Великий Шелковый путь — это система караванных дорог, соединявших Восток и Запад. Несколько ответвлений караванного пути пересекли земли Казахстана и далее протянулись в другие государства. Через этот путь торговцы привезли свои товары на Востоке в Китай, Корею, Японию, на Западе — в Россию, Восточную и Западную Европу; на юге — в Среднюю Азию, Ближний Восток и Индию. Это также был важный и быстрый способ распространения информации через купцов, путешественников, дипломатов. Караван-сараи с городами средневековья в Илийском регионе также были одним из корней этого торгового пути (рис.1).
Рис.1. Историко-культурные памятники Илийского региона вдоль Великого Шелкового пути
В соответствии с жизненными законами вдоль крупных магистралей и в крупных торгово-развитых центрах население будет плотнее, чем обычно. Они также занимались различными хозяйствами и внесли свой вклад в развитие городов [1].
Основные направления Великого Шелкового пути и вытекающие из них ветви рассматривались в работах ряда казахстанских исследователей. Часть турецкого пути через Казахстан и средневековые караванные пути Южного Казахстана были созданы Е. И. Агевой и Г. И. Пацевичем [2.с. 109–110].], В работах А. Х. Маргулана [3. С. 69–70.], К. М. Байпаков и А. Нуржанов [4], караванные пути Каратауского и Шу-Таласского регионов написаны в работах М. Елеуова [5. С. 14–35.; 6. с. 25].
Благоприятность географических ландшафтов с великолепной природой Илийского региона способствовала экономическому развитию караванных дорог, проходящих по этому региону.
Караван, вышедший из западной границы Китая, пересекал Джунгарские ворота, а по юго-западному побережью Алаколя через городище Коктума остановился у камня Тамгалы через реку или к городкам Койлык (Городище Антоновка), Ики-Огуз (городище Дунген) и караван-сарай Шенгельды. Отсюда Великий Шелковый путь по древнему руслу реки или через пески Сары-Иссык-Отрау достиг Балхаша по Узун-Аральскому полуострову. Через Восточный и западный пролив Балхаша, пройдя зимой по льду, они достигли северного берега Балхаша, откуда караваны двинулись в Центральный Казахстан к склонам Улытау.
Дорога после Илье вела к перевалам Талхиз-Талхир, Алматы, Кастек и Кордай, долинам реки Шу, крупным городам Науакет, Суяб и Баласагун. Оттуда через городище Аспара, Мерке, Кулан или Актобе по предгорной и степной дорогам до Таласской долины до городов Тараз, Жамукат (Городище Костобе) и через перевал Куюк в Испиджаб-Сайрам [7].
В Х-ХІІ веках караван-сараи располагались вдоль международных торговых путей и дорог местного значения. Слова караван, караван-сарай торговля, непосредственно связанные с торговцами, были не только продавцом товаров первой необходимости, но и путешественниками, которые знали о странах и людях мира и их обычаях.
Караван-сараи служили несколько служб. Это придорожные гостиницы, торговые точки, товарные склады. Также использовались в качестве мест защиты от нападений пиратов. Караван-сарай с персидского языка называется «кареван», на турецком — «дворец», иначе говоря, место остановки конного транспорта, окруженного стеной. Караван-сараи были нужны купцу, паломнику, дипломату и простому человеку, который по разным причинам отправился в долгий путь. Международная или внутренняя торговля не могла обойтись без этих зданий.
В Илийском регионе наряду с несколькими городами и поселениями упоминаются караванные дворцы Сарыжас, Бие I, Айна Булак, Коктал I и Коктал II, Кеген, Шенгельды [1. с. 8–18].
В статье, посвященной археологическим раскопкам и исследованиям караван-сараев, мы подробно остановимся на караван-сарае Шенгельды (рис.2). На сегодняшний день исторический объект является одним из памятников местного значения, находящихся под охраной государства по Алматинской области.
