В статье автор пытается сравнить деятельность органов прокуратур РФ, США и КНР.
Ключевые слова: РФ, США, КНР, орган, прокуратура, деятельность, сравнение.
Прокуратура в США характерна тем, что она относится к исполнительной ветви власти, в отличие от российской прокуратуры, которая является самостоятельным органом государственной власти в системе разделения властей.
Генеральный атторней в США одновременно возглавляет Департамент юстиции [1, с. 9]. Именно поэтому он имеет достаточно широкие полномочия. В его непосредственном подчинении находятся юрисконсультская служба, солиситоры, маршалы США, тюремные ведомства, ФБР, служба иммиграции, органы контрразведки.
В вопросе регулирования деятельности прокуратуры и атторнетуры (в российском понимании употребляется как синоним, к слову, прокуратура) имеются существенные отличия. Так, Генеральный атторней США назначается Президентом по совету и согласию Сената Конгресса США, а Генеральный прокурор РФ назначается Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Кроме этого, Конгресс США в отличие от Федерального собрания уполномочен принимать законодательные акты, которые регулируют организацию и деятельность органов прокуратуры федерального уровня, а на уровне штатов и на местном уровне принимают законодательные акты легислатуры штатов и местного уровня.
В организационном плане прокуратура США схожа с судебной системой США. Органы прокуратуры представлены в виде — федерального уровня, уровня штата и местного уровня. При этом уровень штата независим от федерального уровня и регулируется Конституцией штата и законодательством штата. В связи с этим деятельность прокуратуры США регулируется различными нормативно-правовыми актами различной юридической силы. Что касается прокуратуры РФ, то организация и деятельность прокуратуры регулируется федеральным законодательством. В системе прокуратуры РФ отсутствует четкое и независимое друг от друга деление на федеральный уровень и местный уровень. Это обусловлено тем, что органы прокуратуры в РФ построены по принципу строгой централизации, где все нижестоящие прокуратуры находятся в подчинении вышестоящих прокуратур и Генерального прокурора РФ.
Также необходимо обратить внимание на положение военной прокуратуры в системе прокуратуры США и РФ. В США военная прокуратура составляет самостоятельную структуру в Министерстве обороны США. В России Главная военная прокуратура входит в систему Генеральной прокуратуры РФ, а руководит деятельностью военной прокуратуры Заместитель Генерального прокурора РФ [2, с. 97].
Что касается вопроса формирования руководителей прокуратур в двух системах, то здесь имеется ряд отличий. В США на федеральном уровне руководители прокуратур назначаются, на уровне штата в большинстве случаев руководители прокуратур выбираются. В России же прокурорские работники на всех уровнях только назначаются.
Различия в сфере компетенции прокуратуры РФ и США. В осуществлении функции уголовного преследования, прокурор в США имеет право по своему усмотрению инициировать уголовное преследование и вести расследование преступления. А в РФ прокурор согласно процессуальному законодательству значительно ограничен на этапе возбуждения уголовного дела, а именно, в том, что прокурор направляет материал в органы расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Схожи полномочия у прокуратур РФ и США в выполнении функции государственного обвинителя, поскольку главная цель прокурора в осуществлении данной функции является не победа в деле, а в том, чтобы обеспечить законность, иначе говоря, обеспечить участникам процесса законную процедуру. Примером осуществления функции государственного обвинителя может послужить уголовное дело в отношении Фейзуллаева Н. М., в котором государственные обвинители Брянской областной прокуратуры Кузина У. Ю., Бурчак С. А. выступили с обвинительной речью, где были изложены окончательные выводы с целью убеждения суда в виновности подсудимого и назначения обвиняемому справедливого наказания за содеянное преступление [3].
Относительно схожи полномочия прокуратур РФ и США в осуществлении законотворческой деятельности. Атторнейская служба США вправе разрабатывать инструкции, приказы, посредством, которого происходит толкование законодательства и принятие норм права. Генеральный атторней обладает правом законотворческой инициативы. Акты, принятые Генеральным атторнеем, являются обязательными для применения и исполнения всеми субъектами права. Прокуратура РФ благодаря взаимодействию с органами власти субъектов и органами местного самоуправления добилась определенных результатов, в частности по инициативе прокуроров субъектов, городов, районов местные органы власти выносят различные постановления и принимают законы субъектов.
Также необходимо отметить, что Генеральный атторней вправе давать рекомендации Президенту для назначения кандидатур на должность федеральных судей, а также судей Верховного суда США. В России же назначением кандидатур на должность судей занимается Совет Федерации Федерального Собрания РФ.
Таким образом, несмотря на различия в системе прокуратуры РФ и США, мы можем прийти к выводу, что прокуратура определяется как орган надзора за соблюдением законов, как орган, осуществляющий уголовное преследование и поддержание государственного обвинения в суде. Именно надзор является прерогативой для прокуратур большинства стран. Невзирая на то, что в некоторых вопросах полномочия прокуратур разных стран обширные или суженные.
Деятельность прокуратуры и в РФ, и в КНР направлена главным образом на поддержание законности и правопорядка. Однако в обеих странах к этому подошли не совсем одинаковыми подходами.
В Российской Федерации надзор более абстрагирован нежели, чем в Китайской Народной Республике, и потому отрасли прокурорского надзора в нашей стране несколько шире. Так, если мы более подробно рассмотрим такую отрасль надзора, как надзор за органами осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, следствие и дознание, то увидим, что прокуратура в данном аспекте надзирает за широким рядом органов, осуществляющих правоохранительную деятельность:
- Следственный комитет Российской Федерации.
