ценна в плане музыкотерапии музыка Моцарта. Она не только дарит наслаждение, но и настраивает детей на «нужную волну» в разное время суток в разные режимные моменты, способствует психокоррекции. О роли музыки великого композитора Моцарта давно и всем известно и мы рекомендуем все это активно внедрять и использовать дома.

Мы пришли к выводу, что только системная планомерная работа педагогов ДОУ и родителей приносит результат и подтверждает эффективность включения детей с ОВЗ в познавательно-речевую деятельность в процессе художественно-эстетического развития, для совершенствования их эмоциональной сферы, двигательных, сенсорных и речевых функции, познавательных процессов, формирования навыков общения, полноценного гармоничного развития личности в целом.

Литература:

  1. Арбекова Н. Е. «Развиваем связную речь у детей 5–6 лет с ОНР» ООО «Издательство гном» — Москва 2017.
  2. Е.Железнова «Веселая логоритмика» от 1 до 5.
  3. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
  4. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Издательство: Литера, 2018
  5. Новиковская О. А. «Весёлая зарядка для язычка» игры для развития речи Издательство: АСТ, 2010.
  6. Программа И. Каплуново и И. Новоскольцевой «Ладушки» по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.
  7. Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  8. Е. Судакова «Логоритмические музыкально-игровые упражнения для дошкольников». ФГОС («Детство Пресс 2017)
  9. Тютюнникова Т. Э. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение».
  10. ФГОС ДО Министерство образования и науки РФ Приказ от 17 октября 2013г.№ 1155.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ребята, занятие, изобразительное искусство, развитие, родитель, детский сад, мелкая моторика, музыкальный руководитель, педагогический процесс.


Похожие статьи

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с РАС в ходе осуществления коррекционной педагогической работы

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе

Работа с педагогическими кадрами «Методическое сопровождение молодых педагогов по организации работы с детьми по изучению правил дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО»

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Похожие статьи

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с РАС в ходе осуществления коррекционной педагогической работы

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе

Работа с педагогическими кадрами «Методическое сопровождение молодых педагогов по организации работы с детьми по изучению правил дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО»

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Задать вопрос