Рис.2. Караванный дворец Шенгельды. Фото сверху
Памятник расположен в центре села Шенгельды в 100 км к северо-западу от города Алматы. Общая площадь памятника в форме прямоугольника 85х85 м. экспонаты, полученные в результате археологических раскопок и исследовательских работ, датируют памятник Х-началом ХІІІ века.
Впервые о караванном дворце Шенгельды Ш. Ш. Валиханов рассказывает в дневнике своего путешествия на Иссык-Куль в 1856 году. На территории городка он видит глиняные водопроводы [8]. Позже о городище пишут исследователи Н. А. Абрамов и Н. Н.Пантусов [9, 10].
Археолог А. Н. Бернштам отождествляет памятник с городом два-Огуз, о котором Махмуд Кашгари писал в своем труде в ХІ веке [11]. Однако результаты проведенных археологических раскопок свидетельствуют об ошибочности этой идентичности, о том, что Шенгельдинский Илийский регион является местом караванного дворца вдоль Шелкового пути [12, с. 36]. Археологические работы проводились в 2012–2013, 2018–2019 годах. В ходе раскопок караван был обнаружен дворцом и сторожами. Также результаты раскопок показали новые материалы памятника как места производства продуктов питания, караван-сарай датировался Х-ХІІІ веками.
Дворец Шенгельды в Средние века был торговым поселением и небольшим торговым местом вдоль Великого Шелкового пути. Большинство жителей поселения занимались торговлей и земледелием. Археологические раскопки показывают, что в средневековом населенном пункте Шингелды было развито производство железа. Найденное оружие, сельскохозяйственные орудия и другие предметы были изготовлены из рук местных кузнецов.
Как и многие караван-сараи, место городка Шенгельды сохранилось только как холм. Предполагается, что караван-сарай Шенгельды был реконструирован в XI-XII веках. Об этом свидетельствуют остатки обожженного кирпича.
Кроме того, по словам старейшин села, в 60-х годах на юго-восточном углу памятника была табличка с названием и датой памятника. Но в начале 90 -х годов он был уничтожен.
1-Раскопки. Первоначально в юго-восточном углу внутренней стены были заложены раскопки размером 10х4,5 м. В ходе раскопок было определено место помещения, форма которого трапециевидная, объем 8,1 м2. В юго-восточном углу комнаты была обнаружена печь из жженого кирпича. В нижней части печи были обнаружены уголь, зола и костяные останки домашних животных. Определено место суфа для лежания Г-образной формы, шириной 80 см, примыкающей к юго-восточной стене. Пол выложен глиной желтого цвета. В углу северо-восточной стены было определено место входа во вторую комнату шириной 0,8 м.
2-комнаты. Размер комнаты 2, 5х2 м. В юго-западном углу комнаты была обнаружена суфа шириной 55 см, примыкающая к стене. Его сохраненная высота составляет 15 см. В северо-восточном углу комнаты размещен тандыр. Внутренняя поверхность тандыра рельефна горизонтальными, вертикальными и волнистыми линиями. При этом хорошо сохранились следы сажи и золы. У печи были найдены предметы повседневного обихода: лопата, мотыга, нож, ложка, ручка.
3-комната. Юго-западные стены соприкасаются со второй общей комнатой. Размер 2, 4х2 м. К юго-западной стене толщиной 40 см примыкает суфа с целью ложиться. Высота хранения 15 см, ширина 45 см. Пол комнаты залит густой розовой глиной.
4-комната. Размер 3х2, 5 см. На юго-западной стене комнаты установлена суфа шириной 60 см. Поверхность суфы украшена глубокими выгоревшими кругами диаметром 24 см. На полу в юго-восточной части обнаружена яма для мусора диаметром 0,5 м, глубиной 15–20 см. Его внутренняя часть заполнена обломками керамики и костями домашних животных.
