Становление детско-взрослых сообществ в дошкольном образовательном учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (350) февраль 2021 г.

Дата публикации: 19.02.2021

Статья просмотрена: 365 раз

Библиографическое описание:

Алексеева, Е. И. Становление детско-взрослых сообществ в дошкольном образовательном учреждении / Е. И. Алексеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 39-40. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78723/ (дата обращения: 19.01.2022).



В статье описывается актуальность создания детско-взрослых сообществ на современном этапе развития системы дошкольного образования. На основе изучения опыта работы российских ДОУ по организации детско-взрослых сообществ сделан вывод, что наиболее оптимальной формой интеграции данных сообществ в педагогическую работу является реализация проектного подхода. Конечной целью создания детско-взрослых общностей в ДОУ является переход к новой социально-педагогической модели дошкольного воспитания с учетом изменений в условиях жизни и информационного пространства современных дошкольников.

Ключевые слова: детско-взрослое сообщество, ДОУ, дошкольное образование, проектный подход, детская субкультура.

The article describes the relevance of creating child-adult communities at the present stage of development of the preschool education system. Based on the study of the experience of Russian pre-school institutions in organizing children's and adult communities, it is concluded that the most optimal form of integrating these communities into pedagogical work is the implementation of the project approach. The ultimate goal of creating child-adult communities in pre-school education is the transition to a new pedagogical model of preschool education, taking into account changes in the living conditions and information space of modern preschoolers.

Keywords: children-adult community, pre-school education, project approach, children's subculture.

Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В связи с этим в Законе РФ от 30.12.2012 № 273 «Об образовании» (ст. 44), указано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

С введением в действие Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155), дошкольное учреждение играет новую роль, обеспечивая непосредственное участие родителей в образовательной деятельности, включая создание образовательных проектов с семьей для выявления потребностей и поддержки семейных образовательных инициатив.

Как отмечает исследователь М. С. Задворная, «в современном мире детей и взрослых существует проблема нарушения связей в системе «родитель-ребенок» и как следствие — эмоциональное неблагополучие ребенка дошкольного возраста», в связи с чем она рекомендует «субъектам образовательного процесса непосредственно взаимодействовать в различных видах совместной деятельности» [1, с. 69].

Для повышения эффективности воспитательного процесса и работы по социализации детей, необходимо стремиться к формированию новых форм общения и взаимодействия между родителями и педагогами, на основе принципов открытости и доверия, неформального подхода. Родители должны быть помощниками педагогов, и активно вовлекаться в жизнь детского сада.

Одной из форм вовлечения родителей в работу дошкольного учреждения и активного взаимодействия с детьми и педагогами является создание детско-взрослых сообществ.

Детско-взрослое сообщество является социально-педагогическим феноменом.

Впервые в педагогике понятие детско-взрослой общности было представлено в работах Л. И. Новиковой и А. Т. Куракина [3], рассматривавших ее в контексте детского воспитательного коллектива.

Сообщества являются естественной организацией жизнедеятельности людей. В детско-взрослых сообществах дети выступают в качестве полноценных участников и членов общества.

Создание детско-взрослого сообщества в дошкольном учреждении предполагает поиск и внедрение новых форм для раскрытия талантов и способностей воспитанников, изменение образа жизни ДОУ, чтобы ребенок в процессе реализации собственного потенциала добивался успеха при помощи педагогов и родителей. При этом добиваться успеха он должен там, где ему это интересно, и с помощью тех методов и инструментов, которые соответствуют его личностным особенностям, а также его социально-бытовому окружению, возможностям и интересам его семьи.

Кроме того, создание сообщества детей и взрослых в детском саду — один из способов инновационного развития учреждения. По определению Л. М. Клариной «детско-взрослое сообщество — это такое совместное бытие взрослых и детей, для которого характерно их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности» [2, с. 15].

В. И. Слободчиков предполагает существование трех вариантов существования детско-взрослой общности: симбиотическая, формальная и событийная. Событийная общность является наивысшим уровнем развития, так как в ее рамках происходит соединение детской субкультуры с общечеловеческими культурными особенностями взрослого мира.

Ряд исследователей рассматривают создание детско-взрослого сообщества в контексте проектно-исследовательской деятельности ДОУ.

Важнейшим фактом, обеспечивающим эффективность образовательного процесса, является личное участие детей и родителей в насыщенной событиями жизни. С помощью проектов родители и дети могут заниматься тем, что им по-настоящему интересно, развивать свои творческие способности, конечным результатом чего станет обеспечение для ребенка эмоционального комфорта.

Проекты могут быть разнообразными по форме и содержанию: образовательные, социальные, сетевые и т. д. Примерами проектов, реализуемых в рамках функционирования детско-взрослых сообществ в российских ДОУ, являются исследовательские работы «Куда исчезли динозавры», конкурсы «Супер-папа» и «Супер-мама», исторические проекты «Судьбы наших отцов», информационный проект детсадовской газеты «Дашенька-информ» и т. д. [4, с. 132].

Члены семей воспитанников детского сада имеют разные профессии, хобби и интересы. И каждый из них может в той или иной форме поделиться своими знаниями и навыками, тем самым способствуя развитию не только своего ребенка, но и других воспитанников. Объединение интересов — залог эффективной совместной работы взрослых и детей, которая будет привлекательной для каждого участника детско-взрослого сообщества.

Таким образом, в основе детско-взрослого сообщества должно лежать взаимопонимание членов сообщества как представителей самодостаточных субкультур.

Ряд исследователей отмечают, что для создания и развития детско-взрослых сообществ необходимо обеспечить в ДОУ соответствующие условия:

− педагогический процесс в детском саду должен строиться как череда событий творческой жизнедеятельности, то есть акцент именно на событийных детско-взрослых сообществах;

− организация в ДОУ подготовки педагогических работников к реализации проектов для более эффективного взаимодействия с родителями воспитанников;

− реализация мер по достижению мотивированного участия родителей в проектах. С этой целью изучаются характеристики каждой семьи, ее интересы, запросы и возможности [1, с. 70–71].

Конечной целью создания и развития детско-взрослых сообществ в ДОУ является переход к новой образовательной социальной модели «Ребенок — родители — педагог», вместо существующей «Педагог — ребенок — родители».

Литература:

  1. Задворная М. С. Создание детско-взрослого сообщества как условие реализации педагогического проекта в дошкольном образовательном учреждении // Санкт-Петербургский образовательный вестник. — 2018. — № 1. — С. 69–72.
  2. Кларина Л. М. Сообщество семьи и детского сада: его цели и модели развития // Детство: Педагогический альманах. — 1998. — № 1. — С. 13–22.
  3. Куракин А. Т., Новикова Л. И. Школьный ученический коллектив: проблемы управления. — М., 1982. — 96 с.
  4. Лопсонова З. Б. Модель развития детско-взрослого сообщества // Вестник СВФУ. — 2014. — Том 11. № 2. — С. 129–135.
Основные термины (генерируются автоматически): детско-взрослое сообщество, детский сад, дошкольное образование, дошкольное учреждение, ребенок, родитель, детская субкультура, детско-взрослая общность, образовательный процесс, проектный подход.


Задать вопрос