В статье анализируется учебно-воспитательная деятельность Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых. Основное внимание уделяется организации учебного процесса в училищах для слепых и ремесленных мастерских, находящихся в ведении Попечительства, а также характеристике основных направлений практической подготовки слепых детей. Автор приходит к выводу о благотворном влиянии учебно-воспитательной деятельности Попечительства на интеграцию своих воспитанников в общество и подготовку их к самостоятельной трудовой деятельности.
Ключевые слова: Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых, училища для слепых, ремесленные мастерские, учебно-воспитательная деятельность.
Только тот, кто имел случай сравнить жизнь и состояние духа слепца-работника с жалким существованием заброшенного всеми слепого, может сказать, каким благодеянием является воспитание и обучение слепых детей .
Ф. Зейдлер «Дайте слепым работу» [11, № 10, С. 118]
Проблема организации всесторонней помощи слепым со стороны государства и общественных организаций являлась актуальной во все времена. Центральным звеном отечественной системы попечения о слепых в конце XIX — начале XX века стало Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых, образованное в 1881 году. Первоначально находившееся в ведении Министерства внутренних дел, в 1883 году оно вошло в состав Ведомства учреждений императрицы Марии.
Попечительство о слепых занималось оказанием материальной, медицинской, трудовой и других видов помощи слепым людям или лицам, имеющим проблемы со зрением. Одним из приоритетных направлений его деятельности являлась организация воспитательного и учебного процесса, направленного на интеграцию слепых детей в общество и подготовку их к самостоятельной трудовой жизни. Для реализации этой задачи Попечительство о слепых содержало достаточно большое количество училищ, ремесленных мастерских и других заведений. Необходимо отметить, что содержание училищ для слепых составляло самую крупную статью расходов Попечительства. Например, в 1908 году оно израсходовало на содержание училищ 314 062 р. 73 к., что составляло 28 % от общей суммы расходов за год [14, № 1, С. 52].
Самым крупным учебным заведением Попечительства являлось Александро-Мариинское училище в Санкт-Петербурге, основанное в 1881 году. На организацию его деятельности было израсходовано более 1,5 млн. рублей [2, № 27, С. 853]. Не меньшую известность приобрело Московское училище для слепых мальчиков, открытое в 1890 году. Помимо этого, губернские училища для слепых функционировали в Киеве, Казани, Костроме, Воронеже, Перми, Смоленске, Самаре, Туле и других городах Российской империи. К 1897 году в ведении Попечительства находилось 23 училища для слепых [1, № 8, С. 61], в которых в 1900 году воспитывалось 664 ребенка [13, № 10, С. 118]. К 1908 году число воспитанников училищ выросло до 792 [14, № 1, С. 50].
Основные задачи училищ для слепых состояли: 1) в предоставлении детям базовых знаний по основным учебным предметам; 2) в содействии физическому развитию и укреплению здоровья воспитанников; 3) в организации культурного досуга учащихся; 4) в обучении детей занятиям, которые подготавливали их к самостоятельной трудовой жизни. Исходя из этого, образовательный процесс в училищах для слепых проходил в нескольких отделениях. В общеобразовательном отделении детей обучали чтению и письму по системе Брайля, арифметике, грамматике, а также давали им базовые знания по географии, русской истории, естествознанию и другим предметам [3, С. 50].
Для повышения образовательного уровня призреваемых педагогический персонал знакомил их с известными литературными произведениями и научными работами. Для этой цели некоторые учебные заведения содержали собственные типографии, которые выпускали книги, выполненные шрифтом Брайля. Например, в 1902 году типография, устроенная при Александро-Мариинском училище, отпечатала произведения Н. В. Гоголя и В. А. Жуковского, очерки известного педагога и литератора В. П. Острогорского, а также «Родную старину» историка В. Д. Сиповского [12, № 6, С. 102–103].
Педагогический персонал училищ уделял большое внимание физическому развитию учащихся и укреплению здоровья детей. С этой задачей отлично справлялось Московское училище для слепых мальчиков. Известный в Москве преподаватель гимнастики Ф. И. Ольшаник обучал детей гимнастическим упражнениям. Для учащихся ежедневно организовывались прогулки на свежем воздухе [6, С. 14]. Кроме этого, на время летних каникул воспитанники вывозились на проживание в имение г. Унковского в Тульской губернии, где получали возможность отдохнуть и поправить свое физическое здоровье [6, С. 15].
Организация культурного досуга учащихся также являлась важной задачей учебных заведений для слепых детей. В Киевском училище для воспитанников регулярно проводились литературные чтения и музыкальные вечера. Кроме того, учащиеся регулярно посещали концертные мероприятия и театральные постановки [4, С. 26]. Московское училище для слепых регулярно организовывало для своих воспитанников поездки в театр, концерты и музыкально-вокальные вечера [7, С. 18].
Как уже было сказано выше, одной из основных задач училищ для слепых являлось обучение детей занятиям, которые после окончания курса могли стать основой их материального обеспечения. С этой целью при каждом училище функционировали мастерские, в которых воспитанники овладевали различными ремеслами. В Московском училище детей обучали плетению ковров, переплету венской мебели, корзиночному и щеточному ремеслам. Показателем высокого уровня мастерства воспитанников служили многочисленные заказы на ремесленные изделия, от выполнения которых училище получало значительную прибыль. В 1897 году доходы Московского училища от сбыта ремесленных изделий составили 589 р. 12 коп., в 1905 г. — 2429 р. 40 коп. [7, С. 17].