2-Раскопки . Караван был построен в северо-западной части дворца. В результате раскопок было найдено место у ворот, через которые караван входил во дворец. Сохранившаяся высота ворот 2,6 м, ширина 2,2 м. из северной части ворот определено помещение размером 4,5х2,6 м. Стены возводились из сырого кирпича и глиняной глины. Его толщина составляет 0,75 м, а сохраненная высота-0,8 м. В западной части помещения расположена печь прямоугольной формы. Размер печи 1, 5х1, 2 м, высота хранения 0,6 м. Также в ходе уборки помещения были обнаружены кости животных с обломками неокрашенной керамической посуды.
Керамическая посуда. Все керамические сосуды, собранные в ходе раскопок, были обнаружены фрагментарно. Сосуды в зависимости от целей использования подразделялись на следующие виды:
кухня — казан, глаз, песочница без ручки;
хозяйство — большие пески, фляги, тегене, тегеш;
столовые — кувшины, кувшины с ручкой и без ручки. чаши, чашки;
емкости, использованные для определенных целей, можно использовать посуду небольшого объема с подсвечниками (для детей?). Почти вся посуда была изготовлена с помощью шарика, только несколько были изготовлены методом затвора. Глядя на несколько частей, мы видим, что сначала были изготовлены боковые части сосудов, а затем соединены нижние и верхние части. На внутренней поверхности посуды отчетливо видны отпечатки пальцев мастера. А наружные части обрамлены открытым ангобом. Глядя на детали, можно заметить, что посуда качественно обжигается в специальных керамических обжигательных печах.
Изделия из железа. Тырна. Хозяйственное средство для вспашки. Хотя форма хорошо сохранилась, инструмент сильно ржавеет.
Таба (сковородка). Посуда, используемая в кулинарных целях. Форма кастрюли, найденной во второй комнате, хорошо сохранилась. Дно неполное, стены сильно ржавые. Диаметр сковороды 26,5 см, высота 6,5 см. Борта круглые в сечении, толщина стенки 0,5–0,6 см. Также были найдены изделия из железа, используемые в хозяйственных целях: плуг, журавль, кеттен, нож. Изделия плохо хранятся из-за длительного пребывания под землей, сильно ржавеют и деформируются.
Топография и стратиграфическое изображение караванного дворца и материалы, полученные в ходе раскопок, датируют памятник X-XIII веками [13].
Согласно результатам археологических раскопок, строительство караван-сараев в Казахстане началось в X-XI веках и в XII-XIV вв. указывает на активное проведение. На экономическое и культурное развитие средневековых городов Илийского региона оказало влияние прохождение Великого Шелкового пути, связавшего Восток с Западом.
Великий шелковый путь способствовал общению культур и цивилизаций, совершенно не похожих друг на друга на стыке Востока и запада, Европы и Азии. Свою лепту в процветание и процветание этих культур внесли памятники истории и культуры Илийского региона. Это города Талгар, Койлык, Кастек, Карамерген, караванные дворцы. Всем известно, что они были корнями торгового пути. Сохранение, защита и популяризация такого исторического и культурного наследия, история которого уходит корнями вглубь страны, — это музеефикация.
Хотя термин «музеефикация» впервые был использован в работах академика Ф. И. Шмида в 1920 году, в научный оборот он вошел после того, как в конце 1950 года в России были организованы первые музеи-заповедники. В 1960–70-е годы вопросы музеефикации стали одним из основных направлений, поставленных перед специалистами в связи с охраной, сохранением, реставрацией памятников истории и культуры [14].
Археолог А. И. Мартынов считает, что при музеефикации археологических памятников следует учитывать место памятника в науке, наличие поблизости населенного пункта, дороги к нему. Также ученый отметил, что музеефикация археологического наследия в основном позволит преобразовать археологические объекты с нового ракурса и будет способствовать развитию сферы туризма. На сегодняшний день памятники археологии могут быть использованы не только в ходе раскопок-исследований, но и в целях развития образования, культуры и туризма [15. с. 84–88].
