Структура органов полиции России и Китая. Сходства и различия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (352) март 2021 г.

Дата публикации: 01.03.2021

Статья просмотрена: 1649 раз

Библиографическое описание:

Симонова, Т. Н. Структура органов полиции России и Китая. Сходства и различия / Т. Н. Симонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/archive/352/78926/ (дата обращения: 18.12.2024).



Китайская полицейская служба представляет собой гибридную модель, объединяющую в себе централизованную специфику с характеристиками, свойственными децентрализации в управлении. Централизованная составляющая полиции обеспечивается управлением сверху, в которой подчинённый орган ответственен перед вышестоящим. Министерство общественной безопасности, являясь высшим органом, несет ответственность за подготовку и принятие нормативных актов, руководство служебной деятельностью нижестоящих подразделений [5].

Министерство общественной безопасности КНР подчиняется руководству страны и несёт ответственность за координацию действий всех полицейских сил.

Как и в Российской Федерации, в КНР действует нормативный правовой акт, регулирующий деятельность китайской полиции.

Закон, именуемый как Закон КНР «О народной полиции», принят на 12 заседании Постоянного комитета 8-го всекитайского съезда народных представителей 28 февраля 1995 года, обнародован указом 40 Председателя КНР 28 февраля 1995 года, содержит в себе основные положения, касающиеся деятельности полиции как правоохранительного органа, основные задачи, права и обязанности сотрудника и даже положения о том, кто такой полицейский и какими качествами должен обладать сотрудник полиции Китая. Закон также содержит сведения о подразделениях, имеющихся в составе полиции [1]. Так, исходя из положений Закона, в системе полиции КНР выделяют следующие 10 служб, в которых народная полиция и находит свой функционал:

  1. Служба обеспечения общественной безопасности. Данная служба отвечает за поддержание общественного порядка, защита интересов государства и законной частной собственности граждан, поддержание порядка в проведении массовых мероприятиях.
  2. Служба бытовой регистрации. Законодательство КНР предусматривает управление, контролирующее граждан, проживающих в определенной административной единице, соблюдение ими правил соцобщежития и паспортного режима, численность населения, лиц, склонных к совершению преступлений, меры предупреждения и пресечения преступной деятельности, поддержания общественного порядка на местах [2].
  3. Служба уголовного розыска. Уголовный розыск в Китае выполняет аналогичную функцию, что и в России — создан для сбора первичной информации, поиска и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений в целях раскрытия насильственных преступлений, угрожающих общественной безопасности страны и нарушающих гражданские права и права собственности, а также для расследования уголовных дел, принятия различных принудительных мер в отношении преступных лиц.
  4. Департамент обеспечения безопасности дорожного движения. Данное подразделение отвечает за осуществление управления дорожным движением, транспортными средствами, водителями и пешеходами, а также поддержание нормального порядка движения, обеспечение безопасной и беспрепятственной транспортировки, регистрация дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, выявление и расследование случаев ДТП и т. п.
  5. Миграционная служба. Цель деятельности данной службы — предоставление гражданства, надзор и контроль за пребыванием, проживанием иностранцев. Данная служба также занимается расследованием инцидентов, связанных с нелегальной иммиграцией и эмиграцией.
  6. Пограничная служба. Это военная служба в органах общественной безопасности, поддерживающая безопасность и порядок в приграничных областях страны, расследующая уголовные дела, связанные с нарушением пограничного режима. Отметим, что аналогичными вопросами в данной области в РФ занимаются органы следственного комитета РФ.
  7. Служба пожарной безопасности — военная служба, организующая противопожарное обеспечение, раскрытие и расследование преступлений, связанных с поджогами. Что касается данной службы, проводя аналогию с правоохранительными органами РФ, данные полномочия входят в компетенцию следственных органов полиции.
  8. Охранная служба. Данная служба специализируется на охране спецперсонала и важных объектов и сооружений. В России на органы полиции не возлагается какой-либо схожей обязанности, однако, существует ФГУП «Охрана» Росгвардии — федеральное государственное унитарное предприятие, со статусом стратегического, находящееся в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и представляющее на договорной основе услуги по охране имущества физических и юридических лиц, в том числе при его транспортировке, монтажу и техническому обслуживанию систем безопасности, а также другим видам деятельности, установленным его уставом. Роль данного предприятия в некотором роде отличается от вышеуказанного подразделения полиции КНР, однако, осуществляет схожие, по нашему мнению, функции в некоторых сферах.
  9. Служба интернет-безопасности — это служба, осуществляющая контроль за интернет-безопасностью, отвечает за использование основных средств телекоммуникаций и компьютерных технологий в предупреждении и борьбе с преступностью, в сфере защиты от вредоносных программ, противодействия распространению порнографической продукции и информации экстремистского характера.
  10. Профессиональные полицейские службы включают в себя также подразделения железнодорожной полиции, полиции по борьбе с контрабандой, морской транспортной полиции, гражданской полиции и лесной полиции.