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
- Министерство Внутренних дел Российской Федерации.
- Министерство юстиции Российской Федерации.
- Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации.
- Таможенная служба Российской Федерации и т. д.
Данный широкий ряд органов, за которыми осуществляется прокурорский надзор связан с тем, что, во-первых, в нашей стране прокуратура существует относительно долгий период и как орган зарекомендовала себя довольно успешно, во-вторых, прокуратура пользуется доверием у населения, что подчеркивает честность и объективность работников прокуратуры. В Китайской Народной Республике же надзор в некоторых аспектах носит более конкретизированный характер. Например, надзор за ведением дел, связанных с государственной изменой, расколом государства, а также с серьезным подрывом государственного строя, данная отрасль надзора освещает лишь ряд дел, во многом это связано с угрозой территориальной целостности Китая. И потому нужно понимать, что, если у прокуратуры КНР отрасли надзора не столь широки, как у прокуратуры РФ, это не значит, что её ценность в стране ниже, чем в России т. к. прокуратуре Китая поднадзорны важнейшие вопросы национальных интересов.
При координации действий правоохранительных органов в целях борьбы с преступностью прокуроры проводят совещания с представителями следственных органов, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральной службой по контролю за наркотиками, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. Помимо этого, прокуроры организуют специально-уполномоченные рабочие группы, имеют право истребовать различные статистические данные.
Прокурор согласно ст.28.4 КоАП: «уполномочен возбуждать дела об административном правонарушении в случае, если нарушаются права и свободы человека и гражданина в области избирательного права, несоблюдения различными должностными лицами и органами требований законодательства о госконтроле» [4]. Данный факт указывает нам на то, что прокуратура защищает права и свободы человека и гражданина в различных сферах жизни общества и говорит о том, что прокуратуре доверяет не только общество, но и государство.
Прокурор в Российской Федерации в зале суда, согласно УПК, осуществляет уголовное преследование и тем самым осуществляет необходимые меры для защиты прав и свобод человека и гражданина. В процессе досудебного разбирательства полномочия прокурора «абсолютны», а именно от проверки материалов следствия вплоть до возвращения материалов дела следователю или дознавателю. В Китайской Народной Республике прокурор в области уголовного судопроизводства не обладает подобной полнотой власти. Основные его правомочия заключаются в том, что прокурор осуществляет проверки по вопросам о законности возбуждения уголовного дела.
В правотворческой деятельности прокуратура в Российской Федерации благодаря взаимодействию с органами власти субъектов и органов местного самоуправления, добилась определенных результатов, а именно по инициативе прокуроров субъектов, городов, районов местные органы власти выносят различные постановления и принимают законы субъектов. Так, по представлению прокурора Забайкальского края Правительством края принято Постановление от 13.09.2013 № 380 «Об утверждении перечней мест на территории Забайкальского края, в которых ограничивается или не допускается нахождение детей». Прокуратура Китайской Народной Республики не имеет в своей правовой основе обязанности вести правотворческую деятельность, однако, при тесном сотрудничестве прокуратуры и Собраний Народных Представителей, прокуратура, в частности Верховная Народная прокуратура Китая, оказывает юридическую помощь ВСНП при решении тех или иных вопросов.
Борьба с коррупцией в России всегда была актуальной темой в рамках прокурорской деятельности и всей работы правоохранительных органов. Потому антикоррупционная деятельность в нашей стране является важным аспектом работы всех правоохранительных органов. Существует огромный правовой базис, на основании которого прокуратура, координируя иные правоохранительных органы, проводит антикоррупционную экспертизу, проверку актов и т. д. Однако на сегодняшний день в списке стран по восприятию коррупции Россия занимает только 119 место, а Китай 83 [5]. В Китайской Народной Республике главным способом борьбы с коррупцией является такой вид наказания, как смертная казнь. И прокуроры от имени государства при участии в судопроизводстве просят в суде установления высшей меры наказания.
Таким образом, мы видим, что полномочия прокуратуры имеют в различных странах определенные отличия. Компетенция данного органа может быть прописана более конкретизировано или абстрагировано, может быть в определенных вопросах более обширна или сужена, могут быть в некоторых странах прописаны полномочия для прокуратуры, которые в других странах и во все отсутствуют. Но так или иначе надзор является основополагающей функцией для прокуратур большинства стран и видно потому Петр I сказал как-то: «сей чин считать оком государевым».
Литература:
- Винокуров, Ю. Е. Органы прокуратуры Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Правовые основы, структура, направления деятельности / Ю. Е. Винокуров, А. Ф. Козусев, Б. В. Коробейников, А. И. Кузьмина, А. Ф. Смирнов, З. В. Чечеткина, А. А. Чувилев. — М., 1996. — 95 с.
- Ромазанов, А. А. Правовое положение прокуратуры Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки: сравнительно-правовой анализ / А. А. Ромазанов // Законность и правопорядок в современном обществе. — 2013. — № 16. — С. 97–100.
- Приговор Бежицкого районного суда г. Брянска от 18 апр. 2016 г. по обвинению Фейзуллаева Н. М. // Архив Бежицкого районного суда г. Брянска за 2016 г. Уголовное дело № 1–44/16. — Доступ из справочно-правовой системы «РосПравосудие».
- Кодекс об административном судопроизводстве Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Индекс восприятия коррупции [Электронный ресурс]: индекс от 29 янв. 2016 г. // Международная Прозрачность. URL: http://www.transparency.org/cpi2015/ (21.03.2023).