Исходя из этих данных, для дальнейшего превращения караванного дворца Шенгельды в музей под открытым небом необходимо решить следующие вопросы:
— выполнение ряда неотложных работ для остановки процессов разрушения;
— консервация сооружений, выявленных в ходе раскопок и проведение реставрационных работ;
— определение местных источников материала, используемых для строительства;
— в работах по герметизации, реконструкции, переустройству использование строительных материалов, таких как саман, штукатурка, мелкий камень, грунт;
— кровельное покрытие строительных потолков;
— воссоздать интерьер помещений, выявленных в ходе раскопок реставрация, т. е. открытие историко-архитектурных образов очага, суфы, тандырской печи и др.;
— вывешивание информационных табличек;
— картографирование караван-сараев, расположенных на территории Илийского региона;
— проведение всесторонних исследований караванных дворцов, расположенных в Илийском регионе;— Шенгельды-Сарыжас-Бие I — Айна Булак-Коктал I;
— организация туристских маршрутов, маршрутов к караванным дворцам Коктал II-Кеген;
— научно-практическая деятельность студентов и организация занятий у памятника;
— к месту прохождения научной практики студентами исторического факультета.
Эти мероприятия в будущем восстановят историко-культурный облик караванного дворца Шенгельды, внесшего свой вклад в процветание Великого Шелкового пути. Кроме того, расширится кругозор знаний о значении памятников истории и культуры на Великом Шелковом пути в стране в повышении туристического потенциала. Дальнейшее укрепление связей между народами с историческими культурными местами. То есть туристический потенциал караванного дворца Шенгельды будет увеличен и станет одним из самых благоприятных инвестиций для Алматинской области.
Литература:
1. Байпаков К. М., Савельева Т. В., Чанг К. Средневековые города и поселения Северо-Восточного Жетысу. Алматы, 2005. — 188 с.
2. Агеева Е. И., Пацевич Г. И. Из истории оседлых поселений и городов Южного Казахстана. // Тр. ИИАЭ АН КазССР. –1958. Т. 5.– С. 109–110.
3. Маргулан А. Х. Древние караванные пути через пустыню Бетпак-дала. // Вестн. АН Казах. ССР. 1949. № 1(46). С 69–70.
4. Байпақов К. М., Нұржанов А. Ұлы Жібек жолы және ортағасырлық Қазақстан.–Алматы: Қазақстан, 1992.–208 б.
5. Елеуов М. Шу мен Талас өңірлерінің ортағасырлық қалалары (ҮІ-ХІІІ ғ басы). — Алматы: Қазақ университеті, 1998. — 208 б.
6. Елеуов М. Қаратаудың ортағасырлық керуен жолдары. — Түркістан: Қ.А.Ясауи атындағы ХҚТУ Тұран баспаханасы, 2007.–162 б.
7. Байпаков К. М. Великий Шелковый путь на территории Казахстана. Алматы, 2007.– 486 с.
8. Валиханов Ч. Ч. Дневник поездки на Иссык-Куль. 1856 г. // Избранные произведения. Алма-Ата, 1958.
9. Абрамов Н. А. Древнее укрепление при речке Чингельда // Тобольские губернские ведомости. 1867. № 50.
10. Пантусов Н. Н. Алтын-Эмельская волость // Протоколы Туркестанского кружка любителей археологии / Год 5. Ташкент, 1900. С. 19–20.
11. Бернштам А. Н. Памятники старины Алма-Атинской области // Известия АН КазССР. Серия археологическая. Алма-Ата, 1948а.
12. Байпаков К. М. Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья (VI — начало XIII в.). Алма-Ата: Наука, 1986.
13. Отчет о научно-исследовательской работе «великий шелковый путь: маршруты и караван-сараи в Жетысу» // Институт археологии им. А. Х. Маргулана.
14. Каулен М. Е. Музеефикация историко-культурного наследия России. — М.: Этерна, 2012. — 432 с., ил.
15. Мартынов А. И. Современные проблемы музеефикации памятников археологического наследия // Вестник АлтГПА: музееведение и сохранение историко-культурного наследия., — М.: 2010. — С. 84–88.