Если же обратиться к структуре органов полиции в Российской Федерации и проанализировать состав и деятельность служб, действующих на сегодняшний день, то структура полиции выглядит следующим образом:

1) Уголовный розыск;

2) Следственный отдел;

3) Отдел дознания;

4) Экспертно-криминалистические центры;

5) Патрульно-постовые службы;

6) Подразделения по делам несовершеннолетних;

7) Государственная автомобильная инспекция;

8) Служб участковых уполномоченных;

9) Управления по вопросам миграции;

10) Линейные отделы полиции;

11) Кадровые службы, иные внутриведомственные службы, обеспечивающие деятельность МВД РФ.

Таким образом, в целом насчитывается 10 служб, не считая внутриведомственных подразделений, обеспечивающие деятельность полиции как органа в целом.

Исследователи отмечают, что Китай в определенной степени на первичных этапах становления полиции как правоохранительного органа вобрал в себя советскую систему организации органов охраны общественного порядка. Конечно, со временем обе системы претерпели изменения, однако в целом их структура осталась схожей [3].

И это действительно так. Система органов полиции Китая в общих чертах отличается лишь детально от структурной составляющей полиции в РФ. Так, к примеру, как мы видим, это наличие в системе полиции РФ службы следствия и дознания. Их разница между собой обуславливается различной подследственностью, которая определяется уже уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Что касается Китая, то здесь Закон о народной полиции наделяет сотрудников органов общественной безопасности народной полиции функциями по «расследованию преступной деятельности», при этом не выделяя в отдельное подразделение органы, осуществляющие следствие.

Не выделяет в отдельное звено система полиции КНР и экспертно-криминалистическую службу. Такие функции в Китае возлагаются на служащих народной полиции в рамках каждого отдельного структурного подразделения.

В то же время необходимо отметить, что система Китая выделяет профессиональные полицейские службы, в число которых помимо полиции транспортной выделяют отдельно лесную полицию, которой нет в системе полиции в России. Лесная полиция Китая отвечает за вопросы питания, экологической среды, лесов и пастбищ, а также за биологическую безопасность, в числе которой преимущественной выступает борьба с незаконной торговлей и охотой на диких животных.

Сотрудники полиции КНР, как и сотрудники полиции в РФ, работают также в судебной системе — обеспечивают безопасность в судебных департаментах, включая суды и прокуратуру, помогают в перевозке обвиняемых и заключенных между судами, тюрьмами и помогают в правоохранительных органах.

Таким образом, проводя параллель между организацией народной полиции Китая и органов МВД Российской Федерации, в большей степени усматривается схожесть в подведомственных службах и в их непосредственном назначении. Правоохранительные органы, выступая элементом политической системы общества, несут на себе отпечаток морального фактора всей общественной системы общества и в связи с этим, как деятельность полиции в РФ, так и полиция Китая имеет своей целью обеспечить государственную безопасность, поддерживать общественный порядок, а также защитить законные права и интересы граждан. Такое в достаточной степени «сложное» деление единого органа полиции, как в Китае, так и в России, на различные по своей направленности службы как раз-таки и позволяют обеспечить единство целей, которое ставит государство перед правоохранительными органами в лице Министерства внутренних дел в РФ и Министерства общественной безопасности в Китае.

Литература:

  1. Закон КНР “О народной полиции” от 28 февраля 1995 г. [Электронный ресурс]: URL: http://www.law.uglc.ru/police.htm.
  2. Внуков, В. И. Организация и управление служебной деятельностью полиции Китая / В. И. Внуков, Д. В. Кайргалиев. — Текст: непосредственный // Евразийский юридический журнал. — 2015. — № 11(90). — С. 11–12.
  3. Курин А. А., Кайргалиев Д. В., Кочубей А. В. Технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений: сб. науч. тр. / редкол.: — Волгоград: ВА МВД России, 2013. — 276 с.
  4. Чимаров С. Ю. Символ науки: международный научный журнал. — 2016.- № 4–2 (16). — С. 66–69.
  5. Китайская цивилизация в глобализирующемся мире. По материалам конференции. В 2-х тт. Том II. / Отв. ред. В. Г. Хорос. М.: ИМЭМО РАН, 2014. 190 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Китай, служба, народная полиция, общественная безопасность, РФ, общественный порядок, Российская Федерация, Россия, дорожное движение, Уголовный розыск.


Задать вопрос