Не меньшее внимание уделялось обучению воспитанников пению и игре на музыкальных инструментах , представлявших одну из отраслей будущего материального обеспечения слепых детей. Хоры и оркестры, сформированные из воспитанников училищ, пользовались достаточно большой популярностью. Например, хорвоспитанников Московского училища регулярно пел в приходской церкви Положения Ризы Господней и в церкви Александро-Мариинского приюта. Оркестр Московского училища, в репертуар которого входили произведения П. И. Чайковского, М. И. Глинки, И. С. Баха и других известных композиторов, достаточно часто выступал с концертами [5, С. 13].
Овладение вокальными навыками выступало практически стопроцентной гарантией будущего трудоустройства выпускников училищ. Например, два хора, сформированных из бывших воспитанников Александро-Мариинского училища, регулярно пели в церквях и зарабатывали до 3000 рублей в год [8, Л. 87]. Один из учеников, окончивших курс обучения, занял должность регента в сельской церкви, две бывшие воспитанницы училища работали учительницами музыки и т. д. [8, Л. 87].
Кроме, того, некоторые училища для слепых занимались подготовкой настройщиков музыкальных инструментов, которые также пользовались большим спросом на рынке труда. Например, в 1901 году Александро-Мариинское училище выпустило девять настройщиков роялей. Шесть из них смогли трудоустроиться на фабриках по производству музыкальных инструментов и получали достаточно приличное жалованье (до 60 руб. в месяц) [4, С. 21].
Одним из распространенных направлений практического обучения слепых детей являлась подготовка массажистов и массажисток. Овладение техникой массажа позволяло значительному числу воспитанников училищ устроиться в больницы или получить частную практику [8, Л. 87]. Выдержав экзамен по анатомии и физиологии, учащиеся несколько месяцев практиковались в одной из городских больниц, после чего могли заняться самостоятельной трудовой деятельностью. Например, Александро-Мариинское училище в 1901 году подготовило 7 массажистов, каждый из которых после окончания училища имел небольшой заработок [4, С. 21].
Показателем высокого уровня организации практического обучения слепых детей являлось большое количество трудоустроенных воспитанников училищ. Например, в период с 1881 по 1899 год Александро-Мариинское училище выпустило 59 воспитанников и воспитанниц. 48 из них после окончания учебного курса занимались изготовлением ремесленных изделий и зарабатывали на жизнь собственным трудом [9, № 6, С. 70]. В 1900 году обучение в Александро-Мариинском училище закончило 11 человек. Десять воспитанников после выхода из училища стали заниматься ремесленным производством, а один выпускник получил приглашение на должность регента в церковном хоре [10, № 7, С. 73].
Необходимо отметить, что Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых занималось обучением не только детей, но и взрослых. Взрослые слепые, не окончившие курса училища, получали возможность овладеть каким-либо ремеслом в многочисленных мастерских, организованных Попечительством.
Достаточно широкую деятельность в данном направлении развернули мастерские имени К. К. Грота в Санкт-Петербурге, начавшие свою деятельность в 1893 году [8, Л. 60]. Слепые, прошедшие в них курс обучения, получали возможность трудиться в мастерских на правах самостоятельных работников или могли найти себе занятие на стороне. При выпуске из мастерских слепцы снабжались всем необходимым на первое время — платьем, обувью, бельем, небольшой суммой денег, инструментами и другими ремесленными принадлежностями [8, Л. 22, оборот]. Кроме того, работникам выдавались аттестаты о знании ремесла, которые служили подтверждением их профессиональной квалификации при устройстве на работу.
Слепые, продолжавшие после окончания курса обучения трудиться в мастерских, занимались изготовлением щеток, дорожных сундуков, корзин, диванов, кресел и других изделий [8, Л. 23]. За выполненные работы им выдавалось жалованье, размер которого зависел от трудолюбия и скорости выполнения работ. Наиболее продуктивные работники зарабатывали более 900 рублей в год [12, № 6, С. 103].
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что учебно-воспитательная деятельность Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых была организована на достаточно высоком уровне. В училищах для слепых дети получали базовые знания по основным учебным предметам. Помимо этого, педагогический состав училищ уделял большое внимание физическому развитию детей и организации культурного досуга для учащихся. Однако приоритетным направлением учебно-воспитательного процесса, организованного Попечительством, являлось обучение воспитанников практическим занятиям, призванным стать основой из будущего материального обеспечения. Профессиональные навыки, полученные детьми в училищах для слепых, а взрослыми — в ремесленных мастерских, служили гарантией их будущего трудоустройства. Таким образом, благодаря организации учебно-воспитательной деятельности Попечительство императрицы Марии Александровны вносило огромный вклад в интеграцию слепых людей в общество и подготовку их к самостоятельной трудовой деятельности.
Литература:
- Вестник благотворительности, 1897.
- Неделя, 1897.
- Отчет Пермского отделения Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых за 1912 год. — Пермь: Типо-Литография Губ. Правления, 1913. — 94 с.
- Отчет Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых за 1901 год.- СПб., 1902. — 150 с.
- Отчет Совета Московского отделения Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых за 1903 год. — М.: Т-во скоропечатня А. А. Левенсон., 1904.- 121 с.
- Отчет Совета Московского отделения Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых за 1904 год. — М.: Т-во скоропечатня А. А. Левенсон, 1905. — 126 с.
- Отчет Совета Московского отделения Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых за 1905 год. — М.: Т-во скоропечатня А. А. Левенсон, 1906. — 108 с.
- Российский государственный исторический архив. Ф. 764 Оп. 1 Д. 235.
- Слепец, 1899.
- Слепец, 1900.
- Слепец, 1901.
- Слепец, 1903.
- Трудовая помощь, 1902.
- Трудовая помощь, 1910.