Задачи: совершенствовать умение делить слова на слоги,
совершенствовать навык чтения слогов и слов,
совершенствовать навык звукового анализа,
совершенствовать умение строить предложение,
развивать фантазию,
воспитывать доброжелательное отношение друг другу.
Оборудование: гелиевый воздушный шарик, «поломанные» буквы, удочка, «рыбки» со слогами, ведёрко, голубой шарф, магнитная доска, имитация горы, картинки со словами для деления на слоги, половинки цветов одного цвета со словами, карточки со словами для звукового анализа на цветном картоне, части цветка (серединка, пять лепестков с буквами разного размера ДОБРО)
Ход ООД.
Организационный момент — в групповую комнату влетает воздушный (гелиевый) шарик с письмом от царицы Грамматики. Логопед читает письмо детям: «Я царица Грамматики, хозяйка звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех жителей и теперь у нас царит беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном цветке. Собрав, все лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут».
Логопед:
— Ну, что ребята поможем царице Грамматике? (Да)
Тогда нам нужно ответить на секретные вопросы-загадки . Их приготовила царица Грамматики не серединке волшебного цветка, если мы их разгадаем, то мы сможем отправиться за лепестками магического цветка.
− Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт…(Звук)
− Чёрные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает…(Буквы)
− Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый…(Слог)
− Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…(Слово)
— Молодцы, серединка цветка у нас. Дальше дорогу нам укажут буквы. Посмотрите, они обижены Буквоедом. Подойдите, каждый к букве и догадайтесь, что это за буква?
«Поломанные» — буквы разложены на полу — дорожкой. Дети угадывают буквы.
— А вот и первый лепесток. Он оказался у реки «Слоговой». В реке плавают «рыбки» со слогами. Рыбок мы поймаем, слоги прочитаем. Дети ловят рыбок, читают слоги и складывают в ведёрко.
— Молодцы, рыбки — волшебные нам помогли, второй лепесток нам принесли.
Дети перешагивают через речку.
«Высокая гора»
— Впереди гора стоит
Она из слов вся состоит
Разобрать её вам нужно
Будет путь тогда открыт.
Имитация горы, прикреплённой на магнитной доске, на ней картинки со словами. Дети подходят, берут картинку, называют слово и делят его на слоги.
— Молодцы, через гору мы прошли. Вот и третий лепесток волшебного цветка.
— А мы оказались на цветочной полянке.
Чтобы слово вам узнать
Цветочки нужно собирать.
Цветы по цвету собирайте
И словечки составляйте.
Дети разбиваются на пары, собирают цветы одного цвета. Соединяя их, составляют слова.
— Молодцы, слова прочитали, и в нашем букете оказался четвёртый лепесток. Остался последний лепесток волшебного цветка.
«Звуковой коврик»
— Если коврик вы сошьёте
Быстро дальше вы пойдёте.
Коврик этот не простой
Он волшебный звуковой.
Дети садятся за столы и выполняют звуковой анализ слов (школа, урок, книга, карандаш, ручка, звонок) на индивидуальной карточке.
— Чтобы коврик крепким был
Ниточки скрепим.
Дети приносят свои карточки на цветном картоне и прикрепляют плотно друг другу на доске. Логопед проверяет задание и предлагает ребёнку придумать предложение со своим словом.
— Молодцы, у нас получился рассказ о школе, где без царицы Грамматики никак нельзя.
— На волшебном коврике, который вы сами сложили, прилетел к нам последний пятый лепесток магического цветка. Пора нам узнать магическое слово, чтобы снять заклинание Буквоеда. Как его узнать? Что делать с буквами на лепестках? Посмотрите, буквы разного размера. Давайте, попробуем расставить их от самой большой до самой маленькой. Читают слово «ДОБРО».
— Давайте, прикрепим этот цветок к шарику, который к нам прилетел из страны Грамматики и отпустим его на улице, пусть он летит и спасёт страну букв и звуков.
Итог.
— Я желаю вам друзья делать добрые дела.
Дружить и добро друзьям дарить!
Литература:
- Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 6–7 лет с ОНР.М.: Издательство СКРИПТОРИЙ, 2003. — 259с.
- Куликовская Т. А. Мастерская букв. М.: Гном-пресс, 1997. — 112с.